Шмелевы на Арбате
Где находятся корни шмелевского рода? Сам Иван Сергеевич в «Автобиографии» писал, что прародиной фамилии были Гуслицы Богородского уезда Московской губернии. В 1802 г. братья Шмелевы – Иван Иванович Большой и Иван Иванович Меньшой (прадед писателя) – приехали в Москву и записались в московское купечество. Они показали, что являются экономическими крестьянами с. Осташкова Коломенского уезда Московской губернии. Эти сведения содержат материалы шестой ревизии, проходившей в России в 1811 г. Ревизская сказка Кадашевской слободы сообщает об Иване Ивановиче Шмелеве Меньшом: «Поданная по высочайшему манифесту по шестой ревизии в 18 день маия сего года о состоящих в семействе московского третьей гильдии Кадашевской слободы купца Ивана Иванова Шмелева Меньшого мужска пола душах ноября дня 1811 года. Иван Иванов Шмелев Меншой. В московское купечество прибыл я по указу Московского городского правления юстицких гражданских дел департамента в 1802 году генваря 30 дни Московской губернии Коломенского уезда села Осташкова из економических крестьян, где последней пред сей ревизии в подушном окладе написан был. Жительство я имею в Арбацкой части, в приходе у Николы Явленного, в доме московского купца Семена Пивоварова. К сей скаске московски купец Иван Иванов Мешыса Шмелев руку прелажил». Иван Иванович Шмелев Меньшой сообщает, что в его семье состоят жена Устинья Васильевна, двадцати лет, и родная мать Аксинья Васильевна (ф. 51, оп. 18, д. 68, л. 308). Аналогичное известие содержится в ревизских сказках о старшем брате, Иване Ивановиче Шмелеве Большом, который в составе своей семьи имел тогда жену Ульяну Васильевну, двадцати трех лет, и годовалую дочь Анну (ф. 51, оп. 18, д. 68, л. 299-300). Ранее рожденные сыновья не упоминаются, так как, видимо, уже числились в московском купечестве. Выявленные сведения о происхождении семьи нуждались в проверке. Найти ревизские сказки пятой ревизии по Коломенскому уезду не удалось, разыскать Шмелевых в метрических книгах Коломенского уезда также не получилось: документы ветхие, нуждаются в реставрации и исследователям не выдаются. Остается признать, что окончательно вопрос о прародине предков писателя не разрешен. Пока будем считать, что Шмелевы происходят из подмосковных экономических крестьян. Экономические крестьяне появились в России в XVIII в., после секуляризации церковных земель, и обладали несколько большей свободой, чем крепостные. Видимо, это и позволило братьям перебраться в Москву и начать собственное дело. Итак, Шмелевы живут на Арбате, в приходе церкви Николы Явленного. Церкви этой уже давно не существует, она разрушена в 1931 г., и ныне можно только подойти к тому месту (пустырь между домами № 14 и № 16 по Арбату), где когда-то находился этот храм, построенный в конце XVI в. по повелению Бориса Годунова. В 1846 г. храм был снесен и перестроен в новых формах, но Шмелевы посещали еще древнюю, годуновскую церковь, метрические книги которой позволяют частично восстановить их семейную историю. В 1806 или 1807 г. братья Шмелевы поселились в доме купца Пивоварова, стоявшем, согласно материалам 1826 г., в самом начале Арбата. В феврале 1807 г. в метрической книге появляется запись о том, что у крестьянина графа Алексея Петровича Орлова, Семена Ильина, родился сын Афанасий. Крестными были крестьянин деревни Абашево Дмитрий Петров и «московского купца Ивана Шмелева жена Ульяна Васильева» (ф. 203, оп. 745, д. 260, л. 366). Шмелевы явно не новички в Москве, у них есть знакомства, их приглашают в кумовья. Скоро кумовья понадобились самому Ивану Большому: в августе 1807 г. у них с Ульяной Васильевной родился сын Андрей. Восприемниками стали Иван Шмелев Меньшой и московская купеческая жена Марья Ефимова Зезина (ф. 203, оп. 745, д. 260, л. 374 об.). В сентябре 1809 г. у супругов родился сын Захар. Крестными стали те же люди (ф. 203, оп. 745, д. 149, л. 147 об.). В сентябре 1810 г. появилась на свет дочь Анна, та самая, которую вписывали в ревизию 1811 г. (ф. 203, оп. 745, д. 175, л. 654 об.). Крестным опять выступает Иван Меньшой. Живут братья Шмелевы на Арбате, занимаются оба торговлей. В 1808 г. Московское градское общество проводило своеобразную перепись купцов города, где каждый должен был заявить величину своего капитала. Попали в эту перепись и Шмелевы. Старший брат собственноручно засвидетельствовал: «Иван Иванов Шмелев з братом Иваном собственного своего капиталу имею восемь тысяч рублей. Жительство имею в приходе Миколы Явленного в доме купца Семена Васильева Пивоварова, торг имею в горшечных лавках» (ф. 2, оп. 2, д. 108, л. 4 об.). 22 февраля 1811 г. произошло знаменательное событие в жизни Ивана Шмелева Меньшого – он женился и «понял за себя генерал-поручика и действительного камергера, графа Владимира Григорьевича Орлова на волю отпущенную дворовую девицу Устинью Васильеву» (ф. 203, оп. 745, д. 179, л. 191–191 об.). Данная запись является первым документальным известием о прабабушке писателя. 16 апреля 1812 г. у молодых родился первенец – сын Василий. Крестили младенца 18 числа, восприемниками стали крестьянин графа Орлова Василий Зиновьев и его дочь Арина (ф. 203, оп. 745, д. 183, л. 67–67 об.). Эти два коротких сообщения метрической книги позволили сложиться в мозаику многим другим разрозненным фактам. Двое крестных – Василий Зиновьев и Арина Васильевна – являются ближайшими родственниками Устиньи Васильевны. Это ее отец и сестра, то есть тесть и свояченица прадеда писателя. Василий Зиновьев еще не раз будет встречаться в нашем повествовании. Забегая вперед, сообщим, что он происходил из села Авдотьина Серпуховского уезда. Авдотьино – родовая усадьба виднейшего просветителя и издателя ХVIII в. Н.И. Новикова, проведшего здесь свое детство и последние двадцать лет жизни. От тех времен до наших дней сохранилась Тихвинская церковь в стиле барокко и жилые дома для крестьян, выстроенные по указанию Новикова. Первенец Ивана Меньшого родился за два месяца до начала Отечественной войны 1812 г. Где были и что делали Шмелевы в войну, неизвестно, лишь некоторые косвенные сведения могут дать представления о тех днях. Последняя запись в метрической книге Николоявленской церкви датирована 29 августа 1812 г., а 2 сентября русские войска начали оставлять Первопрестольную. Записи в метрической книге прерываются до декабря. Церковь устояла, сохранились и метрические книги. Устоял и дом купца Пивоварова, где Шмелевы продолжают жить и после ухода французов, о чем свидетельствует запись от 17 декабря 1812 г. о крещении, где восприемником выступал Иван Иванов Шмелев, московский купец (ф. 203, оп. 745, д. 189, л. 63). Кто из братьев стал крестным младенца Настасьи, не уточняется, но это и неважно. Шмелевы войну пережили и вернулись (или и не уезжали?) на старое место. Писатель в повести «Богомолье» воспроизвел семейную версию послевоенных занятий своего прадеда, который начал торговать щепным товаром на пару с неким Аксеновым, ремесленником из Сергиева Посада. Видимо, после 1812 г. пути братьев разошлись. Московский пожар сгубил не одно состояние. В 1814 г. Шмелев Большой выбыл в московское мещанство (ф. 51, оп. 8, д. 149, л. 615 об.), а Меньшой сумел закрепиться в купечестве. Арбатский период жизни Шмелевых закончился. Семьи братьев разделились. Семья Ивана Меньшого ищет новое место жительства, а ее глава – прадед писателя – новую сферу приложения своих сил. |