С Богом всё творящий

49 Трагедия «Димитрий Донской» открыла целый ряд постановок на сцене исторических и драматических пьес, вызванных животрепещущей темой военных столкновений русских войск с наполеоновской армией. Современники увидели в трагедии Озерова надежду и веру в будущее родной страны, а в князе Димитрии – национальный идеал, в котором сочеталось «гражданское свободолюбие и чувствительность души». Прочувствованные слова любви к Отечеству, готовность постоять за его свободу вызывали взрывы патриотических чувств и восторженную реакцию публики. 17 января 1807 г. трагедия была представлена в Эрмитажном театре, а 21 января – в Малом театре. Энтузиазм зрителей возрастал от спектакля к спектаклю. В 1820-е, 1830-е и 1840-е гг. трагедия Озерова часто ставилась на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве. За сентиментализм и игнорирование принципа историзма (в трагедии присутствует лирическая тема – тема любви князя Димитрия и выдуманного автором персонажа – некой княжны Ксении. Князья-союзники Донского накануне сражения требуют от Димитрия, чтобы он отказался от Ксении, обещанной ее родителями в жёны тверскому князю. Отчаявшийся Димитрий бродит ночью меж шатров своего стана, думая не столько о предстоящем сражении, сколько о Ксении, которую он теряет) драматург подвергся справедливой критике. Такое поведение – необычно для героя исторической трагедии, и даже благожелатели, такие, как Петр Вяземский, не говоря уже о противниках, ставили Озерову в вину чрезмерное ощущение образа, представлявшееся им нарушением художественной картины. Тем не менее, пьеса, благодаря своей патриотичности, явилась так кстати и имела такой неслыханный успех, что к критикам мало прислушивались. Хронология исполнения трагедии «Димитрий Донской» позволяет убедиться в том, что на протяжении столетия пьеса В. Озерова вызывала постоянный интерес. В коллекции живописи выдающегося театрального дирижера Николая Семёновича Голованова есть диптих, посвященный Куликовской битве. Манера художественного письма – явно не академическая; облик персонажей далек от исторической достоверности. В первую половину XIX в. многие художники обращались к этому известному сюжету древнерусской истории – Куликовской битве. Программа Академии художеств гласила: «Представить Великого Князя Димитрия Донского, когда, по одержании поВладислав Озеров.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=