ГОЛИЦЫН Николай Борисович
(1794 - 1866)

     Князь, офицер, меценат, историк, богослов-католик, литератор, тонкий ценитель искусств, музыкальный критик, прекрасный музыкант Николай Голицын был незаурядной личностью и пользовался широкой известностью в России. Еще в отрочестве, живя в Вене, он встретился с Гайдном, увлекся произведениями Моцарта. Семнадцатилетним юношей в качестве ординарца прославленного Петра Ивановича Багратиона сражался под Бородино. Вместе с русскими войсками преследовал интервентов до Парижа и был награжден за храбрость "Золотой шпагой", которая хранится ныне в Государственном Эрмитаже. Корни его генеалогического древа берут начало от великого князя литовского Гедимина. Род Голицыных значился в родословных книгах нескольких губерний, в том числе и Курской. Родовое имение Голицыных находилось в селе Богородское  Новооскольского уезда Курской губернии. Здесь Николай Борисович Голицын стал одним из первых просветителей нашего края.
     Нельзя не подивиться тому, как много талантов могло вместиться в одной личности. Даровитый композитор, публицист, общественный деятель, почетный член Филармоническою общества, создатель Общества любителей музыки, просветитель и философ, Голицын переводил на французский язык Ивана Козлова и Николая Языкова. Именно он стал первым переводчиком лирики Пушкина. С юным поэтом Николай Голицын подружился, как только тот окончил Царскосельский лицей, и не прекращал дружеских отношений все последующие годы. Стяжав себе имя на поприще военной литературы, Голицын не пренебрегал и журналистикой. В "Северной пчеле" и "Библиотеке для чтения" появлялись его неординарные статьи и рецензии.
     Но более всего Николай Голицын проявил себя в музыке. После окончания наполеоновских войн, не оставляя службы, он путешествовал по Франции, Италии, совершенствуя свое музыкальное образование. Молодой офицер великолепно играл на скрипке, но любимым инструментом была виолончель. Он много занимался, часто выступал в благотворительных концертах и достиг большого совершенства. Исполнительское мастерство Голицына высоко ценил скупой на похвалы Михаил Иванович Глинка, который хотел даже привлечь князя к участию в оркестре на премьере оперы "Жизнь за царя".
     Столь же высокого мнения о Голицыне был и Александр Сергеевич Даргомыжский. Современники утверждали, что основатель русской школы игры на виолончели не уступал в мастерстве самым знаменитым гастролерам, в том числе выдающемуся бельгийцу Адриену Серве.
     Кумиром Голицына был Бетховен. "Однажды, - вспоминал Николай Борисович, - мне пришло на ум написать лично Бетховену и спросить его, не согласится ли он сочинить для меня три новых квартета". Каково же было удивление князя, когда спустя всего лишь месяц Бетховен ответил ему!
     "Я с удовольствием отметил, что Ваше Высочество интересуется творениями моего духа. Вы желаете иметь несколько квартетов: зная, что Вы играете на виолончели, постараюсь удовлетворить Вас в этой области", - писал великий композитор Голицыну 25 января 1823 года. Однако тут же Бетховен предупредил князя, что не может назвать срок выполнения обязательства "ввиду того, что вдохновением нельзя повелевать".
     Ликование Голицына по получении письма было беспредельным. "Никогда письмо, ожидаемое со столь великим нетерпением, не было встречено так радостно, как этот ответ", - признавался он.
     После первых же посланий между Бетховеном и Голицыным завязалась регулярная переписка. При этом князь показывал себя тонким ценителем творчества Бетховена:
     "Можно сказать, что Ваш гений определил век, и что теперь, может быть, не найдется ни одного слушателя, который был бы достаточно просвещен, чтобы насладиться всей красотой Вашей музыки. Но потомки будут благоговеть перед Вами и благословлять Вашу память более, чем это доступно Вашим современникам".
     В письме к Бетховену от 29 ноября 1823 года Голицын написал:
"Я очень жаден ко всему, что выходит из-под Вашего пера. И у меня есть все, что Вы до сих пор сочиняли как для фортепиано, так и для других инструментов. Я даже позволяю себе удовольствие в свободные часы аранжировать в квартеты из Ваших сонат".
     В великом австрийце Голицын видел титана столетия, и вполне естественно, что у него возникло желание самому заказать композитору сочинения. За каждый квартет было предложено 50 дукатов, и Бетховен пообещал, что вскоре пришлет первый. Но прежде, чем он смог выполнить обещанное, прошло два года, а полностью справился с заказом лишь через три. Николай Голицын, со своей стороны, сдержал слово лишь частично, ибо большую часть гонорара выплатил наследнику Бетховена, его племяннику Карлу, только спустя четверть столетия после смерти Людвига, да и то в результате долгой переписки, обмена угрозами, оскорблениями и не без дипломатических усилий. Тем не менее именно Голицын дал первый толчок, вызвавший появление целого ряда поздних сочинений композитора, среди которых квартеты ор. 127, 130, 132, известные под названием "голицынских".
     Кстати, по инициативе князя в Санкт-Петербурге состоялась мировая премьера бетховенской "Торжественной мессы". Это произошло более чем за двадцать лет до исполнения мессы на родине композитора. Именно Голицын через известную своей музыкальностью императрицу Елизавету Алексеевну, лично встречавшуюся с Бетховеным в 1815 году в Вене, содействовал тому, чтобы среди подписчиков на ноты этого сочинения оказался Александр I.
     Дом Голицыных слыл в Санкт-Петербурге культурным центром столицы. Известных деятелей искусства привлекали гостеприимство и изысканный художественный вкус хозяев. Супруга Николая Борисовича, Елена Александровна Салтыкова, тетка жены поэта Антона Антоновича Дельвига, была известна в Петербурге как хорошая пианистка, а сын Юрий, дирижер и композитор, прославился тем, что организовал первоклассную хоровую капеллу из крепостных. Хор Голицына-младшего впоследствии прогремел на всю Россию, покорив Дрезден, Париж, Прагу, Лондон, Нью-Йорк. Еще учась в пажеском корпусе, Юрий Николаевич управлял ансамблем сверстников и брал уроки у будущего учителя Петра Ильича Чайковского, директора бесплатной музыкальной школы в Петербурге Гавриила Якимовича Ломакина, уроженца села Борисовка Курской губернии. Голицын-младший с удовольствием выступал и в салоне отца, однако тон всем музыкальным вечерам задавал Голицын-старший.
     В 1853 году, во время Крымской войны, шестидесятилетний Николай Борисович Голицын, движимый патриотическим чувством, вместе с сыном и внуком собрал из числа крестьян села Богородское отряд добровольцев, получивший название Новооскольской 45-й дружины и принял участие в обороне Севастополя. На боевых позициях волонтеры сражались героически.
     Через два года командование сочло необходимым предоставить Голицыну кратковременный отпуск для лечения. Николай Борисович едет в Курск и организует здесь концерт в пользу раненых ополченцев. Столичный "Музыкальный и театральный вестник" тогда писал:
      "Особенный восторг присутствовавших вызвало появление на сцене ветерана нашего ополчения князя Н.Б. Голицына. Его встретил целый гром рукоплесканий, не дававший ему возможности несколько минут начать свое соло на виолончели из оперы "Страделли". Сыгранное с аккомпанементом на фортепиано, оно уверило нас, что в князе так же живо и молодо артистическое чувство, как сильно в нем другое чувство, заставившее его стать в ряды ополчения, идти с ним туда, где на страде неумолкаемых битв находятся его сын и внук".
     В марте 1856 года между воюющими державами Англией, Турцией, Францией, с одной стороны, и Россией, с другой, был заключен мир. С оставшимися в живых добровольцами Голицын возвращается в нашу губернию и возобновляет регулярные концертные выступления в Курске.
http://old-kursk.ru