Тема – "БИБЛИОТЕКАРЬ – БИБЛИОТЕРАПЕВТ"

     Научные исследования и дискуссии о сущности библиотерапии, конечно, не могли обойтись без рассуждений о личности библиотерапевта. Каким должен быть библиотерапевт? Кто им может быть? В 20-30 годы прошлого столетия библиотековед и библиопсихолог В. А. Невский предположил, что библиотекарь-библиотерапевт «должен хорошо разбираться в различных психотерапевтических школах и владеть психотерапевтическими техниками». Не означает ли это, что библиотекарю, желающему стать настоящим специалистов в области библиотерапии, нужно иметь соответствующее образование? Помимо психологических и собственно психотерапевтических знаний и умений, библиотерапевт должен владеть разнообразными средствами педагогического анализа произведения, обладать развитым эстетическим вкусом (и определенными творческими способностями), обеспечивая тем самым достойный выбор произведения.
     Общение с инвалидами и престарелыми открывает перед библиотекарем особый мир. Помимо приема и выдачи литературы, выполнения справок и других профессиональных услуг, библиотекарю, работающему с этими людьми, часто приходится действовать по ситуации: что-то подать или принести, что-нибудь почитать, спокойно выслушать жалобы на здоровье и жизнь и т.д. Вроде бы незаметная работа требует постоянной отдачи. Библиотекарь должен обладать соответствующими профессиональными знаниями, владеть основами дефектологии, возрастной психологии и быть безусловно внимательным, чутким и доброжелательным человеком.
     Общению с людьми с ограниченными физическими способностями библиотекарей пока почти нигде не учат. Примеры единичны. Библиотечное образование не дает соответствующих умений и навыков по работе с читателями (особенно групповой) в библиотерапевтическом направлении.
     Нельзя не признать, что профессия библиотерапевта вряд ли станет массовой профессией. Однако, применение элементов библиотерапии в библиотеках не только правомерно и желательно, но даже необходимо. В большинстве своем библиотекарям приходится учиться на собственном опыте. Поэтому весьма перспективным представляется проведение семинаров и тренингов для библиотекарей с привлечением различных специалистов.
     Библиотекарю следует иметь в виду, что библиотерапия должна применяться с большой деликатностью, не каждый специалист обладает достаточной квалификацией, чтобы грамотно организовать процесс. Библиотерапевты должны обладать эмоциональной устойчивостью, хорошо развитыми коммуникативными способностями, интересом к работе с другими людьми и способностью сочувствовать другому человеку, не морализируя, угрожая или командуя. Они должны быть авторитетны, тактичны и доброжелательны.