ТРУТОВСКИЙ Константин Александрович Начальное образование Трутовский получил в частном пансионе. В 1839 году поступает в Николаевское инженерное училище в Петербурге. Там он подружился с будущим великим писателем Ф. М. Достоевским, который помог начинающему живописцу полюбить классическую литературу. В училище, готовившем военных топографов, Трутовский занимался рисованием не только на уроках, но и самостоятельно. Он выделялся среди товарищей своими художественными способностями. Окончив училище, он был оставлен в этом учебном заведении в качестве преподавателя живописи и архитектуры. В это же время Трутовский поступает в Академию художеств. В Академии царил культ исторической живописи, но молодого художника увлекает изображение повседневного народного быта. Его кумиром становится П. А. Федотов, чьи знаменитые картины «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора» в то время гремели на выставках. Сороковые годы XIX века, несмотря на царившие палочные порядки, были временем подъема общественной мысли. Большое влияние на мировоззрение молодежи оказывали статьи В. Г. Белинского, который требовал от литературы и искусства критического реализма, народности. Под влиянием этих идей развивалось и творчество Трутовского. Через Достоевского он сближается с петрашевцами и только по чистой случайности не разделяет их судьбу. Тогда же Трутовский знакомится с писателями С. Т. Аксаковым, И. С. Тургеневым, Т. Г. Шевченко, Д. В. Григоровичем, много читает. В 1850 году художник выходит в отставку и проживает сначала в Харьковской, затем в Курской губернии. Первыми серьезными работами Трутовского в искусстве были акварельные листы для «Альбома сцен малороссийской жизни». В них правдиво показаны нравы помещиков-крепостников, быт простого народа. Пробует себя Трутовский и в живописи масляными красками. Характерны темы его картин: «Уездная лавочка», «Слепой старик, обучающий мальчика игре на скрипке», «Сцена на ярмарке». Изображенные здесь крестьянские типы полны обаяния, но их душевной красоте противостоит окружающая действительность. Бедное жилье, убогая обстановка, жалкие лохмотья - все говорит о тяжелой жизни селян. В конце 50-х - начале 60-х годов в России шла подготовка к отмене крепостного права. Этот вопрос бурно обсуждался в кругу деятелей культуры, находил отражение в литературе и искусстве. Рисунки и картины Трутовского, полные неподдельной любви к простому народу и обличающие провинциальное дворянство, пользовались заслуженным успехом, их появление приветствовал ярый поборник нового русского искусства В. В. Стасов. В таких произведениях, как «Танец крепостных», «Приживалка», «Помещики-политики», «Игра в карты» и других художник правдиво показал мир пореформенной деревни, разделенной на два лагеря. С одной стороны, бары, проводящие время за картами и в кутежах, с другой - крепостные, порою забитые нищетой и издевательствами, но в большинстве мудрые и полные человеческого достоинства. За картины из народного быта Трутовский получает в 1856 году звание свободного художника. Через некоторое время он совершает поездку за границу, где на него огромное впечатление произвели произведения Рафаэля и фламандских художников. Несколько лет К. А. Трутовский работал в одном из курских земств. Это позволило накопить обширный материал для творчества. Жизнь здешних крестьян отображена в уже упомянутой картине «Хоровод в Курской губернии», за которую художник получил звание академика, в полотнах «Беглый», «Переселенцы в Курской губернии» - лучшей, по оценке Стасова, работе Трутовского. Много труда вложил Константин Александрович в книжную иллюстрацию. Им выполнены рисунки к сочинениям Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Шевченко, Гончарова и других писателей. Особенно интересны иллюстрации к басням Крылова. Интересно, что художник рисует не персонажей басен - зверей, птиц, рыб, растения, а тех, кто подразумевался под ними. Это опять же крестьяне и помещики, мастеровые и купцы, чиновники и вельможи - целая галерея представителей всех сословий тогдашней России. Значительную часть своего творчества К. А. Трутовский посвятил Украине, способствуя тем самым сближению и взаимному обогащению культур двух братских народов. Темы многих картин навеяны прозой и стихами Гоголя, Шевченко, Марко Вовчка, а также подсказаны реальной жизнью. Таковы «Свидание», «Колядки на Украине», «Масленица на Украине», «Сорочинская ярмарка», «Свадебный выкуп», цикл рисунков для альманаха «Живописная Украина», издаваемого Л. М. Жемчужниковым. С 1871 no 1881 год Трутовский находился на педагогической работе, занимая должность инспектора Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Современники отмечали в нем доброту, большое жизнелюбие, юмор. Обладавший незаурядными литературными способностями, подмеченными еще С. Т. Аксаковым, Константин Александрович написал интересные воспоминания, сопроводив их собственными рисунками. Произведения К. А. Трутовского, созданные в последние годы жизни, по-прежнему полны социальной глубины. В них художник обличает существующие порядки и выступает защитником угнетенных. Полна трагизма его картина этого периода «Больной». Живописец, иллюстратор, Трутовский Константин Александрович оставил большое художественное наследие, в котором проникновенно поведал о том, что видели его проницательные глаза, что впитывала чуткая душа. Несколько произведений Трутовского есть в собрании Курской областной картинной галереи имени А. А. Дейнеки. Умер Константин Александрович Трутовский 17 марта 1893 года. |