ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША
Герои гайдаровских книг на сцене

Могилевцева А. В.,
библиотекарь отд. литературы по искусству
КОНБ им. Н. Н. Асеева

И.М. Белозеров в роли Гайдара (1952 г.)     «Я люблю театр, люблю кино, но больше всего люблю просто хорошо написанную книгу, за неё отвечаешь один, всей головой», - написал Аркадий Гайдар в феврале 1941 года.
    Произведения писателя активно экранизировались, осуществлялись театральные постановки. Так, в ТЮЗах, кукольных театрах страны с большим успехом шли спектакли по произведениям А.П. Гайдара «Тимур и его команда», "Военная    тайна", «Р.В.С.».

Сон барабанщика

    В рамках фестиваля «Театрон: территория свободы» (г. С-Петербург) зрителям был представлен спектакль «Судьба барабанщика». Гротескная и буффонадная трагедия (с элементами хулиганства) по повести Аркадия Гайдара вызвала в публике замешательство.
    Историю про пионера, оказавшегося без родителей и попавшего под дурное влияние шпионов, знают обычно по школьной программе. Прежде эту авантюрную повесть Аркадия Гайдара преподавали как пример соцреализма. Режиссёр Ирина Павлова представила ее как фантасмагорию, в которой нога запросто превращается в телефон, а кондуктор – это человек с коробкой вместо головы.
Сцена из спектакля «Судьба барабанщика» (2005 г.)     Однако гротеск, буффонада и необычная пластика актёров – всего лишь средство, с помощью которых Ирина Павлова доводит историю до духа «античной трагедии» новейшего времени. Вот отец барабанщика – участник Гражданской войны, герой-легенда, почти полубог, низвергнут советской властью «с небес» в тюрьму. Самый нереальный и близкий сыну, громогласный и статный, он возникает в начале спектакля и в финале, точно античный Геркулес, который где-то на севере приговорён «взрывать землю, камни и скалы». Между этими двумя появлениями живет и мечется его сын (актёр Максим Молчанов).
    Разлитая в воздухе тревога (она есть и в книге) здесь соединилась с буффонадой на грани фола. Свободный и ничей, юный герой опасно флиртует со своим другом Юркой, а тот соблазняет приятеля… на покупку фотоаппарата. Впрочем, режиссёр предусмотрительно сменила пол персонажа. И Юрка превратился в юркую девку, несомненно себе на уме(актриса Татьяна Панаиоти). Так юный барабанщик пионеротряда погружается в мир соблазнов и иллюзий.
    Первые две трети спектакля действие течёт подобно мутному сну больного человека, всё происходящее – кошмар. Только раз в средине этого бреда оцепенение отступает и обворожительный фальшивый дядя (Эдуард Черных) поёт «Только мы лишь, дорогою пыльною до рассвета шагая не спим». А после начинается настоящая мистика. Мнимый дядя и мнимый племянник под всполохи огней и загадочную электронную музыку Михаила Агре совершают совместный танец, странно вышагивая, кружась и подпрыгивая. Затем повторяют свою пляску, словно прокручивая кино задом наперёд. Так зритель погружается еще глубже в мир сновидения, по течению которого все персонажи – дядя, старик Яков, старуха, люди-репродукторы и сам юный барабанщик – плывут, словно рыбы.
    И только новый друг барабанщика Славка (Антон Батанов), мальчик-калека, одной лишь фразой – «Меня отец с самолёта выбросил» - вдруг разрушает сонное оцепенение и завладевает вниманием зала. Он один в этом фантасмагорическом мире настоящий.
    Последние три-четыре сцены с лихвой окупают долготерпение зрителя, и буффонада соединяется с трагедией. Когда юный герой тихонько спускает ноги с больничной койки, публика начинает осознавать, что всё прежде увиденное было сном больного сломленного ребёнка. А теперь барабанщику уготован новый жестокий мир. Жестокий потому, что он подлинный, хотя и такой же абсурдный как сновидение. В финале две комсомолки задорно щебечут-рапортуют (не то публике, не то грядущим поколениям) о непобедимой Красной Армии, а диссонансом звучит тягучий и заволакивающий cool jazz.
    В итоге публика осталась в лёгком замешательстве – аплодисменты раздались не сразу и не уверенно. Публика не знала, как реагировать на спектакль. «Судьба барабанщика не насмешила и не ужаснула публику, а похоже, ввела в тихую задумчивость».

Страсти по Бумбарашу

По мотивам ранних произведений Аркадия Гайдара (в двух частях)

Телеспектакль Театра п/р О.Табакова.
Постановка - В. Машкова
Музыка - В. Дашкевича
Художник-постановщик - А. Боровский

В ролях: Евгений Миронов, Сергей Беляев, Александр Мохов, Андрей Смоляков, Михаил Хомяков, Ольга Блок-Миримская, Анастасия Заворотнюк, Виталий Егоров, Александр Воробьев.

    Многим знаком фильм "Бумбараш" с песнями Юлия Кима и музыкой Владимира Дашкевича. "Страсти по Бумбарашу" - это не только "полная версия", но и настоящий мюзикл, поставленный Владимиром Машковым. Несмотря на то, что действие спектакля выпадает на годы гражданской войны, герои меньше всего думают о революции. Бумбараш всячески избегает сражений, ждёт не дождётся возвращения к спокойной мирной жизни, но, как нарочно, всегда попадает в водоворот событий, не давая зрителям ни заснуть, ни хотя бы соскучиться. СМОТРЕТЬ