Имя Чехова на карте

Мне нравится иронический человек.
И взгляд его, иронический, из-под век.
И черточка эта тоненькая у рта —
иронии отличительная черта.
Мне нравится иронический человек.
Он, в сущности, — героический человек.
Мне нравится иронический его взгляд
на вещи, которые вас, извините, злят.
И можно себе представить его в пенсне,
листающим послезавтрашний календарь.
И можно себе представить в его письме
какое-нибудь старинное — мил сударь.
Но зря, если он представится вам шутом.
Ирония — она служит ему щитом.
И можно себе представить, как этот щит
шатается под ударами и трещит.
И все-таки сквозь трагический этот век
проходит он, иронический человек.
И можно себе представить его с мечом,
качающимся над слабым его плечом.
Но дело не в том — как меч у него остер,
а в том — как идет с улыбкою на костер
и как перед этим он произносит:— Да,
горячий денек — не правда ли, господа!
Когда же свеча последняя догорит,
а пламень небес едва еще лиловат,
смущенно — я умираю — он говорит,
как будто бы извиняется, — виноват.
И можно себе представить смиренный лик,
и можно себе представить огромный рост,
но он уходит, так же прост и велик,
как был за миг перед этим велик и прост.
И он уходит — некого, мол, корить, —
как будто ушел из комнаты покурить,
на улицу вышел воздухом подышать
и просит не затрудняться, не провожать.

2ведущий: Таганрог, Москва, Сахалин, Мелихово, Ялта - эти памятные места связаны с именем Чехова. Это вехи на его короткой, но яркой, как пламя свечи, жизни. Каждое из них достойно отдельного разговора. Сегодня мы приглашаем вас на экскурсию по чеховским местам.
Действие большинства рассказов Чехова происходит в провинции. Возможно, поэтому постепенно сложилось впечатление, что город чеховского детства был заштатным российским провинциальным городом. Таганрог был не таким.

1 ведущий: Таганрог 150-летней давности - это вполне процветающий город на юге России. Его жители гордились тем, что основателем города был Великий Петр, и что строительство его началось на 5 лет раньше северной столицы. А. П. Чехов, спустя 10-летие после переезда из Таганрога, находясь на лечении в Европе, в Париже познакомился с известным скульптором М. Антокольским. Чехов убедил Антокольского создать для Таганрога памятник основателю города Петру Первому. Переговоры прошли удачно, Чехов организовывает бронзовую отливку статуи и доставку её через Марсельский порт в Таганрог. Этот памятник до сих пор напоминает таганрожцам об их великом земляке.
У таганрожцев имелись все основания считать свой город «южной столицей» Российской империи: это был крупный порт на берегу Азовского моря, который вел оживленную торговлю со многими иностранными державами. Через таганрогский порт ввозились в Россию свыше сорока процентов товаров, проходивших через южнорусские порты. Город снабжал юг и среднюю полосу редкими колониальными товарами: лимонами, апельсинами, орехами, маслинами, прованским маслом.
«Таганрог - это греческое царство, немножко похож на Киев, только здесь… греки. Все греки: разносчики, попы, гимназисты, мастеровые... Даже вывески греческие».

Таганрог - это все же Россия,
Хоть не густо там русских людей...
Море... солнце... купцы городские...
Шумный порт, паруса кораблей...

В Таганроге Антон Павлович Чехов прожил почти половину своей недолгой жизни. Здесь вызревала и формировалась его человеческая сущность, его душа художника.

2 ведущий: Родной дед писателя - Егор Михайлович Чех. Это был человек незаурядный. Первый грамотный в своем роду, он дослужился до должности приказчика сахарного завода в Ольховатке. Смолоду у Егора Михайловича была одна цель - стать свободным. К 42 годам он скопил, отказывая себе во всем, три с половиной тысячи рублей и выкупил себя и свою семью на волю. Это было в 1841 году. С этого времени начинается история вольных Чеховых.

1 ведущий: Павла - будущего отца великого писателя - устроил конторщиком у купца Кобылина в Таганроге.
Тринадцать лет прослужил Павел Егорович Чехов конторщиком.
С первых лет службы он стал откладывать каждый грош, мечтая когда-нибудь выбиться в люди.
Двадцати девяти лет Павел Егорович женился. на Евгении Яковлевне Морозовой. Через год у молодых супругов родился старший сын Александр, в 1857 году - второй сын Николай. Во владении купца Гнутова Павел Егорович нанял маленький, но отдельный домик в три комнатушки. Домик был расположен в центре города, недалеко от бакалейной лавочки, которую в 1857 году открыл на Петровской площади Павел Егорович (он выплачивал пошлину во второй гильдии, хотя это не соответствовало его истинным доходам). Но нам особенно дорог этот маленький глинобитный домик, сохранившийся до наших дней: здесь 29 января 1860 года у Чеховых родился третий сын, Антон — будущий писатель.

Чеховский домик – уютный, пленительный,
Где обитала большая семья.
В маленьких комнатках дух удивительный, -
В них так свежа, так жива старина!
Здесь собирались вечерями длинными, -
Шутки, остроты и Библии глас.
Были те годы Антоши счастливыми, -
Столько добра в них, невинных проказ.
Ветры Судьбы ткут узорами странными…
На перекрестках случайных дорог,
Чудился домик с зелёными ставнями, –
Тихий, желанный, родной Таганрог.
Домик, тропинка, в цветах подоконники,
Низкая дверь, невысокий порог.
Тянутся в дом восхищённо поклонники,
В дом, куда сам он вернуться не смог.
Вещи глядят свысока и торжественно, -
Здесь, как при Чехове, всё на местах!
Смена времён в звёздном мире естественна.
И только память бессмертна в сердцах…
Чеховский домик – уютный, пленительный,
Где обитала большая семья.

Мария Борисова Ипокрена

Крестили Антона в Успенском соборе. Много лет спустя, вспоминая годы прожитого и пережитого, Чехов в разговоре с Иваном Буниным обратит внимание на забавную запись в церковной метрической книге и скажет: «Вас крестил генерал Сипягин, а вот меня купеческий брат Спиридон Титов: Слыхали такое название?» Документ этот так заинтересовал Бунина, что он попросил у Чехова переписать его...
Купеческий брат, жена купца, дьячок, священник — вот круг людей, вводящих в мир будущего писателя в неведомый ему пока еще мир. Торговал Павел Егорович Чехов в своей лавочке всем, что появлялось в Таганроге.

2 ведущий: Евгения Яковлевна, простая женщина с поэтической натурой, оставила у всех детей самое теплое сердечное чувство. «Я помню,- вспоминала сестра писателя Мария Павловна,- с каким интересом мы слушали ее необыкновенные, исполненные поэзией, рассказы. На фоне внешней суровости отца материнская заботливость и нежное отношение к детям воспринимались нами с особой остротой и горячей признательностью».
Уклад в семье родителей был патриархальный. Нрава Павел Егорович был крутого и властного. Обязанности главы семьи он исполнял ревностно, требуя от домочадцев неукоснительного повиновения. Впитав мораль и законы взрастившей его среды, он прежде всего в собственной семье насаждал домостроевские порядки. За малейшую провинность дети в семье Чеховых строго наказывались, чаще всего — розгами.

1 ведущий: «Я помню, отец начал учить меня, или попросту говоря, бить, когда мне не было еще и пяти лет. Он сек меня розгами, драл за уши, бил по голове, и я, просыпаясь, каждое утро думал, прежде всего, будут ли сегодня меня драть?..» - рассказывает герой повести А. П. Чехова «Три года». Повесть во многом автобиографична, и эти слова перекликаются с воспоминаниями братьев Чеховых о своем детстве.
Без разрешения отца в доме ничего не делалось. Детям приходилось жить под его диктовку: бегать нельзя: «сапоги побьешь», шалить нельзя: «балуются только уличные мальчишки»; играть с товарищами — пустая и вредная забава: «товарищи бог знает чему научат»...

2 ведущий: Павел Егорович был «коммерсантом» лишь по профессии, а по душе - художником и больше всего тянулся к искусству. Одаренность его была разносторонней: самоучкой выучился играть на скрипке, увлекался живописью, хорошо рисовал, писал иконы и страстно любил церковное пение. Артистический его склад передался детям, которые любили разыгрывать домашние сценки, пародировать друг друга, давать смешные прозвища Главным увлечением Павла Егорович был созданный им церковный хор, набранный из кузнецов. Он сам руководил этим хором, который отнимал массу времени в ущерб коммерческим делам.

1 ведущий: Подрастающих детей своих Павел Егорович заставлял обязательно участвовать в хоре. «Отец во всем, что касалось церковных служб, был аккуратен, строг и требователен. Если приходилось в большой праздник петь утреню, он будил детей в два и в три часа ночи и, невзирая ни на какую погоду, вел их в церковь, - с большой грустью вспоминал об этом Антон, -…когда, бывало, я и два моих брата среди церкви пели трио… на нас все смотрели с умилением и завидовали моим родителям, мы же в это время чувствовали себя маленькими каторжниками». Но, несмотря на это, отношение Антона Павловича к отцу было уважительным и любовным.

2 ведущий: Годы учения Чехова в гимназии (1867 - 1879) - это годы его детства, отрочества и юности. Воспитание в гимназистах покорности и безропотности было в 1870-х годах продуманно гимназическим начальством до мелочей. Писатель В. Г. Богораз, учившийся в той же гимназии, вспоминал, что она «представляла в сущности арестантские роты особого рода».
Любовью гимназистов пользовался лишь учитель закона божьего Покровский, человек умный и образованный. Вряд ли можно ошибиться, предположив, что Покровский был не слишком верующим человеком. Наскоро объяснив очередной отрывок из Евангелия, он вытаскивал какую-нибудь далеко не священную книгу и, убедившись, что за дверью никто не подслушивает, читал ученикам вслух. От Покровского Чехов впервые услышал о Чернышевском и Щедрине, Шиллере и Шекспире.

1 ведущий: Весельчак и балагур, походивший, по словам Антона на гусара, Покровский любил давать ученикам прозвища. Как-то, приступив к опросу, он развернул журнал и, лукаво сощурившись, произнес:
- Антоша Чехонте!
Чехов улыбнулся: прозвище было не обидное и забавное.
Став писателем, Чехов послал Покровскому свою книгу «Пестрые рассказы». На заглавном листе стояло - «Антоша Чехонте». Прозвище, данное Покровским, стало псевдонимом молодого писателя.

2 ведущий: в 1869 г. Чеховы переехали в дом на окраине города. В нижнем этаже двухэтажного дома помещалась лавка Павла Егоровича. На доме висела вывеска «Чай, кофе и другие колониальные товары». Немного ниже «На вынос и распивочно».
Александр, старший брат писателя в последствии вспоминал: «Судьба в ранние годы жизни Антона заставила играть его за прилавком роль мальчика-лавочника в бакалейной лавке среднего разряда… В ней он с грехом пополам учил и недоучивал уроки, в ней переживал зимние морозы и коченел, и в ней же тоскливо, как узник в четырех стенах, должен был проводить золотые дни гимназических каникул». Учился Чехов неважно. Сказывались и перегруженность различными обязанностями, которые Павел Егорович взваливал на плечи сыновей, и казенная, убивающая всякую любознательность система преподавания. Дважды Чехов оставлен на второй год: в третьем классе из-за географии и арифметики, в пятом - из-за греческого языка. По русской словесности он никогда не получал больше четверки.

1 ведущий: Кроме того, когда в 1873 году в Таганроге открылись бесплатные ремесленные курсы, где после занятий могли обучаться и гимназисты, Павел Егорович послал туда своих сыновей, полагая, что ремесла всегда дадут им верный заработок. Директору гимназии было подано заявление с просьбой допустить обучение ремеслам: Ивана - переплетному, Николая и Антона - сапожному и портняжному. Двухлетнее посещение курсов, не давшее видимых результатов, все же не осталось бесследным - термины сапожной и портновской профессий использованы в рассказах Чехова необычайно точно.

2 ведущий: Торговые дела Павла Егоровича шли между тем все хуже и хуже. Непрактичный и увлекающийся, он делал одну ошибку за другой. На последние деньги Павел Егорович затеял вдруг постройку дома. Недостающие деньги были взяты в долг в надежде, что торговля выручит. Но покупатели все реже появлялись в лавке, зато кредиторы осаждали ее хозяина. «Коммерциозное предприятие», которым так гордился Павел Егорович, пришлось закрыть.
В дом Чеховых вошла нужда. Иной день нечем было накормить детей, из-за не внесенной вовремя платы за обучение Антона неделями не допускали до занятий. Все чаще дети слышали страшное слово «долговая яма».
Отец Чеховых решил бежать от тюрьмы в Москву. Однажды ночью он уехал из дому, даже не попрощавшись с детьми. За старшего в доме остался Антон.

1 ведущий: Делами Павла Егоровича занялся жилец Чеховых судебный чиновник Селиванов. Пообещав Евгении Яковлевне выиграть дело, Селиванов не удержался от соблазна нагреть руки на чужой беде. Дом Чеховых перешел в его собственность, в счет долга была отобрана мебель. Чеховы остались нищими.
Полуживая от горя, Евгения Яковлевна, забрав младших детей, уехала к мужу в Москву. Шестнадцатилетний Антон должен был решить нелегкую задачу, как просуществовать в Таганроге до окончания гимназии.
Когда Селиванов предложил Чехову подготовить его племянника Петю Кравцова в юнкерское училище, Антон согласился.

2 ведущий: Из Москвы приходили отчаянные письма: отец все еще перебивался случайными заработками. «Мы получили от тебя 2 письма наполнены шутками, - писала Антону мать, - а у нас в то время было 4 копейки на хлеб… Ждали от тебя не пришлешь ли денег, очень было горько…».
Антон распродал жалкие остатки имущества - кастрюльку, ветхую мебель - и отослал Евгении Яковлевне вырученные гроши. Каждый месяц посылал он в Москву и часть заработанных уроками денег. Уроки давали немного. Ученики жили в разных концах города, один из них - на самой окраине.

1 ведущий: В дождливую погоду туда приходилось добираться по непролазной грязи, а калош у Антона не было. Репетитор мучительно краснел под укоризненными взглядами хозяек: после его ухода на полу оставались грязные следы.
Три года прожил Антон, окруженный чужими и не всегда доброжелательными людьми. Он научился скрывать все, что могло выдать его слабость, вызвать жалость или насмешку. Даже близким он писал о трудностях мельком, да и то шутя: «Я о себе ничего не скажу, разве только, что жив и здоров», или в другом письме: «Летом я не приеду по весьма простой причине. Министр финансов объяснит тебе причину».

2 ведущий: Антон не всегда бывал сыт, расползалась изношенная одежда, приходилось рассчитывать каждую копейку, чтобы вовремя внести плату за обучение в гимназии и послать деньги матери. И все-таки впервые в жизни Чехов был свободен и, следовательно, в какой-то мере счастлив. Для него, с детства скованного поисками отцовской тирании, главным условием человеческого счастья была свобода. «Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья»,- эти слова из рассказа «Человек в футляре» вырвались из самой глубины души писателя.

1 ведущий: В августе 1879 года Чехов переехал в Москву и поступил в университет (Моховая улица), который окончил в 1884 году. В повести “Скучная история” Чехов описывает свои первые впечатления об университете: “А вот мрачные, давно не ремонтированные университетские ворота; скучающий дворник в тулупе, метла, кучи снега… На свежего мальчика, приехавшего из провинции и воображающего, что храм науки - в самом деле храм, такие ворота не могут произвести здорового впечатления. Вообще ветхость университетских построек, мрачность коридоров, копоть стен, недостаток света, унылый вид ступеней, вешалок и скамей в истории русского пессимизма занимают одно из первых мест на ряду причин предрасполагающих…”

2 ведущий: “Чехов был из Таганрога, но Москвой крещен, кончил университет Московский, ладом своим, складом сдержанно-великорусским очень к Москве подошел и не зря дал сестрам в пьесе знаменитый клич: “В Москву, в Москву!”- для многих непонятный”, - писал русский писатель Б. К. Зайцев.
Известный москвовед Б. С. Земенков полагал, что если подсчитать время пребывания Чехова в Москве (даже в период его жизни в Мелихове и Ялте), то окажется, что в некоторые периоды он отрывался от старой столицы не более, чем обычный москвич, разнообразящий свой быт дачной жизнью.

1 ведущий: 1880 году в N9 10 журнала «Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Антона Павловича Чехова. Он сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк», «Осколки». Пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески, сценки, подписываясь псевдонимом — Антоша Чехонте или Человек без селезенки.

2 ведущий: После окончания университета А. П. Чехов не получил казенной должности, и занимался частной практикой, работая уездным врачом в Воскресенске (сейчас — город Истра), в больнице известного врача П. А. Архангельского.
«Тема дается случаем», - пишет Чехов в одном из своих истринских писем. Случай же привел его к Истре. В 1880 брат его, Иван Павлович, был назначен учителем в местное приходское училище. У одинокого Ивана Павловича, только что покинувшего подвальное обиталище Чеховых на Трубной, вдруг оказалась просторная, обставленная и рассчитанная на большую семью квартира.

1 ведущий: С первыми весенними днями мать писателя с его сестрой и младшим братом перебираются в Воскресенск (так раньше называлась Истра). Сначала Антон Павлович бывает здесь лишь наездами, но постепенно Истра привлекает его всё сильней и сильней. В местной интеллигенции молодой писатель встретил чуткую, приветливую и внимающую среду. Здесь «выписывали в складчину положительно все до одного выходившие в то время толстые журналы». «Как писателю Антону Чехову нужны были впечатления, и он стал их теперь черпать для своих сюжетов из той жизни, которая окружала его в Воскресенске: он вошёл в неё целиком. Как будущему врачу ему нужна была медицинская практика, и она тоже оказалась здесь к его услугам».

2 ведущий: Больница, где Чехов проходил медицинскую практику, оставляла немало времени для творческих наблюдений. Её главный врач, П. А. Архангельский, вспоминает: «Нередко он садился на табуретку в кабинете врача в каком-нибудь свободном уголке и оттуда наблюдал своими проникновенными глазами...».
Врачи знали о его литературных трудах, и однажды у одного из них шутливо вырвалось: «...Наверное, Антон Павлович на нас заработает не один пятачок!» Многое увидел здесь начинающий писатель. «Больница сблизила его с больными крестьянами, открыла перед ним нравы их и низшего медицинского персонала и отразилась в тех произведениях Антона Павловича, в которых изображаются врачи и фельдшера («Хирургия», «Беглец», «Токарь»).

1 ведущий: «Он часто проводил в лечебнице время с утра и до окончания приёма, - читаем мы в записях доктора Архангельского, - иногда запаздывал домой к обеду, у меня оставался и обедать. Помню: идёшь, бывало, часов в 9 утра в больницу и видишь, как из-за кладбища по берёзовой аллее подвигается велосипед с огромным передним колесом, а на нём кто-нибудь из братьев Чеховых в сопровождении остальных; попеременно садясь и падая, они достигали, наконец, больницы; Антон Павлович обыкновенно оставался и шёл со мною в больницу, а братья или следовали по дороге дальше, или же возвращались назад».
В письме к издателю «Осколков» Н. А. Лейкину Чехов перечисляет свои первые докторские гонорары: «...лечил одной барышне зуб, не вылечил и получил 5 руб.; лечил монаха от дизентерии, вылечил и получил 1 руб.» и т.д. И не без грусти заканчивает: «все оные рубли я собрал воедино и отослал их в трактир Банникова, откуда получаю для своего стола водку, пиво и прочие медикаменты!».

2 ведущий: И все же Воскресенск не обеспечивал Чехову ту долю спокойствия и тишины, которые столь нужны для сосредоточенного писательского труда. Вот почему, когда в 1885 году помещики Киселёвы предложили поселиться на лето в их имении Бабкине, верстах в четырех от Воскресенска, пленённая парком, рекою, прудами, дружная чеховская семья с восторгом перекочевала сюда.

1 ведущий: В Бабкине завязывается крепкая дружба Чехова с Левитаном. Задумчивые заводи Истры, лирические тропинки в зеленой чаще, холмы, по которым взбираются вековые ели, привлекли молодого художника в деревню Максимовку, верстах в двух от Бабкина, по другую сторону Истры, но здесь Левитан прожил недолго. Облюбовав для него отдельный флигелёк, Чеховы быстро перетащили его в Бабкино: вместе гуляли, искали зайцев и вечерами устраивали «театр для себя»: «...Вдруг Левитан на ослике и в простынях, одетый бедуином, выезжал на закате, на луг, за реку и устраивал там вечернюю мусульманскую молитву, а Антон Павлович из-за кустов стрелял по нему холостым зарядом; Левитан падал, и всем домом мы устраивали его похороны».

2 ведущий: День в Бабкине начинался рано. «Часов в семь утра брат Антон уже сидел за столиком, сделанным из швейной машины, поглядывал в большое квадратное окошко на великолепный вид и писал».
В деловом распорядке бабкинских дней креп талант Антона Павловича. Нет корреспондента, которого бы он не звал сюда. Солидного Н. А. Лейкина он готов соблазнить «богомольем» и природой, в отношении которой он обещает ему «нечто такое, чего (он) нигде и никогда не видел». А. С. Лазареву-Грузинскому обещает: «если приедете сию минуту, то попадете как раз к центру времени и пространства... вышлю Вам на станцию своего лейб-кучера Алексея с тележкой, который берет за доставку юмористов очень дешево. Алексея узнаете по: 1) глупости, 2) растерянному взгляду и 3) № «Нового времени», который я велю держать ему в руках». Сохранились и дружеские увещевания архитектору Ф. О. Шехтелю, будущему автору здания МХАТа: «Бросьте Вы Вашу архитектуру! Вы нам ужасно нужны...» «Если не приедете, то желаю Вам, чтобы у Вас на улице публично развязались тесёмки...».

1 ведущий: По возвращении в Москву, в 1886 году, Чехов получает ободряющее письмо от писателя Д. В. Григоровича, едет в Петербург, выразить свое почтение и признательность. В Петербурге он неожиданно получает приглашение на работу от знаменитого издателя А. С. Суворина в газете «Новое время».
Сборники произведений этого времени — «Пестрые рассказы» (1886 г.), «Невинные речи» (1887г.). С началом регулярного сотрудничества с газетой Чехов отказывается от псевдонима и подписывается полным именем.

2 ведущий: В 1887 году ставится первая пьеса Чехова «Иванов». Впервые она была поставлена в Москве в театре Корша, очень популярного у московской публики.
Ф. А. Корш — страстный любитель театра, сочинитель и переводчик пьес, весьма предприимчивый человек, выстроил в 1882 году театр в Богословском переулке за очень короткий срок. За десятилетнюю деятельность театра, спектакли посмотрело более полутора миллиона зрителей, а пьес было поставлено более пятисот. Главная заслуга Корша состояла в том, что он ввел утренние общедоступные спектакли из классического репертуара, которые охотно посещала молодежь.

1 ведущий: 19 ноября состоялась премьера пьесы Чехова «Иванов». Реакция публики была неоднозначной: кто-то громко аплодировал, кто-то шикал, некоторые вскакивали с мест и топали ногами, а на галерке просто началось побоище. Но в целом спектакль имел успех, хотя и пестрый. Чехова заметили, драматургия и замысел пьесы оказались новыми и интересными. Началась официальная драматургическая деятельность писателя. В Петербурге «Иванов» шёл в несколько исправленном виде.

2 ведущий: В 1888 году семья Чеховых поселяется на Луке, близ Сум, Харьковской губернии, на даче помещиков Линтваревых, чтобы провести там весну и лето. Чехов нуждался в новых местах и новых сюжетах для своих произведений, и, к тому же, кашель все чаще стал мучить писателя. Антон Павлович принимает на даче своих друзей литераторов: Плещеева, Баранцевича, книгоиздателя Суворина. С Сувориным у Чехова завязывается настоящая дружба, длившаяся много лет. Чеховы проводят на Луке еще одно лето, 1889 года, но оно омрачается смертью брата писателя — Николая. Это событие сильно подействовало на Чехова, он, вскоре после похорон, уезжает из Луки, начинает собираться за границу, но оказывается в Одессе. Здесь гастролировал Малый театр, и Чехов знакомится с молодой артисткой Пановой, за которую впоследствии, уже в Москве, его пытаются безуспешно сватать.
Вернувшись в Москву, Чехов поселился на Садово-Кудринекой. «Живу в доме, похожем на комод, - читаем письмо писателя, - цвет дома либеральный, т.е. красный» .Чехов активно принимается за литературную работу. Вскоре из-под пера Антона Павловича выходит «Скучная история» и пьеса «Леший».
Пьеса «Леший» была неудачно поставлена, Чехов снял её с репертуара, и, несколько лет спустя, переделал, дав новое название — «Дядя Ваня».
В доме на Садово—Кудринской написаны также: повесть «Степь», водевили «Медведь», «Лебединая песня», более ста рассказов.

1 ведущий: И это при том, что в доме почти постоянно были гости. На втором этаже толклась молодежь, звучало фортепьяно, шли разговоры, а в это время на первом этаже Чехов сидел за столом и писал. В этом доме Чехов знакомится с Л. С. Мизиновой, «прекрасной Ликой», как он потом её называл. Очень красивая, веселая, умная, Лика стала любимицей семьи Чеховых. В чеховском доме бывал Петр Ильич Чайковский, Григорович, известные в то время артисты А. П. Ленский и В. Н. Давыдов, издатель Лейкин, писатель Н. С. Лесков. Четвертый сборник рассказов «Хмурые люди» Чехов посвятил Чайковскому. В 1888 году по решению Академии наук писатель получает половинную Пушкинскую премию (500 руб.) за третий сборник рассказов «В сумерках». Несмотря на всё возрастающую известность и огромные литературные успехи, Чехов недоволен собой, он стремится не к славе, а к созидательной деятельности.
Поэт Николай Глазков в стихотворении «Чеховский домик» описал именно дом на Садово-Кудринской:

На берегу Садового кольца
Стоит уютный двухэтажный домик,
К нему подходим, и уже с крыльца
Он нас с Антоном Павлычем знакомит.
Здесь доктор Чехов принимал больных,
Писатель Чехов сочинял страницы —
И гражданин великий их двоих
Соединил, чтоб правде утвердиться.
Достиг он зрелых творческих вершин
И помнил молодости идеалы…
Когда собрался я на Сахалин,
То в домик Чехова зашел сначала.

2 ведущий: В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин - место ссылки осужденных на каторгу. Родные и близкие вначале воспринимали разговоры Чехова о том, что он собирается на Сахалин, как очередную шутку. Но вскоре поняли, что это всерьез. А, поняв, недоумевали: зачем? Ведь не за сюжетами же для новых рассказов (их у него всегда было в избытке), не за славой, не за восхищением поклонниц — всем этим тридцатилетний писатель и так был пресыщен. Тогда зачем?

1 ведущий: Прямого ответа на этот вопрос нет, поскольку сам Чехов с присущей ему иронией в разное время и разным людям отвечал на него по-разному. Но стоит вчитаться в его письма начала 1890 года, и истина обнаружится: за очищением души, за свежим воздухом свободы, за познанием своей необъятной страны, иной жизни и самого себя ехал Антон Павлович. «Я еду, чтобы пожить полгода не так, как жил до сих пор» — говорил он. А когда познакомишься с очерками, вошедшими в «Остров Сахалин», поймешь главное: писатель догадывался, что суровый остров стал «местом невыносимых страданий», и это было ему глубоко не безразлично. Настолько, что он отправился в длинный и опасный путь, чтобы увидеть все своими глазами. А, вернувшись, противопоставил официальной точке зрения свою собственную, основанную на точных фактах.

2 ведущий: Менее чем за полгода он «перелопачивает» всю имеющуюся на тот момент литературу о Сахалине, вникает в курс тюрьмоведения, просматривает журнал «Морской сборник» за двадцать лет, изучает атлас Крузенштерна. И обращается с письменным прошением к начальнику Главного тюремного управления Галкину-Враскому: «...Беру на себя смелость покорнейше просить Ваше превосходительство оказать мне возможное содействие к достижению мною названных целей».

1 ведущий: Его превосходительство милостиво благословляет поездку (правда, в устной форме) и тут же шлет губернатору Сахалина строжайшее предписание: Чехова к политическим ссыльным не допускать. Антон Павлович обескуражен. На закрытый каторжный остров он вынужден отправляться практически без разрешительных документов. Ведь нельзя же считать таковым билет сотрудника «Нового времени», подписанный А. С. Сувориным. Но уже ничто не в состоянии повлиять на его решение. Всем недоумевающим и любопытствующим Чехов жестко объявляет: «Я сам себя командирую, на собственный счет... Пусть поездка не даст мне ровно ничего, но неужели все-таки за всю поездку не случится таких 2-3 дней, о которых я всю жизнь буду вспоминать восторгом или с горечью?»

2 ведущий: «...Грязь, дождь, — пишет он М. В. Киселевой из Сибири, — злющий ветер, холод... и валенки на ногах, словно сапоги из студня... Вернуться бы назад, да мешает упрямство и берет какой-то непонятный задор, тот самый задор, который побуждал меня делать немало глупостей...».
В пути больше всего наблюдательного писателя поражают люди — сплошь и рядом бывшие каторжане. Народ, по его определению, «независимый, самостоятельный и с логикой».

1 ведущий: Есть у Чехова и описание быта сибирских золотопромышленников, которые «не пьют ничего, кроме шампанского, и в кабак ходят не иначе, как только по кумачу, который расстилается от избы вплоть до кабака». И еще одно горькое наблюдение: вокруг уйма лесного зверья, изобилие дичи и рыбы, а народ голодает и питается одной черемшой... «Русский человек — возмущается Чехов, — большая свинья. Если спросить, почему он не ест мяса и рыбы, то он оправдывается отсутствием привоза, путей сообщения и т. п., а водка, между тем, есть даже в самых глухих деревнях и в количестве, каком угодно. Должно быть, пить водку гораздо интереснее, чем трудиться».

2 ведущий: И вот наконец Сахалин, порт Александровск.
«...Кажется, что будь я каторжным, то бежал бы отсюда непременно, несмотря ни на что...».
Однако Антон Павлович прибыл сюда добровольно и бежать, не выполнив намеченного, не собирался. В течение трех месяцев он проделал гигантский труд. «Я объездил все поселения, — рассказывал он в письме, — заходил во все избы, вставал каждый день в пять часов утра и все дни был в сильном напряжении от мысли, что многое еще не сделано». Чтобы ближе познакомиться с жизнью поселенцев и ссыльнокаторжных, он произвел перепись сахалинского населения, сумел встретиться чуть ли не с каждым из отбывающих наказание. В том числе и с политическими. Уникальность его работы была в том, что в одном лице объединились исследователь, медик, социолог. А, кроме того — общественный деятель и писатель.

1 ведущий: «О приморской области и вообще о нашем восточном побережье с его флотами, задачами и тихоокеанскими мечтаниями скажу только одно: вопиющая бедность! Бедность, невежество и ничтожество, могущие довести до отчаяния. Один честный человек на 99 воров, оскверняющих русское имя...»

2 ведущий: В Москву Чехов вернулся 8 декабря 1890 года. Из сахалинского путешествия он привез, по его словам, «сундук всякой каторжной всячины»: 10000 статистических карточек, прошения, жалобы... Все это стало материалом для «Острова Сахалина».

1 ведущий: Либеральные газеты писали: «Если бы господин Чехов ничего не написал более, кроме этой книги, имя его навсегда было бы вписано в историю русской литературы». А вскоре произошло редкое для России событие: после выхода книги из печати из-за ее широкого общественного резонанса правительство было вынуждено реформировать законодательство о содержании каторжан и ссыльных: в 1893 году — отмена телесных наказаний для женщин и изменение закона о браках ссыльных; в 1895-м — назначение казенных сумм на содержание детских приютов; в 1899-м — отмена вечной ссылки и пожизненной каторги; в 1903-м — отмена телесных наказаний и бритья головы.

2 ведущий: «Я долго писал и долго чувствовал, что иду не по той дороге, пока наконец не уловил фальши, — пишет он в 1893 году Суворину. — Фальшь была именно в том, что я как будто кого-то хочу своим «Сахалином» научить и вместе с тем что-то скрываю и сдерживаю себя. Но как только я стал изображать, каким чудаком я чувствовал себя на Сахалине и какие там свиньи, то мне стало легко и работа моя закипела...».

1 ведущий: Первый музей на Сахалине был открыт 6 декабря 1896 г. силами каторжных и администрацией каторги. Нынешний продолжает его традиции. В 1990г. к столетию поездки писателя, открыт Музей книги А. П. Чехова.

2 ведущий: Маршрут Сахалинского путешествия таков: из Ярославля по Волге до Казани, затем по Каме до Перми, оттуда по железной дороге до Тюмени, а затем через всю Сибирь на тарантасе и по рекам. На Сахалине Чехов пробыл более трех месяцев, затем через Индийский океан, Средиземное и Черное моря, посетив Японию, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Константинополь, прибыв в порт Одессы, он на поезде возвращается в Москву.

1 ведущий: Жизнь в Москве после такого путешествия кажется Чехову неинтересной, и он отправляется в Петербург, чтобы встретится с Сувориным. Они решают вместе ехать в Западную Европу и посещают Вену, Болонью, Венецию, от которой Чехов приходит в восторг, а также Флоренцию, Рим, Неаполь, где писатель совершил восхождение на Везувий. Из Ниццы Антон Павлович отправляется в Монте-Карло, где проигрывает в рулетку 900 франков, затем в Париж.

2 ведущий: По возвращении Чехов, в 1892 году Чехов покупает имение в Мелихово. У семьи Чеховых была мечта обзавестись собственным уголком, которым они могли бы распоряжаться как хотели. Им давно уже наскучило жить в съёмной квартире в Москве, в которой они не видели родного приюта и прибежища души. Задумка купить собственный хутор появилась у А. П. Чехова ещё в то время, когда он жил в Сумах Харьковской губернии. Известно, что чуть было не состоялась покупка имения в Сорочинцах, близ гоголевского Миргорода. Наконец, зимой 1892 года давнишняя мечта Чеховых осуществилась. По объявлению в газете «Курьер» была приобретена усадьба Мелихово, находившаяся в 13 верстах от станции Лопасня Московско-Курской железной дороги. Мелихово представляло собой площадь земли в 213 десятин с усадьбой, лесами, пашнями и лугами, которые А. П. Чехов называл «великим герцогством».

1 ведущий: Имение было куплено за 13000 рублей у театрального художника Н. П. Сорохтина, который, отправляясь вскоре за границу, спешил продать Мелихово и поэтому запросил за него не очень большую сумму. Для того чтобы замаскировать то, что усадьба находилась не в очень хорошем состоянии, бывший хозяин решил перекрасить дом и близлежащие постройки, дабы не видно было изъянов стен. Так как покупка осуществлялась зимой, остальных изъянов имения под снегом совсем не было заметно.

2 ведущий: Вот первые впечатления о Мелихове брата Антона Павловича, Михаила Павловича Чехова: «Все постройки были выкрашены в яркие, свежие цвета, крыши были зелёные и красные, и на общем фоне белого снега усадьба производила довольно выгодное впечатление». Только вот по весне, когда начал таять снег, новых хозяев ожидали многочисленные сюрпризы - «непрактичные», как выразился М. П. Чехов, хозяева поплатились за свою доверчивость.

1 ведущий: Правда, некоторые сюрпризы оказались очень даже приятными: например, в саду вдруг появилась целая липовая аллея, которую раньше было не видно за глубоким снегом; вылез из-под сугроба целый стог соломы, который раньше считался чужим. М. П. Чехов напишет позже: «Никто никогда не покупает имения зимою, когда оно погребено под снегом и не представляется ни малейшей возможности осмотреть его подробно, но мы оба [с А.П.Чеховым] были тогда совсем непрактичны, относились доверчиво ко всем…»

2 ведущий: Семья Чеховых вложила немало средств и сил на обустройство своего родового гнезда. Был расчищен парк, посажены новые плодовые деревья, выкопан пруд. Дом скромной архитектуры, более похожий на летнюю дачу, оставили без изменений. С утра и до позднего вечера Чеховы работали не покладая рук. Был установлен трудовой режим дня. В чеховском доме у каждого была своя хозяйственная роль: Павел Егорович, благообразный старик, когда-то строгий, взыскательный и в некоторой степени деспотичный воспитатель, теперь полностью признавал главенство Антона Павловича. В его задачи входил уход за садом. Мать, Евгения Яковлевна, вела домашнее хозяйство, вставала раньше и ложилась позже всех. Сестра Мария занималась огородом, при этом она регулярно уезжала в Москву, так как работала учительницей в гимназии. Михаил занимался полевым хозяйством, он даже перевелся на службу в Серпухов, чтобы быть поближе к Мелихову. Павел Егорович начинает вести свой дневник — лаконичную летопись мелиховской жизни, отражающей состояние природы, хозяйства, визиты многочисленных гостей, приезды и отъезды родных.

1 ведущий: Чехов занимался посадкой цветов и деревьев. Антон Павлович очень любил фруктовые деревья, мечтал посадить вишневый сад, о чем он ни раз упоминал в своих записных книжках и письмах. «С самого раннего утра, часто даже часов с четырех, Антон Павлович был уже на ногах. Напившись кофе, он выходил в сад и подолгу осматривал каждое фруктовое дерево, каждый куст, подрезывал его или же долго просиживал на корточках у ствола и что-то наблюдал».

2 ведущий: «Творческая деятельность была его стихией. – Вспоминает М. П. Чехов о брате. - Он сажал маленькие деревца, разводил из семян ели и сосны, заботился о них, как о новорожденных детях и в своих мечтах о будущем был похож на того полковника Вершинина, которого сам же вывел в своих «Трех сестрах». По инициативе Антона Павловича в усадьбе и за ее пределами было посажено много деревьев, проведены новые аллеи. Чехов говорил, что близость к природе является необходимым элементом счастья. Письма его из Мелихова заполнены описаниями природы. «После обеда Чехов уходил в спальню, запирался там и обдумывал сюжеты, если его не прерывал Морфей. А затем с трех часов дня и вплоть до семи вечера трудились снова». Итак, в 1892 году в одном из своих писем Чехов написал: «Станция Лопасня Московско-Курской дороги. Это мой новый адрес...»
Сегодня эта станция переименована в честь знаменитого писателя, и, подъезжая, к ней на указателе можно прочесть: Чехов.

1 ведущий: Мелиховский период — это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. «На его долю выпала тяжелая работа: средствами земство не обладало; кроме одной парусиновой палатки, во всем участке Антона Павловича не было ни одного, даже походного барака, и ему приходилось ездить по окрестным фабрикантам, унижаться перед ними и убеждать их со своей стороны принимать посильные меры к борьбе с холерой. О том, как его иногда встречали в таких случаях даже высокопоставленные люди, от которых, казалось, можно было бы ожидать полного содействия, свидетельствуют его письма к Суворину, в которых он описывает ему свои визиты к графине Орловой-Давыдовой и к архимандриту знаменитой, владевшей миллионами, Давыдовой пустыни. Но были и такие люди, которые охотно шли навстречу хлопотам Антона Павловича и сами предлагали ему помещения под бараки и оборудовали их». «Несколько месяцев писатель почти не вылезал из тарантаса. В это время ему приходилось и разъезжать по участку, и принимать больных у себя на дому, и заниматься литературой. Разбитый, усталый, возвращался он домой, но держал себя так, точно делал пустяки, отпускал шуточки и по-прежнему всех смешил…» В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа. Кроме того, организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.

2 ведущий: В Мелихове Чехову приходит идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Писатель жертвует туда более 2-х тысяч томов собственных книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составляет для библиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии Чехов постоянно отсылает в библиотеку закупаемые им книги, причем в больших количествах.

1 ведущий: Несмотря на трудную дорогу (иногда от станции приходилось идти пешком 12 верст), к Чеховым беспрестанно наезжали гости. Часто бывал художник Левитан, черпая вдохновение в скромных мелиховских пейзажах, гостили многие писатели, артисты, музыканты, люди науки, старшие братья с семьями, родственники из Таганрога. Приезжали актрисы: О. Л. Книппер, Т. Л. Щепкина — Куперник, Д. М. Мусина-Пушкина. Часто наведывались подруги Марии Павловны художницы Хотяинцева и Дроздова, и, конечно, Лика Мизинова.

2 ведущий: Чехов не ведет жизнь деревенского затворника. Он часто ездит в Москву и Петербург, где встречается с писателями, художниками, артистами, посещает театры, концерты, бываете в редакциях журналов и газет, принимает участие в литературных вечерах, юбилеях, официальных обедах и т.п. Вообще, появление Чехова вызывает большой резонанс в творческих кругах. В 1895 году Чехов посещал Ясную Поляну, чтобы познакомится с Л. Н. Толстым, который давно ждал этого. Впоследствии Чехов и Толстой часто встречаются в Крыму.

1 ведущий: В Мелихово, несмотря на бесконечный хоровод гостей, кстати говоря, не всегда желанных и тактичных, Чехов постоянно пишет. В 1894 году он выстроил небольшой деревянный флигель, о котором сам писал в одном из писем: «Флигель у меня вышел мал, но изумителен». Первоначально уютный домик, окруженный ягодными кустарниками, предназначался для гостей, но вскоре стал рабочим кабинетом писателя. Когда Чехов был дома, над флигелем поднимался флаг. Именно здесь была написана «Чайка». В 1896 году на сцене петербургского Александрийского театра состоялась премьера пьесы, но спектакль не имел успеха. Чехов очень тяжело переживал неудачную постановку. В 1898 году “Чайка” была поставлена на сцене Московского Художественного театра и шла с непрекращающимся успехом.

2 ведущий: В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден лечь в больницу. Здоровье, и без того слабое, подорванное поездкой на Сахалин, ухудшилось настолько, что доктора настаивают на переезде Чехова на юг. Осень и зиму 1897/98 г.г. писатель живет в Ницце, потом в Париже, Чехов ехал за границу не в первый раз. Уже ранее, после путешествия на Сахалин, он побывал в Италии и Франции. Он видел в Венеции легкий, как кружево, домик, где, по преданию, жила Дездемона, героиня шекспировской трагедии «Отелло», печального льва на могиле великого скульптора Кановы, картины Тициана и высочайшую башню, только что воздвигнутую в Париже из железа инженером Эйфелем.

1 ведущий: Здания, картины и памятники увлекали его. Но живая и таинственная жизнь незнакомых городов занимала его больше древних камней и потемневших полотен.
Он предпочитал один бродить по чужим улицам. Он запоминал, как люди сидели в украшенной цветными фонарями гондоле и под аккомпанемент скрипок и гитар пели: «Jam-rno! Jam-mo!»; как в парикмахерской какой-то молодой человек, вероятно жених или шулер, целый час подстригал бороду; как звучали голоса продавщиц; как крупье в игорном доме украл золотой.

2 ведущий: Многое здесь нравилось ему: нравилось тепло, уличные певцы и море, которое казалось ласковым и трогательным. Но праздная толпа, лакеи во фраках, запах ресторанов оскорбляли Чехова.
Писать здесь, за чужим столом и в чужой комнате, было трудно. Все же Чехов работал.
Из России он получил предложение написать для одного журнала рассказ о Ницце и французах.
Писать его Чехов не стал. Время, когда он писал непосредственно с натуры, как пишет с натуры художник пейзажи или портреты, ушло далеко.

1 ведущий: Среди радостной природы Средиземья Чехов работал над рассказом о русской сельской учительнице с застывшим от бедности сердцем, рассказ о том, как едет она в полушубке на подводе. Чехов не мог и не хотел писать о том, что знал недостаточно хорошо. Его современник Л. Г. Мунштейн написал:

На юг мечтательно уехав,
Оттуда наш милейший Чехов
(Мой неизменный фаворит)
Свои шедевры нам дарит.
Но не в пленительной природе
Страны, "где зреет апельсин",
Не в итальянском небосводе
Берет он краски для картин...
В его рассказе "На подводе"
Рисует южный карандаш
Родную глушь, родной пейзаж,
Непроходимые дороги
И безысходную печаль;
Не грез волшебные чертоги,
Не восхитительную даль, --
Они его душе далеки,
И наша русская тоска
Ему понятна и близка.
И тихой грустью дышут строки
Его рассказа. Прежний смех,
Создавший Чехову успех,
Веселья струны отзвучали;
Но он мне мил в свой печали,
Мне дорог этот скорбный тон --
Больной души чуть слышный стон...

2 ведущий: В мае 1898 года Чехов возвращается на родину и едет в Мелихово. Здесь он живет до сентября, пока не началась осенняя сырость, Врачи рекомендуют Чехову теплый климат. За границу, откуда он только что вернулся, совершив длительное путешествие по Италии, Франции, Германии, ему ехать не хотелось. Чехов выбрал Крым, Ялту. "Без России нехорошо, - писал он, - нехорошо во всех смыслах. Из всех русских теплых мест самое лучшее пока - Южный берег Крыма. В Крыму уютней и ближе к России".

1 ведущий: Там Чехов приобретает участок земли в двух километрах от набережной в деревне Аутка. В октябре Чехов узнаёт о смерти отца. Он пишет сестре: «…Грустная новость, совершенно неожиданная, опечалила и потрясла меня глубоко. Жаль отца, жаль всех вас…Мне кажется, что после смерти отца в Мелихове будет уже не то жильё, точно с дневником его прекратилось и течение мелиховской жизни».

2 ведущий: В Ялте Чехов начинает строительство дома. Деньги на постройку появились от продажи сочинений известному книгоиздателю Марксу. Вскоре по проекту архитектора Шаповалова была построена прекрасная дача. (Чеховский сад) Чехов с упоением занимался благоустройством участка, сажал деревья. Зима 1899 года в Крыму была чрезвычайно суровой, со снегом, морскими бурями. Писатель затосковал о Москве, где в это время с успехом шли его пьесы, кипела творческая жизнь. Весной он едет в Москву, затем в Мелихово. Но, в конце августа вновь оказывается в Крыму. Имение в Мелихове продано, и Чехов с матерью и сестрой окончательно перебирается на жительство в Ялту.

1 ведущий: По воспоминаниям друга Антона Павловича, ялтинского врача и писателя Сергея Яковлевича Елпатьевского, Чехов в то время был красивый, изящный, тихий, немного застенчивый, с негромким смешком, с медлительными движениями, с мягким, терпимым, немного скептическим, насмешливым отношением к жизни. Когда дом был построен, Чехов переехал туда с матерью Евгенией Яковлевной и сестрой Марией Павловной, которая была Антону Павловичу близким другом. Начался последний период его жизни, который, это было ясно, не мог продолжаться долго.

2 ведущий: Весной 1900 года в Крым приезжает на гастроли Московский Художественный театр. К. С. Станиславский вспоминал: "Это была весна нашего театра, самый благоуханный и радостный период его молодой жизни. Мы сказали себе: Антон Павлович не может приехать к нам, так как он болен, поэтому мы едем к нему, так как мы здоровы".
Чехов отправляется в Севастополь, где специально для него дают «Дядю Ваню». Позже театр переезжает в Ялту, и в доме на Аутке начинают собираться интереснейшие люди: Бунин, Горький, Куприн; каждый день у Чеховых — вся театральная труппа. Вскоре театр возвращается в Москву. Но уже в июле Ольга Леонардовна Книппер, ведущая актриса МХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах, с которой Чехов познакомился на репетициях в 1898 году и впоследствии активно переписывался, снова едет в Ялту гостить у писателя. Они проводят вместе весь июль, и за это время определяется их дальнейшая совместная жизнь.

1 ведущий: Театр уехал, и потекли скучные и однообразные дни в Ялте, которые, однако, заполнялись многочисленными посетителями, начинающими писателями, просто любопытными, которые считали своим долгом прийти к Чехову. Саша Черный так написал:

Ах, зачем нет Чехова на свете!
Сколько вздорных - пеших и верхом,
С багажом готовых междометий
Осаждало в Ялте милый дом...

Иногда Антон Павлович брал извозчика и удалялся на несколько дней, а куда - никому не говорил. От назойливых посетителей, мешающих работать, Чехов уезжал в Гурзуф. Здесь у самых скал он приобрел небольшую дачку. Сестре Марии он писал: "Я купил кусочек берега около пристани и парка в Гурзуфе. Принадлежит нам целая бухточка. Дом паршивенький, но крытый черепицей, четыре комнаты, большие сени". Гурзуф Чехов приметил еще в первые свои приезды в Крым. Многое привлекало здесь писателя: уединение, купание в бухточке, рыбная ловля. Но, конечно, не для всех этот чудный уголок был тайной. Мать, братья, сестра, самые близкие знали о нем и бывали в Гурзуфе в гостях у Чехова.

2 ведущий: В 1904 году в гостях у Чехова в Ялте был художник Константин Коровин. В своих мемуарах он вспоминал журавля. "На дворе дачи его, когда я вошел в калитку, передо мной, вытянув шею, на одной ноге стоял журавль. Увидев меня, он расправил крылья и начал прыгать и делать движения, танцуя, как бы показывая, какие выкрутасы умеет делать. Антона Павловича застал в его комнате. Он сидел у окна и читал газету "Новое время". "Какой милый журавль у вас, - сказал я Антону Павловичу, - он так забавно танцует". "Да. Это замечательнейшее и добрейшее существо. Он любит всех нас. Знаете ли, он весной прилетел к нам вторично. Он улетел на зиму в путешествие в другие там страны, к гиппопотамам, и вот опять к нам пожаловал. Его мы так любим, Маша и я.... Не правда ли странно это и таинственно? Улететь и прилететь опять. Я не думаю, что это за лягушками, которые он в саду здесь казнит. Нет, он горд и доволен еще тем, что его просят танцевать. Он - артист и любит, когда мы смеемся на его забавные танцы. Артисты любят играть в разных местах и улетают. Жена вот улетела в Москву в Художественный театр".
Иван Бунин, неоднократно бывавший в гостях у писателя, вспоминал так:

Хрустя по серой гальке, он прошел
Покатый сад, взглянул по водоемам,
Сел на скамью… За новым белым домом
Хребет Яйлы и близок и тяжел.
Томясь от зноя, грифельный журавль
Стоит в кусте. Опущена косица,
Нога — как трость… Он говорит: “Что, птица?
Недурно бы на Волгу, в Ярославль!”
Он, улыбаясь, думает о том,
Как будут выносить его — как сизы
На жарком солнце траурные ризы,
Как желт огонь, как бел на синем дом.
“С крыльца с кадилом сходит толстый поп,
Выводит хор… Журавль, пугаясь хора,
Защелкает, взовьется от забора —
И ну плясать и стукать клювом в гроб!”
В груди першит. С шоссе несется пыль,
Горячая, особенно сухая.
Он снял пенсне и думает, перхая:
“Да-с, водевиль… Все прочее есть гниль”.

1 ведущий: Здесь он начинает активную общественную деятельность: как местный житель, он избирается в члены попечительского совета женской гимназии, жертвует 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопочет об устройстве первой биологической станции. В Ялте, будучи сам тяжело болен туберкулезом, работает в Попечительстве о приезжих больных. В то время очень многие чахоточные приезжали в Ялту, причем почти без денег, только потому, что были наслышаны об Антоне Павловиче Чехове, который помогает устроиться и даже может похлопотать о виде на жительство для людей еврейской национальности.

2 ведущий: В конце 1890-х, начале 1900-х г.г. Чехов является признанным мастером, его произведения вызывают массу литературных споров и, как следствие, общественно-политический резонанс. Чехов ставит перед собой и читателями вопросы совести и ответственности за свою жизнь. Он пишет: «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью». Это — жизненное и писательское кредо Чехова. В 1900 году Чехова выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук. Но в 1902 году Чехов выходит из её рядов, в знак несогласия с решением Академии об исключении Горького по причине его политической неблагонадежности. По этому поводу к Чехову в Ялту приезжает В. Г. Короленко, с которым его связывали давние дружеские отношения.

1 ведущий: Зиму 1900-1901 г.г. Чехов находится в Ницце на лечении, потом едет в Италию, а в феврале возвращается в Ялту. 25 мая А.П.Чехов и О.Л. Книппер венчались. Сразу после свадьбы Ольга Леонардовна везет мужа в Уфимскую губернию на кумыс — считалось, что он помогает при чахотке. Чехов уже очень слаб, но несмотря на мучительную болезнь, он продолжает писать, встречаться с людьми, помогать всем, кому только можно. «Я презираю лень, как презираю слабость и вялость душевных движений», — сказал он как-то о самом себе. Написана и поставлена пьеса «Три сестры» (1901 г.).

2 ведущий: Чехов в основном живет в Ялте, хотя осень и ветреная сырая зима, проводимые в плохо отапливаемом доме, не добавляют Антону Павловичу здоровья. В ноябре 1901 г. он пишет жене: «У меня в кабинете обыкновенная температура + 12 и редко бывает + 13. Камина топить нельзя, потому что у меня от камина глаза болят. А при 12 градусах работать трудно». Супруги не виделись по несколько месяцев, так как Ольга Леонардовна была занята в театре, а Чехов вынужден был находиться в Ялте по предписанию врачей. Разлуки эти были мучительны для обоих. Чехов писал жене: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству».

1 ведущий: В 1904 году ставится еще одна пьеса Чехова «Вишневый сад». Книппер играет Раневскую. Как и роль Маши в «Трех сестрах», роль Раневской явилась вершиной творческого взлета актрисы. «Вишневый сад» — это последнее произведение великого писателя и драматурга. Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии. Но о выздоровлении не могло быть речи, здесь Чехов только на время облегчил свои страдания. Одним из последних вмдел Чехова перед отъездом Н. Д. Телешов. «На диване, обложенный подушками… сидел тоненький, как будто маленький, человек с узкими плечами, с узким бескровным лицом – до того был худ, изнурен и неузнаваем Антон Павлович»

2 ведущий: В Баденвейлере Чехов провел последний месяц жизни и скончался 15 июля 1904г. 5 июня 1904 года Антон Павлович Чехов с женой приехал в Берлин. Вот первые и не переменившиеся его впечатления от Германии: четкость и честность, дешевизна жизни, хозяйственность и чистота, замечательные хлеб, масло, пиво, баранина и овсянка - и столь же совершенное отсутствие вкуса в нарядах немецких дам. "Здоровье входит не золотниками, а пудами", - так писал он спустя несколько дней уже из Баденвейлера (всегдашнее немецкое и нынешнее русское произношение - Баденвайлер), очаровательно-спокойного курорта в Шварцвальде, ровно на полпути между немецким Фрейбургом (Фрайбургом) и швейцарским Базелем. Два последних чеховских письма отсюда датированы 28.06.1904: застигнутый врасплох жарою, Чехов жалуется и на свою поднявшуюся температуру, и на одышку, и на желудок, и на Баденвейлер ("что за отчаянная скучища этот немецкий курорт!.."), и, как обычно, - "ни одной прилично одетой немки, безвкусица, наводящая уныние". Более писем он уже не писал. В три часа утра 15 июля 1904 года, ослабленный внезапным натиском своих болезней (возглавляемых туберкулезом), попросив и осушив бокал шампанского, со словами: "Ich sterbe..." - Чехов умер.
В августе 1998г. открыт единственный в западном мире музей А. П. Чехова. Музей получил название «Чеховский салон». Здесь ежегодно проводятся авторские чтения, дискуссии, творческие встречи литераторов разных стран, театральные представления. Этот музей в Баденвейлере стал местом международных встреч деятелей культуры и всех, кто ею интересуется, источником заботы о литературе. Здесь продолжается традиция литературных салонов 19 века как центра обмена духовным опытом, знаниями и открытиями в области культуры. Каждый отдел музея по-своему «рассказывает» свою историю.
Похороны А. П. Чехова состоялись в Москве, на кладбище Новодевичьего монастыря.

Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой.
вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
как мне ни странно и как ни печально, увы, '
старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.
Годы проходят, и, как говорится, — сик транзит
глория мунди, — и все-таки это нас дразнят.
Годы куда-то уносятся, чайки летят.
Ружья на стенах висят, да стрелять не хотят.
Грустная желтая лампа в окне мезонина.
Чай на веранде, вечерних теней мешанина.
Белые бабочки вьются над желтым огнем
Дом заколочен, и все позабыли о нем
Дом заколочен, и нас в этом доме забыли.
Мы еще будем когда-то, но мы уже были.
Письма на полке пылятся—забыли прочесть,
Мы уже были когда-то, но мы еще есть.
Пахнет грозою, в погоде видна перемена.
Это ружье еще выстрелит — о, непременно!
Съедутся гости, покинутый дом оживет,
Маятник медный качнется, струна запоет.
Дышит в саду запустелом ночная прохлада.
Мы старомодны, как запах вишневою сада.
Нет ни гостей, ни хозяев, покинутый дом.
Мы уже были, но мы еще будем потом.
Старые ружья на выцветших, старых обоях.
Двое идут по аллее — мне жаль их обоих.
Тихий, спросонья, гудок парохода в порту.
Зелень крыжовника, вкус кисловатый во рту.