С Богом всё творящий

162 В 12-м клейме изображена встреча вернувшегося из Орды святителя с «князем всея Руси» – Димитрием Иоанновичем, если мастер опирался на редакцию Жития святителя Алексия, составленную Пахомием Логофетом. Московский князь с боярами встречает Алексия по возвращении из Орды. Митрополит подносит крест к устам склонившегося перед ним князя, одетого в кафтан и охабень с висящими длинными рукавами (охабень — старинная русская верхняя мужская и женская одежда из сукна домашней выработки или камлота). За ним теснятся «дети боярские» и бояре. Один из них держит шапку князя. Идущий за митрополитом клир – в праздничных одеждах. За ними высятся горки. Справа виден высокий град, изображающий Москву. Купольное и двухскатное здания внутри града — Успенский собор и княжеский терем. Великий князь представлен средовеком (т.е. человеком среднего возраста) с непокрытой головой, без нимба. Сюжет сохраняется и в более поздних житийных иконах святителя Алексия, например, конца XVI в. из Благовещенского собора в Сольвычегодске. 15-е клеймо рассказывает о преставлении митрополита Алексия. Перед собором Чуда в Хонех горожанин в зелёной одежде закрывает высокой двухскатной крышкой гробницу, в которой покоится Алексий с Евангелием на груди. Его отпевает епископ с клиром в белых одеждах. В ногах стоит паства во главе с князьями Димитрием Донским (слева) и Владимиром Андреевичем Серпуховским. На иконе святителя с 12 клеймами жития 2-й половины XVII в. композиция с участием Димитрия Иоанновича перемещается в конец житийного ряда – святитель перед смертью благословляет великого князя и дает «последнее целование бывшим у него». Его отпевает епископ с клиром в белых одеждах. В ногах стоит паства во главе с князьями Димитрием Донским (слева) и Владимиром Андреевичем Серпуховским. 12-е клеймо. Фрагмент иконы: 15-е клеймо.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=