С Богом всё творящий

192 Димитриевская родительская суббота в русских летописных документах В русских рукописях Димитриевская родительская суббота упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах (Типиконах, Минеях) и лишь изредка указывается в оригинальных русских памятниках – соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках, отражающих не описанные в Типиконе особенности реальной богослужебной практики древнерусских кафедральных храмов и монастырей. (Типикон – богослужебный устав, по которому живет та или иная Поместная Церковь; Минея – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного годового богослужебного круга). Одно из первых упоминаний этой субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в., но традиция поминовения в этот день значительно древнее. В монастырских Обиходниках Димитриевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии. (Обиходник – тип русской рукописной книги XV-XVII вв., содержавшей указания об организации богослужения или трапезы в том или ином монастыре). Так, столовый Обиходник Троицкой лавры 1-й половины XVI в. предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в Дмитриевскую», а в Уставе Волоколамского монастыря того же времени сказано о поминании «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии». Димитриевская родительская суббота также упоминается в указе о трапезе Тихвинского монастыря, написанном в 1590 г., в Обиходнике Свято-Троицкой лавры 1645 г. и в сводном Уставе Свято-Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей начала XVII в. Вне монастырей Димитриевскую родительскую субботу воспринимали как день заупокойной молитвы вообще обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в Димитриевскую родительскую субботу «петь панихиды и служить обедни по всем Виктор Малиновский. Куликово поле. Утро победы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=