С Богом всё творящий

154 няя их к рассказу о победе русских войск над татарами за Доном на Куликовом поле. Все шесть ныне известных списков «Задонщины» дают крайне искажённый текст, и точное восстановление первоначального вида произведения сейчас – задача едва ли возможная. В рукописи упоминается брянский боярин, впоследствии священник в Рязани, Софоний – вероятный автор повести. «Задонщина», как и «Слово о полку Игореве», не стремится последовательно описать весь ход событий, её цель иная: воспеть победу русских, прославить великого князя Димитрия Иоанновича и его брата – серпуховского князя Владимира Андреевича. Автор «Задонщины» видит в Куликовской битве важный исторический рубеж: поражением на Калке началось время «туги и печали», а победой в битве на Куликовом поле оно закончилось. В произведении можно найти и аналог широко известного плача Ярославны, но в редуцированном виде: он разделен на несколько коротких плачей жен воевод. Заканчивается произведение описанием возвращения русских князей, молитвенным обращением к убитым воинам и славословием в честь Бога. Автор, завершая своё произведение, еще раз вспоминает и побеждённых, и победителей и каждому воздаёт по делам их: кому – хулу, а кому – вечную память. Бесславному концу и одиночеству Мамая автор «Задонщины» противопоставляет духовное единение русских князей и воинов. «Задонщина», по существу, представляет собой обширное прославление победы, которое соединяется с печалью по павшим воинам. В наши дни «Задонщину» иллюстрировал Илья Глазунов. Иллюстрации Ильи Глазунова к «Задонщине».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=