РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК
ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ МОЛОДЕЖИ
(принято Конференцией Российской библиотечной ассоциации;
XVII Ежегодная сессия, 17 мая 2012 года). Выдержки

Особенности обслуживания инвалидов и
лиц со специальными потребностями

     В целях наиболее полной реализации прав молодых людей с заболеваниями, ограничивающими им свободный доступ в библиотеки, либо молодых людей со специальными потребностями, библиотека выявляет места их сосредоточения и организации, занимающиеся их проблемами (органы социальной защиты населения, реабилитационные центры, воинские подразделения и др.), налаживает с ними связи, а также сотрудничает со специализированными библиотеками, научными и учебными специальными организациями.
     Относительно такой группы пользователей как молодые инвалиды, основной задачей библиотеки является создание технологических условий, ресурсной базы и психологической атмосферы, обеспечивающих им свободный, беспрепятственный доступ ко всем формам библиотечного обслуживания.
     По мере появления дополнительных финансовых, материально-технических возможностей библиотеки должны стремиться к тому, чтобы обеспечить различным группам пользователей следующие возможности:
    Посетителям с поражениями опорно-двигательного аппарата важны:

  • пандус со ступеньками для сопровождающего для въезда на территорию библиотеки на инвалидной коляске;
  • расширенное расстояние между стеллажами и ограниченная высота стеллажей для работы инвалидов-колясочников с книгами в зоне открытого доступа;
  • расширенные расстояния между ножками столов для работы с книгами и компьютерами непосредственно с коляски;
  • туалет с возможностью въезда и разворота на инвалидной коляске, поручнями и др. приспособлениями;
  • съёмный столик к коляске для работы со своим (или арендованным) ноутбуком, подключённым к Wi-Fi на территории библиотеки;
  • подъёмник для перемещения инвалидов-колясочников по лестницам библиотеки;
  • для тех, кто может воспользоваться услугами социального такси, необходимо предоставление возможности не брать с собой коляску, которая должна быть предоставлена непосредственно в библиотеке для самостоятельного перемещения от входных дверей и по всей территории библиотеки (коляска должна быть снабжена специальным столиком, позволяющим инвалиду работать с книгой или ноутбуком);
  • внедрение специальных клавиатур и манипуляторов типа «мышь», а также специальных виртуальных клавиатур с облегчением возможностей ввода текста лицам с ограничениями двигательной активности рук.
    Незрячим и слабовидящим пользователям желательны:

  • фонд аудиокниг для разных возрастных и образовательных категорий читателей, начиная с аудиокниг по школьной программе и до аудиокниг по психологии, юриспруденции, философии и др. отраслям знаний;
  • звуковое информирование об услугах библиотеки, литературе, говорящих книгах, доступных для этой категории читателей (на сайте и в информационных киосках);
  • система передатчиков звуковой информации о библиотеке и её подразделениях и приёмных устройств с наушниками для обеспечения навигации по библиотеке;
  • аппаратура для сканирования книг и печатных материалов с функцией синтеза речи на русском, английском и др. языках (читающие машины) и устройства речевого выхода для самостоятельного чтения текстов с экрана монитора и навигации по программным средствам;
  • электронная лупа для чтения текста с необходимой степенью увеличения.
    Глухим и слабослышащим пользователям желательны:

  • фонд художественных и документальных видеофильмов с субтитрами;
  • настенные и напольные указатели размещения фондов и отделов библиотеки и направлений подходов к ним;
  • фонд обучающей литературы и электронных изданий по языку жестов, а также специальных видеоизданий для обучения глухих нормированной, грамотной жестовой и словесной речи;
  • бесплатное (за счёт органов соцзащиты) предоставление сурдопереводчика на мероприятия, проводимые библиотекой.
    Молодым родителям с детьми-инвалидами желательны:

  • специализированный фонд литературы по адаптации к специальным потребностям детей, обучению и активной реабилитации их в реальной среде;
  • информирование родителей детей-инвалидов (непосредственно или через органы соцзащиты) о литературе, имеющейся в библиотеке по тематике адаптации и реабилитации детей-инвалидов и инвалидов-подростков;
  • предоставление помещений для общения родителей по проблемам детей-инвалидов, консультации психолога, врачей-специалистов и сотрудников организаций, работающих в детьми-инвалидами;
  • организация обслуживания на дому, а также обслуживание их в режиме удалённого доступа. <...>
    Всем категориям инвалидов и лиц со специальными потребностями необходимо:

  • исчерпывающее информирование о возможностях библиотеки по обслуживанию этих категорий читателей, в т.ч. с помощью телефонного автоответчика;
  • организация фонда литературы, электронных и видеоизданий по правовой и социальной защите, тематике образования и трудоустройства;
  • систематизация сайтов и др. информационных ресурсов, посвящённых тематике особого детства, инвалидности, другим проблемам специальных категорий населения, а также государственным, муниципальным и общественным организациям, связанным с потребностями этих групп населения;
  • сотрудничество с руководством, специалистами и сотрудниками указанных организаций, в части информирования их о возможностях библиотеки по обслуживанию данных групп населения;
  • систематизация и предоставление информации о фирмах-производителях и дистрибьюторах средств реабилитации для инвалидов по зрению, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями слуха и др.