Основополагающим документом, определяющим государственную политику в области  социальной защиты инвалидов, является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». На решение вопросов по созданию инвалидам условий жизнедеятельности, равных со здоровыми людьми, направлены и национальные проекты, и федеральные целевые программы, и действующие законы, как федерального так и регионального уровней. На создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов, в том числе, в целях ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, направлена Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы. В нашем регионе разработана и реализуется областная целевая программа «Формирование доступной среды Курской области».
     Немалое число граждан нашей страны имеет ограниченные возможности здоровья и по этой причине некомфортно ощущают себя в современном мире.
     Инвалидность - это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной неприспособленности вследствие нарушения способностей человека к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности. В эту категорию могут попасть все возрастные категории населения: дети, подростки, молодежь, люди среднего и зрелого возраста, пожилые. При этом большинство из них обладают нормальным интеллектуальным потенциалом и имеют такие же глубокие интересы и потребности, как и люди без сенсорных или иных физических ограничений. При условии правильного обучения и хорошего технического оснащения образ их жизни может соответствовать общепринятым стандартам. В какой-то степени все эти люди охвачены государственной системой социальной защиты. Но для адаптации их в обществе этих мер явно недостаточной.
     Безусловно, определенная часть инвалидов ведет достаточно активный образ жизни: учатся, работают, общаются, занимаются творчеством. Но есть и такие (к сожалению, их больше), которые частично или полностью лишены возможности передвигаться, а значит, ограничены в общении, доступе к объектам инфраструктуры  - изолированы от общества. Изоляция таких людей не всегда является полной: многие из них имеют определенный круг общения внутри своей социальной группы. Но любая изоляция, каковой бы она не являлась, свидетельствует не только о дефиците общения, но и о дефиците информации, которую обычный человек, не имеющий ограничений в общении, получает из всех доступных ему источников, каковыми являются телевидение, радио, ресурсы библиотек, возможности и ресурсы компьютера, живое общение.
     Нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий. Среди них:
  • дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающаяся на занятости, образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни. Это, в свою очередь, увеличивает потребность в бюджетных средствах для обеспечения доходов и предоставления инвалидам социальной поддержки в иных формах (льготы, компенсации);
  • высокая социальная зависимость, вынужденная самоизоляция инвалидов. Она осложняет проведение мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации инвалидов, выступает в качестве самостоятельного фактора инвалидизации, предопределяет возрастание спроса инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
  • негативное отношение к инвалидам в массовом сознании, социальная разобщенность инвалидов и не инвалидов, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний.
     Наряду с другими мерами, приобщение к книге, к библиотеке является непременным условием полноценной социальной реабилитации. Деятельность библиотек в помощь социальной интеграции инвалидов заключается, прежде всего, в оперативном предоставлении инвалидам общественно-значимой информации, в подборе, рекомендации и доставке книг, пользующихся повышенным спросом. Библиотекарь может с помощью книги попытаться переключить внимание и интересы человека, имеющего физический недостаток, на доступную для него деятельность, выбор соответствующего его интересам занятия. Такого рода деятельность выделяет библиотеку как самостоятельный элемент системы социального обслуживания населения, который при определенных условиях может выполнять роль связующего и координирующего звена, объединяя целый ряд элементов системы (геронтологических, реабилитационных и других подобных центров, служб, организаций).
     Большинство людей с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются  непреодолимыми физическими и системными барьерами и часто - с барьерами восприятия и отношения. Многие специалисты (в том числе и библиотекари), работающие, наряду с прочими, с данными категориями населения, до сих пор не имеют представления о том, как это делать корректно и эффективно. Более того, общество в большинстве своем по-прежнему не готово воспринимать человека с ограниченными возможностями здоровья непредвзято. Очевидна потребность в развитии структуры, которая стала бы проводником и транслятором норм и правил поведения в этой области. И именно библиотеки обладают возможностями стать центрами распространения информационной и поведенческой культуры, обретение которой ведет к пониманию и равноправию.
     В настоящее время много говорится об обеспечении условий для равного и свободного доступа к информации всеми гражданами. Всё более широкую поддержку получают идеи интегрированного библиотечного обслуживания. В частности, в «Модельном стандарте публичной библиотеки», основывающемся на принципе общедоступности, отмечается, что библиотека предоставляет услуги и материалы в доступной форме тем, кто по каким-либо причинам не может посещать ее в обычном режиме, и вносит свой вклад в социокультурную реабилитацию особых групп населения. По существу, это означает, что любой человек имеет право получить необходимую информацию и документы в любом библиотечно-информационном учреждении, куда ему удобно обратиться. Однако реализация такого подхода оказалась труднодостижимой.
     Многие библиотеки страны имеют опыт обслуживания инвалидов, включающий в себя предоставление им справочной информации и изданий, организацию массовых мероприятий, различных акций, способствующих самореализации, развитию творческих способностей.  В ряде мест создаются специальные структурные подразделения по работе с инвалидами, разрабатываются целевые программы, устанавливаются партнерские отношения с заинтересованными учреждениями. Сегодня публичные библиотеки принимают ответственность за доведение книги до инвалидов в зоне своего обслуживания, но, в то же время, сталкиваются и с рядом проблем.
     Существует целый ряд барьеров - финансовых, организационных, технологических, профессиональных и других, - ограничивающих доступ к информации и к библиотечным услугам людям, имеющим особые потребности в силу своего физического состояния. Основное противоречие заключается в том, что по закону люди имеют право на доступ к информации, но не могут им воспользоваться в силу физических ограничений.
         В связи с этим основные направления организации библиотечного обслуживания инвалидов, основанные на концепции доступной библиотечной среды для этой категории населения, должны, помимо прочего, включать в себя устранение физических и информационных барьеров. В том числе:
  • организация доступа к библиотеке с помощью специальных архитектурных решений и технических устройств (пандусов, перил, дверей, звуковых сигналов в зоне доступности и т.п.);
  • организация внутреннего комфортного пространства библиотеки, предполагающая свободный доступ к  фондам, самостоятельную работу с СБА, получение информации в доступных для инвалида форматах и т.д.;
  • организация формирования фондов, основанная на устранении информационных барьеров (которая предполагает, в частности, наличие документов с особыми способами закрепления информации – для пользователей с различным восприятием информации – аудильным, визуальным, тактильным);
  • организация подготовки библиотечных кадров с необходимыми базовыми знаниями (основами психологии инвалидов, основами дефектологии, особенностями информационных потребностей, этикой обслуживания) для работы с инвалидами разных категорий;
  • организация специальных библиотечных услуг (надомное обслуживание, организация АРМов и проч.).
      Если говорить непосредственно о библиотечном обслуживании пользователей, то можно выделить следующие направления:
-Библиотечное обслуживание взрослых инвалидов (в том числе обслуживание инвалидов, прикованных к дому), библиотечное обслуживание одиноких пожилых людей;
-Библиотечное обслуживание незрячих и слабовидящих;
-Библиотечное обслуживание детей с ограниченными возможностями;
-Справочно-библиографическое и информационное обслуживание людей с ограниченными возможностями;
-Справочно-библиографическое обслуживание семей инвалидов (в т.ч. родителей детей-инвалидов), а также лиц, профессионально работающих с данной категорией населения;
-Воспитание информационной культуры;
-Содействие учебному и образовательному процессу.
          Основные цели библиотеки в рамках обслуживания инвалидов:
  • формирование положительного отношения к библиотеке и потребности пользоваться её услугами;
  • помощь в социальной реабилитации;
  • приобщение к чтению, содействие формированию культуры чтения, развитие творческих способностей, духовное обогащение;
  • обеспечение читательских и информационных потребностей.
      Задачи библиотек:
-Комплектование литературы с учётом интересов отдельных категорий пользователей, в том числе обеспечение (с использованием системы МБА) звучащими книгами;
-Справочно-библиографическое и информационное обслуживание;
-Воспитание информационной культуры, приобщение к использованию новых компьютерных технологий;
-Библиотечное обслуживание инвалидов на дому;
-Проведение массовых мероприятий;
-Развитие интереса к книге и любви к чтению посредством знакомства с лучшими произведениями литературы, использованием инновационных форм и методов библиотечного общения;
-Помощь учебному и образовательному процессу;
-Информационная поддержка и просвещение родителей детей с ограниченными возможностями;
-Создание благоприятных условий для самовыражения личности путем вовлечения их в творческую деятельность; помощь в преодолении неуверенности в себе;
-Адаптация данной категории читателей в обществе;
-Информационное обеспечение специалистов, работающих с незащищенными слоями населения;
-Восполнение недостатка интеллектуального развития, заниженного уровня восприятия отдельных групп пользователей.
     По существу, мы стоим лишь в самом начале долгого пути к созданию по-настоящему доступной и комфортной среды для людей с ограничениями здоровья. И, помимо работы, направленной на решение вышеназванных задач, прогрессу в этом направлении библиотека может, в том числе, способствовать посредством накопления и распространения различных видов социальной информации, так или иначе освещающей проблемные места. Также должно придти понимание, что все эти проблемы не удастся решить только через осуществление государственных программ. Деятельность библиотек, направленная на обеспечение своего вклада в реализацию концепции доступной среды, должна включать в себя также разработку собственных проектов и программ, предполагающих объединение усилий организаций, представляющих разные сектора общественной жизни.