ХУДОЖНИКИ-ИЛЛЮСТРАТОРЫ КНИГ А.П. ГАЙДАРА
(Биографические справки)

Базавова Е.В.,
библиотекарь отд. литературы по искусству
КОНБ им. Н. Н. Асеева

ГАЛЬДЯЕВ Владимир Иванович
(30 июля 1938 г. - 2001 г.)

    В 1962 г. окончил художественно-графический факультет Московского педагогического института им. В. П. Потемкина, где учился у А. М. Серова, Г. Э. Сателя, Ф. П. Решетникова и В. П. Ефанова. Одновременно посещал студию молодых карикатуристов при журнале «Крокодил».
    С 1959 г. публиковал иллюстрации в журналах «Смена», «Молодежь», «Юность», «Крокодил», «Молодая гвардия», «Работница», «Мурзилка».
    С 1963 г. иллюстрировал книги в издательствах «Детский мир» (затем «Малыш»), «Советская Россия», «Молодая гвардия».
    Журналисты говорили, что к художнику Гальдяеву хорошо приходить в гости, потому что там все художники: брат, жена, дочка и даже внучка.
    К 2000 году накопилось 500 книг, которые проиллюстрировал Владимир Иванович. Лучшей своей работой он считал рисунки к рассказу Валентина Распутина «Уроки французского» и признавался, что любит придумывать картинки для стихотворений Сергея Михалкова.
    Раскрашивал свои графические сочинения не очень часто. Чёрная тонкая линия сама умела летать по белой бумаге так, как будто всё нарисованное состоит даже не из воздуха, а только из мимолётного ветра.

ДУБИНСКИЙ Давид Александрович
(1920, Новороссийск - 1960, Москва)

    Творческий путь замечательного графика и иллюстратора Д. А. Дубинского пришелся на сложные для отечественного искусства годы. Художник не миновал трудностей и ошибок, характерных для многих иллюстраторов 1940-50-х гг., но его работы последних лет оставили яркий след в истории русской книжной графики.
    Детство и юность Дубинского прошли в Москве, куда в начале 1920-х гг. переехала его семья. В 1938-39 гг. он учится в рисовальной студии К. П. Чемко, его карикатуры печатаются в журнале "Крокодил". В 1940 г. Дубинский поступает в МГХИ, причем сразу на третий курс. Но учебу прерывает война, он участвует в ней как художник фронтовой газеты.
    В 1944 г. Дубинский становится художественным редактором Военно-Морского издательства в Москве, где выходят первые книги с его иллюстрациями. Интерес к карикатуре, к острому сатирическому рисованию определил и технику (тушь, перо), и весь строй ранней книжной графики Дубинского, а некоторые черты рисунков этого времени - экспрессия, острая характеристика образов - проявляются и в ряде его позднейших работ. Молодой художник возвращается к учебе в институте и в 1946 г. защищает дипломную работу - иллюстрации к роману Т. Готье "Капитан Фракасс". В них видна виртуозная техника рисовальщика, умение передать конкретную ситуацию, создать острохарактерный портрет, тонко отобразить детали быта. Дубинский остается верен выбранной ранее технике - перовому рисунку; в ней он выполняет затем иллюстрации к "Комедиям" К. Гольдони, "Гаврошу" В. Гюго (1946), "Истории Генри Эсмонда" и "Ярмарке тщеславия" У. М. Теккерея (1947), "Трагической истории доктора Фауста" К. Марло (1949). Во многих изданиях Дубинский соединяет легкий перовой рисунок со сплошными черными заливками тушью, - такой прием обостряет композиции иллюстраций и способствует более динамичному восприятию книги в целом. Рисунки этого времени экспрессивны, они концентрируют в себе наиболее острые, узловые ситуации.
    На рубеже 1940-50-х гг. Дубинский начинает работать в технике черной акварели, которая дает широкие возможности для создания тонально-пространственной иллюстрации, где изображение строится на тонких градациях полутонов. Дубинский последовательно, с глубокой достоверностью раскрывает сюжеты произведений А. П. Гайдара, С. П. Антонова, И. С. Тургенева, А П. Чехова и др. Острые, гротескные работы первых лет уступают место иллюстрациям, отличающимся психологизмом и тонкой эмоциональностью. Художник стремится к отказу от повествовательной системы иллюстрирования, но при этом часто прибегает к повествовательное(tm) изобразительной, создавая как бы самостоятельные графические листы.
    Серьезный успех принесла Дубинскому работа над изданиями повестей и рассказов А П. Гайдара- "Чук и Гек" (1950), "РВС" (1951), "Дальние страны" (1953), "Голубая чашка" (1957). Совмещение трезвой простоты и романтического пафоса в его рисунках соответствует стилю произведений этого писателя. Когда художник Д. Дубинский делал иллюстрации к произведениям Аркадия Гайдара, писателя уже не было в живых. Дубинский еще и еще раз вчитывался в произведения Гайдара, прислушивался к тому, что рассказывали о нем его друзья. В итоге он ясно представил себе мальчишек и девчонок, живущих на страницах повестей Гайдара, и очень полюбил их.

    Особенно хороши иллюстрации Дубинского к повести «Чук и Гек». Они рассказывают о многих событиях, происшедших в жизни ребят. Вот деловитый Чук, а вот рассеянный Гек, с которым всегда что-нибудь случается. Дубинский рисует этих мальчишек необыкновенно обаятельными. Он воссоздает поэтически мир их детства.
Голиковы
    Значительное место в творчестве художника заняли также циклы иллюстраций к произведениям А. П. Чехова. В рисунках к повестям "Дом с мезонином" (1954) и "Человек в футляре" (1957), к "Пестрым рассказам" (1958) второстепенные, казалось бы, проходные эпизоды текста создают ощущение плавного течения жизни. Мастер стремится к передаче общего настроения, состояния героев через их окружение, активно показывая среду - пейзажи, интерьеры. Так, в иллюстрациях к "Дому с мезонином" природа вторит людям и их чувствам, а в рисунках к рассказу И. Ильфа и Е. Петрова "Тоня" (1958) художник, наоборот, противопоставляет холодное, отчужденное окружение образу главной героини произведения.
    Последние два года жизни Дубинский посвятил работе над большой серией иллюстраций к повести А. И. Куприна "Поединок", изданной уже после смерти художника (1962). В этом блестящем цикле психологическая напряженность действия усиливается цветом (иллюстрации выполнены темперой). Основной идеей этой и предыдущих работ стало трепетное изображение человеческого стремления к счастью. Той же идеей проникнуты и многие станковые графические произведение Дубинского, в частности серия "О любви".

МЕДВЕДЕВ Евгений Алексеевич

    Родился 9 ноября 1934 г. в Москве. В школьные годы занимался в изостудии Дома пионеров (тогда Октябрьского района Москвы). После 7 класса поступил в Московское художественно-графическое училище, которое в 1955 году окончил с красным дипломом. В том же году его приняли на художественно-графический факультет Московского полиграфического института. Учился у А. Д. Гончарова, В. Н. Горяева, Л. В. Сойфертиса, Э. М. Белютина, К. С. Елисеева, В. Н. Ляхова, А. А. Сидорова, Е. Шукаева и других. Дипломная работа — иллюстрации к книге «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля (через 20 лет художник оформил эту книгу заново для издательства «Советская Россия»).
    По окончании института (в 1960 году) начал творческую деятельность в детской и взрослой периодике. Работал в журналах «Пионер», «Юность», «Наука и религия», газете «Пионерская правда». С книжными издательствами («Детская литература», «Малыш», «Советская Россия») художник принялся сотрудничать, по его словам, «нарастив “мускулы” и приобретя профессиональный багаж».
    Многолетняя дружба связывает Медведева с Владиславом Петровичем Крапивиным, книги которого художник иллюстрировал неоднократно. Кроме того, он оформлял произведения Аркадия Гайдара, Валентина Катаева, Аркадия Аверченко, Сергея Розанова, Виктора Драгунского, Сергея Михалкова, Любови Воронковой, Чингиза Айтматова, Фазиля Искандера, Юрия Томина, Владимира Железникова, Эдуарда Успенского… Творческая судьба свела Евгения Алексеевича с Юрием Сотником. С его рисунками издавались книги Джеймса Фенимора Купера, Марка Твена, Януша Корчака, Астрид Линдгрен, Артура Кларка и других зарубежных авторов. С 1963 года является членом Союза журналистов (секция художников). Связан Евгений Алексеевич и с анимацией: он был художником-постановщиком кукольного фильма «Алёшины сказки» («Союзмультфильм», 1964).
    Евгений Медведев, человек сверхскромный, всю жизнь старается избегать публичности. В поле зрения журналистов он попал в связи с юбилеем Владислава Крапивина, который широко отмечался в 2008 году. В одном из интервью художник поделился рецептом своей творческой кухни, предваряющим этап создания иллюстрации: «Я читаю текст и выписываю досье на героев: острый подбородок, круглое лицо, веснушки. Потрёпанные сандалии, пыльно-зелёные шорты на лямке и прочее. Персонажи у Крапивина часто переодеваются, тут надо быть внимательным: рисунки должны гибко реагировать на повествование».
    В ноябре 2009 года к 75-летию художника в Центральной городской детской библиотеке имени А. П. Гайдара города Москвы состоялась первая персональная выставка Евгения Медведева. До этого работы художника в разные годы экспонировались на коллективных выставках книжных графиков.
    Награды 1964 год — почётный знак «За активную работу с пионерами» (вручал Лев Кассиль).
    1977 год — Диплом Всероссийского конкурса искусства книги за высокий уровень художественного оформления книги Сергея Розанова «Приключения Травки» (М.: Сов. Россия, 1976).
    1982 год — диплом имени Н.Н.Жукова журнала «Пионер» за иллюстрации к повестям Владислава Крапивина (в частности, за оформление повести «Шлем витязя»).
    2008 год — Диплом лауреата Международной премии Владислава Крапивина «за создание высокохудожественных произведений в области иллюстрирования детской литературы».
    Одна из самых дорогих наград: ребята из крапивинского отряда «Каравелла» удостоили Евгения Медведева самого высокого отрядного звания — Почётный командор.

ЛОСИН Вениамин Николаевич

    Родился Вениамин Николаевич Лосин в 1931 году в Москве.
    В 1950-м окончил Московскую среднюю художественную школу, в 1956-м — графический факультет Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова (Мастерская книги профессора Б.А.Дехтерёва).
    С 1952 года работает в качестве художника-иллюстратора в издательствах «Детская литература», «Малыш», «Советская Россия», «Молодая гвардия» и других.
    В течение многих лет иллюстрировал произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. П. Гайдара («Сказка о Военной Тайне, о мальчише-Кибальчише и его твердом слове»), В. Ю. Драгунского («Денискины рассказы»), «Русские народные сказки» и др.
    Всего художником проиллюстрировано более180 произведений русской и мировой классической литературы.
    С 1956 года принимал участие в отечественных и зарубежных выставках.
    В 1958-м принят в Союз художников СССР.
    Награждался дипломами разных степеней на книжных конкурсах. Участвовал в выставках совместно с Евгением Мониным, Владимиром Перцовым и Виктором Чижиковым.

  • Гальдяев В. В мастерской художника: [Художник-иллюстратор В. Гальдяев] / В. Гальдяев // Кн. обозрение.- 1986.- 21 нояб.
  • Дмитрюк В. Художнику Вениамину Николаевичу Лосину – 70 лет!: Наши любимые художники / В. Дмитрюк // Мурзилка.- 2001.- № 6.- С. 8-11.
  • Ермолаев А. Тимур и ещё раз Тимур: [Иллюстрации А. Ермолаева к книгам А.П. Гайдара] / А. Ермолаев // В мире книг.- 1974.- № 1.- С. 32.
  • Иваницкий В. Ценность сотворчества / В. Иваницкий // Дет. лит.- 1979. - № 2.- С. 71-76.
  • Искольдская М. Реальные фантазии Верейского / М. Искольдская // В мире книг.- 1979.- № 4.
  • Купцов И. Боевое оружие – иллюстрация / И. Купцов // Дет. лит.- 1974.- № 2.- С. 65-68.
  • Липатов В. Острота первого впечатления/ В. Липатов // Литература: Прил. к газ. "Первое сент.". - 2002.- № 43 / 16-22 нояб. - C. 3-4: ил.
  • Матафонов В. Художник перечитывает Гайдара: [О художнике-иллюстраторе Ю.Данилове] / В. Матафонов // Дет. лит.- 1987.- № 4.- С. 55-57.
  • Пистунов А. «Тимур» и ещё очень многое: [Иллюстрации А. Ермолаева к книгам А.П. Гайдара] / А. Пистунов // Дет. лит.- 1971.- № 5.- С. 49-52.
  • Чегодаева М. Поэтическое восприятие мира: [О художнике-иллюстраторе Д. Дубинском] / М. Чегодаева // Дет. лит..- 1970.- № 11.- С. 47-51.