С Богом всё творящий

62 Российский историк-славист, специалист по истории древнерусской и славянской книжности, Анатолий Аркадьевич Турилов считает, что ему удалось найти не опосредованный, а прямой источник надписи на печати. Им оказался небольшой текст, встречающийся в русских рукописных сборниках – анонимная притча о царе, его советнике, таком же анонимном духовном лице, и перстне, подарке последнего – первому. Итак, притча повествует о Царе, который часто впадал то в безудержную радость, то в столь же безудержное уныние, что было «не по закону» («закон», нарушаемый царем ― героем притчи, надо соотносить с древнерусскими нормами христианского поведения, предписывавшими любому «истинному властелину» учиться «сам собою владети» и предостерегающими человека от крайних проявлений радости и отчаяния). Вразумил и успокоил царя некто из духовных лиц его окружения, подаривший ему перстень, на котором было начертано «ВСЯ СѦ МИНЕТ». Глядя на перстень, царь спасался от чрезмерных приступов как радости, так и печали. Турилову удалось также, опираясь на иконографическую традицию изображения царя Давида в русском средневековом искусстве, убедительно показать, что царь на булле не может быть библейским Давидом. Некоторые историки, впрочем, считают, что «царь» на печати может быть истолкован и как некая аллюзия самогó Димитрия Иоанновича. Какая версия – верная? Сложно сказать... Но в любом случае важен вопрос: что «должно миновать»? Речь явно идет о каком-то явлении, вызывавшем у владельца печати сильные переживания. По этому поводу тоже существуют разные точки зрения. Анатолий Турилов высказал предположение, что надпись на печати довольно точно ложится на эмоциональную ситуацию, которую Димитрий Иоаннович, победитель татар на Дону в 1380 г., испытывал после разгрома Москвы Тохтамышем в 1382 г. Этим временем Турилов и предложил датировать печать. В 1385 г. произошло ещё одно неприятное для князя событие: Димитрий Иоаннович потерял второй по значению город княжения – Коломну, захваченную великим князем рязанским Олегом Ивановичем. В том же году московская армия потерпела поражения от рязанцев в битве под Перевитском и в военном походе на союзную Рязани Мещеру. Великий князь московский, в 1381 г. после победного «Мамаева побоища» вынудивший Олега Ивановича подписать унизительный для Рязани договор, лишавший княжество политического суверенитета и стратегически важных земель за Окой, пять лет спустя должен был заключить вынужденный мир со вчерашним противником. В обмен на возвращение Коломны Димитрий Иоаннович принужден был расстаться с недавно отобранными у Рязани владениями и согласиться на брак сына Олега Ивановича Федора и своей дочери Софии, годом ранее едва не ставшей женой могущественного великого князя литовского Ягайло Ольгердовича. Вполне вероятно, что и эти, весьма нерадостные для Димитрия Иоанновича события 1385 г. могли бы служить причиной рассуждений о бренности бытия и как-то быть связаны с появлением «утешительной» печати. Можно предположить и ещё одно: об-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=