ДЕЙНЕКА Александр Александрович
(1899 – 1969)

     Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 году он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белых. С 1919 по 1920 год Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.
     Из армии был командирован учиться в Москву, в Высшие государственные художественно-технические мастерские (Вхутемас)  на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920-1925). Большое значение в творческом становлении художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
     В 1928 Дейнека вышел из общества станковистов (ОСТа) и стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931-1932 - членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). В 1930 художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».
     Новый этап в творчестве Дейнеки начался в 1932. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932). В эти же годы художником были созданы поэтичности произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932) и др. Наряду с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: «Безработные в Берлине» (1933), наполненные гневом рисунки к роману «Огонь» А. Барбюса (1934).
     На  Курской  земле  были  созданы  такие  произведения,  как  "После  дождя.  Курск"(1925),  "Сухие  листья"(1933),  "Солнечный   день"(1933)  и  другие.
     С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934), иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938). Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических — «Будущие летчики» (1937).
     Историческая тема нашла свое воплощение в монументальных произведениях, посвященных в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке (не реализовано). К числу наиболее значительных работ конца 1930-х - начала 1940-х относится «Левый марш» (1940).
     В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
     К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала Московского университета (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). За мозаики «Хорошее утро» (1959-1960) и «Хоккеисты» (1959-1960) в 1964 году художник был удостоен Ленинской премии.
     Дейнека А.А. преподавал в Москве в Высшем художественно-техническом институте  (ВХУТЕИН) (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Он являлся членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968) отделения декоративных искусств Академии художеств СССР. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового  Красного  Знамени,  золотой  медалью (Париж,  1937),  золотой  медалью  Всемирной выставки (Брюссель,1958), золотой медалью Академии  Художеств  СССР (1961).
     12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
     В  1969  году  Курской  картиной  галерее  было  присвоено  имя  А.А. Дейнеки.  Детская  художественная  школа  № 2  и  общеобразовательная  школа  № 27  носят  имя  А.А. Дейнеки.
     Работы Дейнеки находятся в собраниях: Курской  картинной  галереи им. А. А. Дейнеки (коллекция  насчитывает  около  тысячи  двухсот  работ), Государственной Третьяковской галереи, Государственного  Русского  музея, Института русского реалистического искусства (ИРРИ) и др.
     В Курске не раз организовывались выставки работ знаменитого земляка. Первая выставка - 1960 год - организована Академией Художеств СССР и включала сравнительно немного работ. Вторая выставка - 1966 год - была организована Академией Художеств СССР при самом активном участии художника и уже включала в себя многие широко известные произведения из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея. Третья выставка - 1974 год - посвящалась 75-летию художника и была организована по инициативе Курской картинной галереи. Многие из работ мастера впервые экспонировались в Курске, на родине художника.
     Собственностью Курской картинной галереи являются многие интереснейшие произведения А.А. Дейнеки. Среди них: "Футболист" (1932), "Пионер" (1934), "В оккупации" (1944), "Окраина Курска" (1947), "Мать и сестра" (1954), "После работы. Душ" (1954) и многие другие.
     Искусство  А.А. Дейнеки  рождено  сложной  эпохой  1920-1930-х  годов  нашего  столетия,  оно  связано  неразрывными  нитями  с  идеями,  целями  и  задачами  этого  времени,  искренней  верой  и  желанием  всеми  силами служить  им, и  поэтому  многим  полотнам  художника  суждено  было стать  в  единый  ряд  с  лучшими  произведениями  изобразительного  искусства.
http://www.deineka.ru