СОЛОМАТКИН Леонид Иванович
(1837 - 1883)

     Солома́ткин Леони́д Ива́нович родился  в  1837  году  в  Судже  Курской  губернии  в  семье  бедняка.  "Соломаткиными"  называли  неимущих,  тех,  кто  питался  простой пищей  -  соломатью  -   наскоро  приготовленных  комков  каши  из  ржаной  муки.  Осиротел он в юном возрасте.  Родителей  не  помнил.  Считают,  что  он  сын  базарной  торговки. Был вынужден много работать. Его часто  попрекали  нищетой  и  съеденным  куском.   Занимался  торгово-перевозным  промыслом  (чумаком), благодаря чему объездил  множество российских городов и деревень.
     Имел  прекрасный певческий  голос.
     Круг  лавочников,  лакеев,  кабатчиков,  волостных  писарей  и  прочий  мир  "распутных  и  пошлых"  вносил  уродливые  черты  в  психику  впечатлительного  юноши.  Соломаткин  рано  пристрастился  к  вину.
     Имея  природный дар  зрительно  запоминать  увиденное  и  богатые  впечатления  жизни  "дна"  общества,  художник  воплощает  их  в  беглых  зарисовках,  которые  он  делал  будучи  еще  чумаком.
     В семнадцатилетнем  возрасте  Леонид  Иванович  узнает  о  существовании    Московского  училища  живописи,  ваяния  и  зодчества  и,  непонятно  как,  добирается  в  Москву.  Поступает  в  училище,  где  учится.  С  1855 по 1860  год  проживал  он  в  казенной  квартире  известного  педагога,  скульптора  и  директора  училища  Н.А. Рамазанова.  Общение  в  кругу  известных  художников  В.Г. Перова,  А.Е. Зарянко,  И.И. Шишкина  и  других позволило  Соломаткину  укрепить  рисунок,  познать   теоретические  основы  композиции,  осознать  задачи  живописи.      
     С 1861 по 1866 год Соломаткин являлся свободным слушателем Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Ему открылись  новые возможности познания "большого  искусства".  Он  отдается  целиком  постижению "секретов" бытового жанра, изучает "малых голландцев" (группа голландских художников XVII века, в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера)  и   других  мастеров  "берущих  за  живое".   Живя  в  среде  бедных  людей, Леонид Соломаткин  прекрасно  научился  разбираться в народной жизни, что проявилось  в его творчестве.
     Успехи  в  академии  художеств  были  отмечены  наградами. В 1862 году за картину «Именины дьячка» (ныне в Государственной Третьяковской галерее, Москва) получил малую серебряную медаль.
     Одной из самых известных его работ является картина «Славильщики  - городовые» (1864), в которой сатирически изображены будочники (городовые). За эту  картину Соломаткин получил вторую серебряную  медаль. Оригинал  картины,  которая впоследствии выдержала ряд авторских повторений, к  сожалению, утерян.
     В 1866  году  Леонид  Иванович получил звание  классного  художника  третьей степени и ушел из Академии. 
     Предоставленный самому себе, живописец перестает участвовать в выставках, и публика, едва узнав, начинает забывать недавнего любимца. Тогда и зазвучали обвинения в художественном невежестве и грубости, преследовавшие Соломаткина затем всю жизнь. Преобладающей темой становится жизнь городских низов, мир солдат и инвалидов войны, артистов, влачивших убогое бродячее существование.
     А между тем, никем не понятый, он трудился вовсю. Именно в этот период, когда Соломаткина считали «конченым», были созданы самые оригинальные его произведения.
     Среди  них: «Охотник» (1861), «У питейного дома» (1867), «Постоялый двор» (1870), «Пирушка», «За пенсией» (обе 1878).
     Много его картин находятся в Государственной Третьяковской галерее: «В погребке» (1864), «Питейный дом» (1870-е), «Переезд с дачи», «Свадьба» и «Странствующие музыканты»(обе 1872) и в Государственном Русском музее: один из вариантов «Славельщиков-городовых» (1867), «Угощение сбитнем» (1868), «Артисты на привале» (1869), «Ряженые» (1872), «Петрушка» (1878). Работы Соломаткина в областных и республиканских художественных музеях и галереях: «Охотники» (1863) в Киеве, «Стряпчий» (1867) в Твери, «Свидание» (начало 1870-х) в Вологде, «Приезд ревизора» (1876) в Ташкенте, «На заработки» (1877) в Ярославле, «Пирушка дельцов» (1880) в Туле, «Петрушка» (1882) в Саратове, «Возвращение с работы» в Тамбове, «Бродячие музыканты» в Барнауле, «Утро у трактира» в Иркутске.
     Из двухсот картин, созданных Соломаткиным на протяжении  короткой  жизни,  уцелела  лишь  малая  часть.
     Даже получив художественное образование, Леонид Соломаткин вплоть до самой кончины вел бедное существование, и  не всегда имел постоянное место для ночлега.
     Участь  талантливых,  тем  более гениальных,  личностей  -  страдание.  Оно  обусловлено  недооценкой  труда  изобретателя  или  художника  со  стороны  общества,  отстававшего  по  фазе  развития  этого  общества  в  соотношении  с  личностью  первопроходца  и,  как  следствие  этого,  его  затруднительное,  бедственное  существование.  Положение  это  становится  особенно  зримым  в  том  случае,  когда  "талант"  растет  из  низов, не  имея  должных  условий  для  своего развития.
     Такова  участь  "яркого,  самобытного  русского  художника-босяка"  Леонида  Ивановича  Соломаткина.
     Умер художник в больнице для бедных 6 (18) июня в 1883 года и похоронен в  Санкт-Петербурге  на  Смоленском  кладбище.
     Истинная  ценность  произведений  живописца и его жизнь  нуждаются  в дальнейшем изучении.  Но  уже  сегодня  можно  сказать,  смелое  преувеличение  явлений  действительности,  умение  видеть  в "грустном  смешное,  а  в  веселом  печальное",  такое  понимание  языковых  средств  живописной  палитры,  мягкие  переливы  света  -  делают  его  цикл  картин  мещанско - чиновничьих  праздников  актуальными  и  сегодня.  Творчество  Л.И. Соломаткина  являет  блестящий  пример служения  обществу, своему  идеалу - служения  искусству.