Из всего творчества Шмелева, пожалуй, меньше всего известны широкому кругу читателей его сказки-памфлеты для взрослых. Расскажем немного о них. Переходная эпоха 1918-20 гг. выдвигала нового героя – личность маргинального типа, она все более заявляла о себе как о социальной силе, вытесняя тех, кого Шмелеву вскоре пришлось называть бывшими. Все более утверждалась в его сознании мысль о том, что жизнь не наладится, а источник зла – использующие народ социалисты. В августе 1919 г. Шмелеву припомнилась толстовская «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах» (1885), в которой дьявол, то есть чистый господин, как те социалисты, старался рассорить братьев и отучить народ, то есть дураков, от труда, однако своей цели он не достиг, так и провалился сквозь землю. Шмелев увидел в этом сюжете, с одной стороны, пророчество: действительно, в стране усилиями чистых господ началась брань; с другой стороны, он понимал, что толстовское прозрение осуществлялось лишь отчасти: если в сказке кровь так и не пролилась, дьявол, в общем-то, посрамлен, то в реальности кровь залила всю Россию. И в октябре 1919 г. Шмелев сам принялся писать сказки, точнее – политические сказки-памфлеты. Он написал целый цикл: «Инородное тело», «Степное чудо», «Преображенский солдат» (в 1924 г. – Преображенец»), «Веселый барин», «Всемога», «Инородное тело», «Сладкий мужик» и др., где революционные события трактуются им как соблазнение народа чужеродными идеями, заражение «инородным телом» марксизма. Виновны в этом, по мнению Шмелева, все сословия: солдаты, мещане, ученые, баре — все, кто продал родину и забыл Бога. И спасти Россию смогут «святой Микола», «белый воин», «хозяйственный мужик». Для многих, и для Шмелева, стало очевидной губительная сила абсолютной свободы. У М.И. Цветаевой в «Лебедином стане» (1917 – 1919) свобода стала «гулящей девкой на шалой солдатской груди», а Крым «буйствует и стонет». Шмелев написал в «Преображенском солдате» о такой солдатской свободе, куражливой и бессмысленной. В сказке «Всемога» бес искушает матроса, и тот, выбросив нательный крест и запродал бесу душу, разделался с начальством и под красными флагами вошел в город. В «Степном чуде» Россия показана обессиленной, окровавленной бабой, что лежала в степи с непокрытой головой, с косой, закинутой за ольховый куст, с глазами, полными слез; матрос, который мощи вскрывал и ничего не боялся, сквернословя и куражась, решил залезть бабе в карманы, но поднялась ее десница, «полнеба закрыла» – и пал матрос... Шмелев был подавлен тем, что народ столь безволен и наивен, податлив – «хоть улицу им мети»! |