Библиотерапия (от лат. biblio - книга и гр. therapia - лечение, уход за больным) — метод психотерапии, использующий художественную литературу как одну из форм лечения словом. Идея излечивать и корректировать настроение и эмоциональное состояние с помощью книг - не нова, она может быть прослежена в истории со времени возникновения первых библиотек Греции. Начиная с Платона и далее, люди предлагали для этого такое замечательное средство, как книги. Лечение с помощью книг применялось еще в первых библиотеках Греции. Пифагор, крупный ученый-математик и известный целитель, наряду с травами и музыкой, успешно использовал литературу, стихи для лечения ряда заболеваний. Исторический возраст библиотерапии нередко подчеркивается ссылкой на сказки "1001 ночи", где в одной из сказок придворный врач рекомендовал своему властелину, страдавшему тяжелой болезнью и страхами, перелистывать страницы книги и тем его вылечил. Можно вспомнить и "Ригведу", где для "излечения сердца" рекомендуется читать "мудрые книги", и Аристофана, желавшего читать свои комедии преступникам для исправления. Говоря о более близких к современности временах, нельзя не упомянуть о церковных библиотеках, в которых хранились книги религиозного содержания, приносящие верующим успокоение и надежду. Известно упоминание об Эразме Роттердамском - философе, богослове, писателе эпохи Возрождения, который, в качестве лекарственного средства, рекомендовал чтение смешных книг. Даже А. С. Пушкин внес свой вклад в развитие библиотерапии, когда написал известные строки: "Коль мысли черные к тебе придут, Откупори шампанского бутылку Иль перечти «Женитьбу Фигаро". Но, хотя о мощном влиянии чтения на человека было известно с давних пор, только в начале нашего века специально занялись этими исследованиями, начали рассматривать книгу в качестве средства для изменения мышления или поведения человека. В учебнике "Общая терапия" (1836) русского врача И. Е. Дядьковского чтение называется одним из главных средств психотерапии. Библиотерапия возникла в конце XIX века на стыке психиатрии, психологии и библиотековедения (другие ее названия: "библиопсихотерапия", "либротерапия"). Ведущую роль в обосновании методов библиотерапии сыграли труды писателя, библиографа и просветителя Н. А. Рубакина. В своей работе "Среди книг" он писал: "Три великие силы содержатся в книге - знание, понимание, настроение". В 1916 году Н. А. Рубакин в Женевском педагогическом институте Ж.-Ж. Руссо основал новое направление в науке на стыке психологии и литературоведения – библиопсихологию. Сам термин "библиотерапия" как официальное научное понятие было предложено в 20-е годы ХХ века в США, хотя еще в конце XIX - начале XX века мелькало на страницах трудов по психиатрии, психотерапии и психологии. По определению, принятому Ассоциацией больничных библиотек США, библиотерапия - это "использование специально подобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения". Уже первые исследователи этого вопроса считали, что библиотерапия эффективна потому, что позволяет читателям идентифицировать себя с героем и понять, что они - не единственные люди с подобной проблемой. По мере того, как герой решает эту проблему, читатель эмоционально включается в процесс и, в конце концов, обретает понимание своей собственной ситуации. Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние людей при минимально затраченных средствах. В одних случаях книга отвлекает человека от дурного влияния и направляет его энергию на достижение положительных целей, избавляет от скуки, пробуждает интерес к познанию, в других - книги заставляют пересмотреть всю свою жизнь, изменить не только отношение к чему-либо, но и все поведение. В Советском Союзе исследования по лечебному воздействию книги на здоровье человека проводились с 20-х годов на базе библиотек домов отдыха, лечебных пансионатов. Активно использовалась библиотерапия в медицинских библиотеках. Врачи видели свою конкретную задачу "лечения книгой" в том, чтобы подобрать литературу в соответствии с диагнозом. Лечебный эффект базировался на узнавании пациентом своей проблемы, отраженной в художественном произведении, в советах следовать этим примерам, образцам выхода из подобной ситуации. Во время Великой Отечественной войны патриотические книги имели большое значение для реабилитации тяжелораненых солдат и их скорейшего выздоровления. Как метод опосредованного воздействия на больных с различными видами неврозов, библиотерапия развивалась в нашей стране с 60-х годов. Многочисленные исследования показали, что библиотерапия является весьма привлекательным вариантом терапии, поскольку достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения. В настоящее время библиотерапия далеко ушла от медицины и вплотную приблизилась к педагогике. Встал вопрос уже не о «лечении книгой», а о помощи человеку в критических ситуациях. Педагогический подход выдвигает, пожалуй, наиболее серьезные библиотерапевтические цели: развитие духовного мира, креативных способностей личности; формирование оптимистического видения мира, заинтересованности и потребности в чтении, потребности в самостоятельном поиске решений своих проблем с помощью литературы и т.д. О.Л. Кабачек считает, что «апеллируя к самым глубинным пластам личности, ее целостному ядру, внутреннему миру человека, библиотерапия совпадает по своим преобразующим задачам с педагогикой, и значит, может опираться на открытые педагогической психологией закономерности психического развития человека, формирования различных психологических структур, качеств, установок». |