ИСТОМИН
Константин Николаевич Советское изобразительное искусство первых послеоктябрьских десятилетий теперь невозможно представить без таких этапных произведений, как "Заседание сельской ячейки" Е. М. Чепцова, "Оборона Петрограда" А.Л. Дейнеки, "Делегатка" Г.Г. Ряжского, "Рабфак идет" В.В. Иогансона, по достоинству занявших место в экспозициях лучших музеев и картинных галерей страны. В одном ряду с ними находится картина "Вузовки" Константина Николаевича Истомина, талантливого художника и замечательного педагога. "Я родился в семье офицера армейской пехоты в Курске 7 января 1887 года", - напишет он в автобиографии. В Курске прошло его детство, здесь же начал он учиться в гимназии. В 1901 году семья переехала во Владивосток, куда перевели отца. Наряду с гимназией Истомин посещал там школу рисования. Большое впечатление осталось у него от произведений искусства Китая и Японии, особенно красочных гравюр и лубков со своеобразными сюжетами. Когда вспыхнула русско-японская война, Истомины переселились в Харьков. В этом городе Константин завершил среднее образование и некоторое время занимался в художественной студии. Он принимал активное участие в революционных событиях 1905 года на стороне рабочих, был арестован и брошен в тюрьму. Выйдя из заключения, К.Н. Истомин летом 1906 года уехал в Германию с намерением целиком отдаться искусству. Одним из крупных художественных центров Европы в ту пору был Мюнхен. Город славился прекрасными музеями - Старой и Новой Пинакотеками, Глиптотекой, в ней действовало несколько учебных заведений, из которых наибольшей популярностью у молодежи пользовались частные школы А. Ашбэ и Ш. Холлоши. К.Н. Истомина больше устраивала педагогическая система Холлоши, особенностью которой было совмещение лучших художественных событий с новыми достижениями изобразительного искусства. Здесь учились В.А. Фаворский, Г.С. Верейский и др. Из Мюнхена К.Н. Истомин приехал в Москву и осенью 1909 года поступил на искусствоведческое отделение университета. "Шаг этот, - писал впоследствии художник, - был мне подсказан скорее желанием иметь отсрочку от военной повинности, чем желанием изучать историю искусств". И все же университет позволил ему стать по-настоящему образованным и культурным человеком. В студенческие годы он совершил путешествие по Греции и Италии, где все дышало воздухом античности и Возрождения. Летом 1913 года К.Н. Истомина призвали в армию. В первую мировую войну он командовал артиллерийской батареей, перенес контузию и операцию. Ко времени Октябрьской революции для него не было вопроса - с кем быть? В марте 1918 года он прибыл в Москву. Устроившись на работу в секцию изобразительных искусств Моссовета, Константин Николаевич занимался оформлением агитпоездов и первых советских праздников. В марте 1919 года он вступил в Красную Армию, но после ранения и перенесенного тифа был освобожден от воинской повинности. Военные годы оставили глубокий след в жизни К.Н. Истомина, но в творческом плане они оказались потерянным временем. Большинство рисунков, которые он выполнил в часы отдыха между боями на клочках бумаги, погибло. Однако некоторые заметки и записи позволили ему подготовить к десятилетию Октября графическую серию "Красная Армия в Донбассе", отмеченную премией. Весной 1921 года после непродолжительной дипломатической службы Константин Николаевич был откомандирован в распоряжение Народного комиссариата просвещения для организации художественного рабфака. С той поры до конца жизни педагогическая деятельность стала его основным занятием. В 1920 году на базе упраздненных Училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского художественно-промышленного училища были созданы Высшие художественные мастерские (ВХУТЕМАС), переименованные в 1928 году в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Позже он был реорганизован, и на основе его факультетов стали действовать несколько самостоятельных вузов, в том числе Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. К.Н. Истомин был профессором этих учебных заведений. В воспоминаниях учеников он предстает как сердечный, обаятельный, отзывчивый человек и широко эрудированный, строгий, принципиальный педагог. Он добивался, чтобы каждый студент оставался индивидуальностью, не терял своего гражданского и творческого лица, но при этом находил себе место в коллективе. При собственных скромных материальных возможностях и почти аскетическом образе жизни Константин Николаевич часто приобретал малообеспеченным студентам краски, холст, кисти, выручал их в других трудных случаях. Несмотря на сильную загруженность учебной работой, К.Н. Истомин находил время для творчества. В двадцатые годы он написал несколько пейзажей, натюрмортов, портретов, жанровые картины "Пряхи" и "Чаепитие", "Жатва", "Мать и дитя", "За чисткой овощей", участвовал на выставках общества "4 искусства". Наиболее зрелым произведением К.Н. Истомина является полотно "Вузовки", законченное в 1933 году. Сюжет картины предельно прост. В скромно, даже скупо обставленной комнате общежития за столом, занимаются две девушки, просто одетые, коротко подстриженные. За окном виден зимний городской пейзаж, и одна из "вузовок" в какое-то время залюбовалась его красотой. Картина при строгом, почти графическом цветовом решении отличается лиричностью и резко выделяется среди торжественно пышных произведений искусства тридцатых годов. Она была приобретена у автора для Третьяковской галереи. Картины Истомина отличаются особой цельностью, формальной завершенностью и эмоциональностью. Константин серьезно относился к написанию картины. Процесс творчества он делил на три стадии. Первая – поиск главного цвета. Вторая – основа формы, разработка тональности. Третья – определить мазок и его форму. В его картинах нет ничего случайного и второстепенного. В каждом мазке художника ощущается творческая энергия. Пейзажи Истомина – совершенно разные, в каждом он находит свой колоритный ключ. Так же художник писал натюрморты и интерьеры. Константин Николаевич пробовал себя в качестве иллюстратора, выполнил эскизы декораций и костюмов к некоторым спектаклям, но основные творческие силы отдавал станковой живописи. Интересны его размышления об искусстве, которые нашли выражение в теоретических работах и учебных программах. Осенью 1941 года Московский художественный институт имени В.И. Сурикова был эвакуирован в Самарканд. В этом городе 28 августа 1942 года Константин Николаевич Истомин скончался. Судьба не баловала его - такое было время, но он всегда оставался оптимистом и не раз говорил: "Великое счастье жить и быть художником!" . Первая выставка картин Истомина былаорганизована в Москве в 1961 году его учеником И. В. Савицким, директором Каракалпакского музея. Вторая персональная выставка — в 1975году. В 1985 году в Москве был издан альбом репродукций «Избранные произведения». Произведения Истомина находятся в ГТГ, Москва; ГРМ, Санкт-Петербург; Саратовском государственном художественном музее и др. собраниях. В Курской картинной галерее хранится картина Истомина «Пригород (Крым)» (1928). |