Симон Азарьин

     Келарь Троице-Сергиевой лавры, писатель XVII в. Будучи слугой княжны Мстиславской, он около 1625 г. пришел больным в Троице-Сергиев монастырь к архимандриту Дионисию, получил от него исцеление и 6 лет был его келейником.
     От августа 1630 г. до апреля 1631 г. он был казначеем келейной казны патриарха Филарета. Затем был отправлен строителем приписного Троицкого монастыря в Алатыре, где и пробыл до 1633 г. Вернувшись обратно в обитель преподобного Сергия, он в 1634 г. сделался казначеем ее, а через 12 лет - келарем. Около 1654 г. он сложил с себя последнее звание и затем, не занимая определенной должности, жил в монастыре до своей смерти в 1665 г.; там же он и погребен.
     Литературная деятельность Симона начинается в 40-х годах. По поручению царя Алексея Михайловича он приготовил к печати Житие преподобного Сергия, написанное Епифанием и дополненное Пахомием. Он проредактировал весь текст и сам рассказал несколько чудес Сергия, бывших после Пахомия. Эта новая редакция, вместе с житием игумена Никона, похвальным словом Сергию и службою обоим, была напечатана в 1646 г., но при этом, помимо воли автора, было выкинуто много его дополнений и сделаны некоторые поправки.
     В 1654 г. он восстановил первоначальный вид своей "Книги о чюдесех чюдотворца Сергия" (напеч. С. Ф. Платоновым в "Памятн. древн. письмен. и искусства", LXX), доведенной до того же года, и прибавил обширное предисловие (напеч. С. Смирновым во "Временнике Моск. Общ. истории и древн. российских", X, и у А. В. Горского), в котором говорит об историческом значении Сергиевой обители и ее основателе и кое-что об истории составления жития.
     За то же время (1646—54 гг.) Симон написал: "Житие и подвиги преподобного отца нашего Дионисия, архимандрита Троице-Сергиева монастыря (изд. было в 1809, 1816, 1817, 1824 и 1834 гг.).
     Как писатель Симон руководствовался той мыслью, что "Бог не хощет ложными словесы прославляем быти и святым неугодно есть затейными чудесы похваляемым быти". Относясь так строго к себе, он окончательную обработку житию Дионисия придает в 1654 г., хотя оно было написано еще в 1648 г. Он сам был свидетелем 6 лет жизни Дионисия, а остальное описывал по рассказам Дионисия о своей жизни или по сообщениям, часто письменным, достоверных свидетелей. Большую помощь ему оказали Гурий и Герман Тулупов, учителя Дионисия, и особенно московский соборный ключарь Иван Наседка, помогавший Дионисию при исправлении книг и хорошо его знавший.
     Симону же приписывается и "Повесть о разорении Московского государства и всея Российския земли, како и отчего и откуду начало изыде тех бед и напастей", находящаяся в одной и той же рукописи с житием Сергия и написанная около 1654 г. (изд. А. Н. Поповым в "Чтениях Имп. Моск. Общ. Истории и Древн. Рос.", 1881 г., II).
     Общие характерные черты С. Азарьина как писателя — критическое отношение к источникам, сказывающееся в точности и обоснованности сообщаемых сведений (он иногда приводит и документы), полнота их, начитанность его, добросовестное отношение к чужому труду (он строго различает чужое от своего, "да не како на свой разум преложу чуж труд") и сравнительная простота изложения. Хотя одна из указанных черт в сочинениях Симона видна ярче, другая — слабее, однако, все это вместе делает его одним из интересных писателей XVII в.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/113099/Симон