С Богом всё творящий

92 «Не смущайтесь, – обратился он к соратникам, – велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас равного себе; но я желаю с ним переведаться, выхожу во имя Господа Сил! Готов воспринять венец Царства Небесного!» Пересвет уповал не столько на себя, сколько на Христа. Он помолился, испросил молитв преподобного Сергия – и пошел на бой. Это был не столько поединок двух богатырей, сколько битва добра и зла, Христа и велиара, сердечной молитвы и бесовских заклинаний. За своего духовного сына молился в монастыре преподобный Сергий – житие свидетельствует, что пока шла Куликовская битва, святой стоял на молитве и по именам поминал убиенных православных, по благодати Божией видя поле сражения. Молился и стоявший неподалеку, в войске, собрат-инок – Андрей (Ослябя). И конечно, сам схимонах Александр пламенел молитвой ко Христу. Эта сердечная молитва одолела демонические козни. Схима с крестом оказалась самым сильным оружием. Но, помимо боя духовного, было и земное сражение. Исторические источники сохранили сведения, что богатырь Челубей сражался огромным копьем – «в целую сосну», на метр длиннее обычного! Шансов победить его практически не оставалось: соперник рисковал быть пробитым насквозь или, как минимум, выбитым из седла, даже не нанеся удара грозному половцу! А Пересвет, мы помним, по благословению своего духовного отца, шел в бой без кольчуги и шлема. На Бога он возложил свою надежду победить – отбросив мысль о собственной земной жизни. Он сознательно шел на смерть, на мученичество. Когда богатырские кони помчали всадников навстречу друг другу, схимник выставил вперед копье – и, уже пробитый насквозь грозным оружием противника, смог удержаться в седле и с ходу пронзить Челубея. Так был повержен «бессмертный» Челубей... Можно сказать, что победа осталась за Пересветом: в то время как татарин Челубей оказался выбит из седла и повержен на землю, раненый воин-монах не пал с коня и сумел вернуться к русскому войску, где товарищи-соратники приняли его, умирающего, на свои руки. Это символическое событие явилось предзнаменованием победы русского войска в сражении с грозным, могучим и доселе непобедимым врагом. Схимонах Андрей (Ослябя) уцелел в битве: еще в 1398 г. он упоминается в составе посольства, отправленного великим князем Василием Димитриевичем в Константинополь с милостыней. Павел Рыженко. Молитва Пересвета.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=