Женский монастырь ![]() ![]() В Париже матушка Евдокия вступила в христианскую общину «Православное дело», на ул. Лурмель, 77, которой руководила известная русская монахиня мать Мария (Скобцова), канонизированная недавно Греческой Православной Церковью. В этой общине социальная помощь сочеталась с культурно-просветительной и религиозной работой, но не было настоящего монашеского духа. Поэтому через два года, в 1938 г., Евдокия и новопостриженная сестра Бландина (Александра Владимировна Оболенская) покинули общину и, стремясь к уединению, поселились в Муазене, в 50 км от Парижа. Вскоре к ним из другой общины прибыли инокини: Дорофея, младшая сестра Евдокии, которой тоже удалось выбраться из советского Крыма, и Феодосия (Соломянская). Сестры создали небольшой скит в честь Казанской иконы Божией Матери с церковью в подвале, где духовник обители архимандрит Евфимий (Вендт) свершал уставные монастырские богослужения. Некоторое время спустя, когда для скита удалось купить большого размера участок, была выстроена отдельная маленькая церковь, которую расписал инок Григорий (Круг), талантливый иконописец. К общине присоединились инокини: Глафира (Кириади) и Таисия (Карцева), автор жизнеописаний русских святых, изданных ныне и в России. Монахини не только работали в поле, но и заботились о больных и обездоленных, а во время немецкой оккупации спасали преследуемых, в числе которых однажды оказался даже американский парашютист. Все эти годы матушку Евдокию не оставляло желание создать настоящий «русский» монастырь, подобный тому, который она помнила на покинутой Родине, но «приспособленный к сегодняшнему дню, без узости и фанатизма и, главное, без национальных ограничений». На помощь пришел профессор-эмигрант В. Б. Ельяшевич, который, по совету архимандрита Киприана (Керна) и по просьбе покойной жены, летом 1946 г. подарил монахиням свое имение «Вишневый сад» с домовой церковью. В этом профессорском имении в Бюсси-ан-От до войны, для отдыха и собеседований, часто собирались русские изгнанники: богословы, писатели и ученые. ![]() ![]() В 1969 г. в монастыре открылась своя типография, которая печатала главным образом английские переводы православных богослужебных книг. Переводы делала монахиня Мария (Гамбург), англичанка, владевшая церковнославянским и греческими языками. В этой работе участвовала и инокиня Елизавета (в миру герцогиня Елена Дмитриевна Лейхтенбергская), приехавшая в 1964 г. из Канады. Этими переводами в наши дни пользуются многие англоязычные приходы. Ежедневные богослужения в церкви идут по уставу, священниками служат пребывающие в монастыре на покое батюшки. Службы совершаются на церковнославянском языке, отдельные части — на французском и английском. Последние годы своей жизни в обители провел викарный епископ Роман (Золотов), многолетний настоятель собора в Ницце. С 1970-х гг. вокруг монастыря стали селиться верующие русские семьи, и сегодня их уже больше 20. В 1948 г. в Париже было создано «Общество друзей монастыря», которому юридически принадлежали все монастырские владения. Оно поддерживало монастырь в финансовом отношении и осуществляло его связь с миром. В 1989 г. обитель получила статус юридического лица и, в связи с этим, право принимать пожертвования, не облагаемые налогами. ![]() В 2004 г. начата роспись интерьера, повешено кованое паникадило-хорос и установлен двухъярусный иконостас с иконами, написанными монахинями под руководством иконописицы Марии Струве. 12 марта 2004 г. сода из Успенского храма на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа были торжественно перенесены нетленные мощи новопрославленного святого праведного Алексия (Медведкова), который долгие годы был настоятелем русской церкви в г. Южине во Франции. С 1957 г. эти мощи покоились в вышеназванном Успенском храме. В наши дни Покровский монастырь в Бюсси, наряду с Леснинским в Провемоне, является центром русского женского монашества во Франции. Упомянем только об одной из насельниц обители – монахине Серафиме (Осоргиной Антонине Михайловне, годы жизни – 1901-1985). Она являлась потомком святых праведных Георгия и Иулиании Осорьиных (Осоргиных), живших на Руси в XVI в. Родившие 13 детей, святые Георгий и Иулиания многие века являются для русских православных людей образцом истинно христианской семьи. Их последняя дочь – Феодосия – рано приняла схиму и также была канонизирована РПЦ в лике преподобных. Родилась Антонина Михайловна в 1901 г. в имении Осоргиных в Калужской губернии. Ее отец – протоиерей Михаил Осоргин – вынужден был с семьей эмигрировать во Францию в 1931 г. Антонина одно время преподавала литературу в основанной ею школе в Кламаре. Была директором так называемой "Галлиполийской" приходской школы в Париже, переехавшей в 1970-х гг. в помещение при Свято-Александро-Невском соборе на ул. Дарю. Она написала учебник грамматики русского языка и истории русской литературы; стала одной из основательниц и сотрудниц радиостанции "Голос Православия" (Париж) (1970-е гг.). В 1971 г. поступила в Покровский женский монастырь в Бюси-ан-От (Франция) (с 1970 г. – послушница). Вела в монастыре занятия по русскому языку и русской истории. Скончалась 25 декабря 1985 г. в Покровском монастыре. |