ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША
Герои гайдаровских книг на сцене
Могилевцева А. В.,
библиотекарь отд. литературы по искусству
КОНБ им. Н. Н. Асеева
«Я люблю театр, люблю кино, но больше всего люблю просто хорошо написанную книгу, за неё отвечаешь один, всей головой», - написал Аркадий Гайдар в феврале 1941 года.
Произведения писателя активно экранизировались, осуществлялись театральные постановки. Так, в ТЮЗах, кукольных театрах страны с большим успехом шли спектакли по произведениям А.П. Гайдара «Тимур и его команда», "Военная тайна", «Р.В.С.».
Сон барабанщика
В рамках фестиваля «Театрон: территория свободы» (г. С-Петербург) зрителям был представлен спектакль «Судьба барабанщика». Гротескная и буффонадная трагедия (с элементами хулиганства) по повести Аркадия Гайдара вызвала в публике замешательство.
Историю про пионера, оказавшегося без родителей и попавшего под дурное влияние шпионов, знают обычно по школьной программе. Прежде эту авантюрную повесть Аркадия Гайдара преподавали как пример соцреализма. Режиссёр Ирина Павлова представила ее как фантасмагорию, в которой нога запросто превращается в телефон, а кондуктор – это человек с коробкой вместо головы.
Однако гротеск, буффонада и необычная пластика актёров – всего лишь средство, с помощью которых Ирина Павлова доводит историю до духа «античной трагедии» новейшего времени. Вот отец барабанщика – участник Гражданской войны, герой-легенда, почти полубог, низвергнут советской властью «с небес» в тюрьму. Самый нереальный и близкий сыну, громогласный и статный, он возникает в начале спектакля и в финале, точно античный Геркулес, который где-то на севере приговорён «взрывать землю, камни и скалы». Между этими двумя появлениями живет и мечется его сын (актёр Максим Молчанов).
Разлитая в воздухе тревога (она есть и в книге) здесь соединилась с буффонадой на грани фола. Свободный и ничей, юный герой опасно флиртует со своим другом Юркой, а тот соблазняет приятеля… на покупку фотоаппарата. Впрочем, режиссёр предусмотрительно сменила пол персонажа. И Юрка превратился в юркую девку, несомненно себе на уме(актриса Татьяна Панаиоти). Так юный барабанщик пионеротряда погружается в мир соблазнов и иллюзий.
Первые две трети спектакля действие течёт подобно мутному сну больного человека, всё происходящее – кошмар. Только раз в средине этого бреда оцепенение отступает и обворожительный фальшивый дядя (Эдуард Черных) поёт «Только мы лишь, дорогою пыльною до рассвета шагая не спим». А после начинается настоящая мистика. Мнимый дядя и мнимый племянник под всполохи огней и загадочную электронную музыку Михаила Агре совершают совместный танец, странно вышагивая, кружась и подпрыгивая. Затем повторяют свою пляску, словно прокручивая кино задом наперёд. Так зритель погружается еще глубже в мир сновидения, по течению которого все персонажи – дядя, старик Яков, старуха, люди-репродукторы и сам юный барабанщик – плывут, словно рыбы.
И только новый друг барабанщика Славка (Антон Батанов), мальчик-калека, одной лишь фразой – «Меня отец с самолёта выбросил» - вдруг разрушает сонное оцепенение и завладевает вниманием зала. Он один в этом фантасмагорическом мире настоящий.
Последние три-четыре сцены с лихвой окупают долготерпение зрителя, и буффонада соединяется с трагедией. Когда юный герой тихонько спускает ноги с больничной койки, публика начинает осознавать, что всё прежде увиденное было сном больного сломленного ребёнка. А теперь барабанщику уготован новый жестокий мир. Жестокий потому, что он подлинный, хотя и такой же абсурдный как сновидение. В финале две комсомолки задорно щебечут-рапортуют (не то публике, не то грядущим поколениям) о непобедимой Красной Армии, а диссонансом звучит тягучий и заволакивающий cool jazz.
В итоге публика осталась в лёгком замешательстве – аплодисменты раздались не сразу и не уверенно. Публика не знала, как реагировать на спектакль. «Судьба барабанщика не насмешила и не ужаснула публику, а похоже, ввела в тихую задумчивость».
Страсти по Бумбарашу
По мотивам ранних произведений Аркадия Гайдара (в двух частях)
Телеспектакль Театра п/р О.Табакова.
Постановка - В. Машкова
Музыка - В. Дашкевича
Художник-постановщик - А. Боровский
В ролях: Евгений Миронов, Сергей Беляев, Александр Мохов, Андрей Смоляков, Михаил Хомяков, Ольга Блок-Миримская, Анастасия Заворотнюк, Виталий Егоров, Александр Воробьев.
Многим знаком фильм "Бумбараш" с песнями Юлия Кима и музыкой Владимира Дашкевича. "Страсти по Бумбарашу" - это не только "полная версия", но и настоящий мюзикл, поставленный Владимиром Машковым.
Несмотря на то, что действие спектакля выпадает на годы гражданской войны, герои меньше всего думают о революции. Бумбараш всячески избегает сражений, ждёт не дождётся возвращения к спокойной мирной жизни, но, как нарочно, всегда попадает в водоворот событий, не давая зрителям ни заснуть, ни хотя бы соскучиться. СМОТРЕТЬ