Женский монастырь Покровский женский монастырь находится в Бургундии, в деревне Бюсси, в 160 км. восточнее Парижа. Известность он приобрел главным образом в конце XX в., хотя его история началась 2 июля 1946 г., после того как из небольшой Воскресенской обители под Парижем в имение русского адвоката В. Б. Ельяшевича переехали четыре православные монахини во главе с инокиней Евдокией (Мещеряковой-Куртен). Инокиня Евдокия, в миру Екатерина, родилась в Москве в 1895 г., но росла в Ялте. Ее мать была русской, из семьи Борисоглебских, отец – обрусевший француз. В 1920 г. девушка вышла замуж за молодого историка А. Д. Мещерякова, но он через два года умер от сыпного тифа по пути в Москву, где собирался принять сан священника. После смерти мужа вдова ушла в монастырь в Крыму, которым руководил старец Софроний, и в 1927 г. приняла в нем тайный постриг. В 1932 г. инокиню арестовали, но благодаря французскому гражданству ей удалось освободиться и выехать из СССР. В Париже матушка Евдокия вступила в христианскую общину «Православное дело», на ул. Лурмель, 77, которой руководила известная русская монахиня мать Мария (Скобцова), канонизированная недавно Греческой Православной Церковью. В этой общине социальная помощь сочеталась с культурно-просветительной и религиозной работой, но не было настоящего монашеского духа. Поэтому через два года, в 1938 г., Евдокия и новопостриженная сестра Бландина (Александра Владимировна Оболенская) покинули общину и, стремясь к уединению, поселились в Муазене, в 50 км от Парижа. Вскоре к ним из другой общины прибыли инокини: Дорофея, младшая сестра Евдокии, которой тоже удалось выбраться из советского Крыма, и Феодосия (Соломянская). Сестры создали небольшой скит в честь Казанской иконы Божией Матери с церковью в подвале, где духовник обители архимандрит Евфимий (Вендт) свершал уставные монастырские богослужения. Некоторое время спустя, когда для скита удалось купить большого размера участок, была выстроена отдельная маленькая церковь, которую расписал инок Григорий (Круг), талантливый иконописец. К общине присоединились инокини: Глафира (Кириади) и Таисия (Карцева), автор жизнеописаний русских святых, изданных ныне и в России. Монахини не только работали в поле, но и заботились о больных и обездоленных, а во время немецкой оккупации спасали преследуемых, в числе которых однажды оказался даже американский парашютист. Все эти годы матушку Евдокию не оставляло желание создать настоящий «русский» монастырь, подобный тому, который она помнила на покинутой Родине, но «приспособленный к сегодняшнему дню, без узости и фанатизма и, главное, без национальных ограничений». На помощь пришел профессор-эмигрант В. Б. Ельяшевич, который, по совету архимандрита Киприана (Керна) и по просьбе покойной жены, летом 1946 г. подарил монахиням свое имение «Вишневый сад» с домовой церковью. В этом профессорском имении в Бюсси-ан-От до войны, для отдыха и собеседований, часто собирались русские изгнанники: богословы, писатели и ученые. Поначалу сестры молились во временной часовне, разместившейся в сарае около их дома, но вскоре инженер И. Значковский выстроил на территории обители небольшую церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которую 25 ноября 1948 г. освятил митрополит Западноевропейский Владимир (Тихоницкий). Двухъярусный иконостас, аналои и все деревянные украшения исполнил В. В. Оболенский, брат монахини Бландины, образа написали иконописицы: монахиня Иоанна (Рейтлингер) и М. А. Струве-Ельчанинова. В 1953 г. в саду появилась часовня прп. Серафима Саровского, созданная руками монахини Иларии (Бернацкой). В 1950 г. в монастырь поступили пять новых монахинь, вскоре к ним присоединились еще две. Так как монастырские поля пришлось продать, то сестры стали работать только в огороде и саду. Матушка Феодосия ухаживала за больными и престарелыми, прибывшая из Женевы матушка Мария руководила хором, монахиня Анна (Грюнвальд) с 1977 г. занималась отправкой в Россию религиозной литературы. В 1969 г. в монастыре открылась своя типография, которая печатала главным образом английские переводы православных богослужебных книг. Переводы делала монахиня Мария (Гамбург), англичанка, владевшая церковнославянским и греческими языками. В этой работе участвовала и инокиня Елизавета (в миру герцогиня Елена Дмитриевна Лейхтенбергская), приехавшая в 1964 г. из Канады. Этими переводами в наши дни пользуются многие англоязычные приходы. Ежедневные богослужения в церкви идут по уставу, священниками служат пребывающие в монастыре на покое батюшки. Службы совершаются на церковнославянском языке, отдельные части — на французском и английском. Последние годы своей жизни в обители провел викарный епископ Роман (Золотов), многолетний настоятель собора в Ницце. С 1970-х гг. вокруг монастыря стали селиться верующие русские семьи, и сегодня их уже больше 20. В 1948 г. в Париже было создано «Общество друзей монастыря», которому юридически принадлежали все монастырские владения. Оно поддерживало монастырь в финансовом отношении и осуществляло его связь с миром. В 1989 г. обитель получила статус юридического лица и, в связи с этим, право принимать пожертвования, не облагаемые налогами. В начале 2001 г. в монастырь из России были привезены частицы святых мощей дивеевских сестер: Марфы, Александры и Елены. 29 апреля того же года епископ Сергий заложил по проекту архитектора Сюбаса новый каменный однопридельный храм, который к концу года был вчерне готов. 14 октября 2003 г. тот же епископ Сергий освятил его в честь Преображения Господня. Здание, выдержанное в византийском стиле, в плане представляет греческий крест; оно оштукатурено и покрыто красной черепицей. Стены прорезаны узкими полуциркульными окнами и декорированы глухими аркадами. Массивный купол поставлен на четверик и увенчан золоченым крестом. Большая апсида украшена аркатурным фризом. В 2004 г. начата роспись интерьера, повешено кованое паникадило-хорос и установлен двухъярусный иконостас с иконами, написанными монахинями под руководством иконописицы Марии Струве. 12 марта 2004 г. сода из Успенского храма на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа были торжественно перенесены нетленные мощи новопрославленного святого праведного Алексия (Медведкова), который долгие годы был настоятелем русской церкви в г. Южине во Франции. С 1957 г. эти мощи покоились в вышеназванном Успенском храме. В наши дни Покровский монастырь в Бюсси, наряду с Леснинским в Провемоне, является центром русского женского монашества во Франции. Упомянем только об одной из насельниц обители – монахине Серафиме (Осоргиной Антонине Михайловне, годы жизни – 1901-1985). Она являлась потомком святых праведных Георгия и Иулиании Осорьиных (Осоргиных), живших на Руси в XVI в. Родившие 13 детей, святые Георгий и Иулиания многие века являются для русских православных людей образцом истинно христианской семьи. Их последняя дочь – Феодосия – рано приняла схиму и также была канонизирована РПЦ в лике преподобных. Родилась Антонина Михайловна в 1901 г. в имении Осоргиных в Калужской губернии. Ее отец – протоиерей Михаил Осоргин – вынужден был с семьей эмигрировать во Францию в 1931 г. Антонина одно время преподавала литературу в основанной ею школе в Кламаре. Была директором так называемой "Галлиполийской" приходской школы в Париже, переехавшей в 1970-х гг. в помещение при Свято-Александро-Невском соборе на ул. Дарю. Она написала учебник грамматики русского языка и истории русской литературы; стала одной из основательниц и сотрудниц радиостанции "Голос Православия" (Париж) (1970-е гг.). В 1971 г. поступила в Покровский женский монастырь в Бюси-ан-От (Франция) (с 1970 г. – послушница). Вела в монастыре занятия по русскому языку и русской истории. Скончалась 25 декабря 1985 г. в Покровском монастыре. |