Московский Донской монастырь

     На Руси издавна вокруг больших городов для их обороны строили монастыри-крепости. Так были возведены Новодевичий и Симонов, Андроников и Новоспасский, а также Данилов монастыри-крепости.
     Донской монастырь в Москве был основан в конце 16 в., приблизительно в период 1591-1593 гг. в честь Донской иконы Божьей Матери в знак благодарности за избавление города от войск крымского хана Казы-Гирея. Основателем монастыря стали царь Федор Иоаннович и боярин Борис Феодорович Годунов.
     Монастырь был построен на том месте, где стояли русские воины перед битвой с татарскими полками. Посреди стана была установлена походная церковь прп. Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери. Согласно преданию, именно этой иконой святой Сергий благословил Дмитрия Донского и его воинов перед Куликовской битвой, и затем каждый раз, когда Москве угрожал неприятель, принято было молиться перед этой иконой о помощи.
     В 1591 г., когда Казы-Гирей был уже недалеко от Москвы, Федор Иоаннович велел совершить с Донской иконой крестный ход вокруг стен города, а затем поместить ей в походную церковь. Во время бессонной ночи, которую провел царь в молитве перед иконой, ему было видение, подтверждающее правильность его решения. Жестокий бой продолжался около суток, когда внезапно татарские воины в панике обратились в бегство, бросая раненых, оружие и весь свой походный скарб.
     Сама икона была написана Феофаном Греком в 1392 г. До революции 1917 г. икона хранилась в кремлевском Благовещенском соборе (в Донском монастыре находилась копия, которую написал в 1668 г. Симон Ушаков), а позже была перенесена в Третьяковскую галерею, где находится и сейчас.
     Первый собор в Донском монастыре был построен в одно время с основанием обители. Возможно, что этот собор строил московский мастер Федор Конь, который также возводил стены Белого города. В период Смуты Донской монастырь захватили и разграбили поляки. А возобновилась обитель уже во время правления Романовых, тогда и начали приходить сюда на богомолье цари. Спустя почти сто лет, в 1684 г. в северной части монастырской территории построили новый, больший по размеру храм, и теперь их называли Старым и Новым Донскими соборами. В это же время (с 1686 по 1711 гг.) построили монастырские стены с башнями, которые походили на стены Новодевичьего монастыря. Ограда возводилась на средства из царской казны, а также на пожертвования вдовы и сына думного дьяка Якова Кириллова. Аверкий Кириллов был владельцем известных во всей Москве палат на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. Во время стрелецкого бунта он встал на сторону Нарышкиных и оказался в числе лиц, которые мешали Милославским. Кириллов был убит в 1682 г., а его наследники в дальнейшем оказали значительную материальную помощь Донскому монастырю.
     В 1745 г. Донской монастырь был причислен к ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно Патриарху.
     Одно из печальных событий в жизни обители произошло в 1771 г. во время Чумного бунта: в Донском монастыре убили архиепископа Амвросия, который, чтобы предотвратить распространение заразы (к иконе прикладывались не только больные, чтобы обрести выздоровление, но и здоровые, чтобы уберечься от болезней), повелел убрать святой лик от Варварских ворот. Народ же усмотрел в действии архиепископа злой умысел и жестоко убил его. После того, как бунт был подавлен, виновные в смерти архиепископа Амвросия по приказу императрицы Екатерины II были повешены на Красной площади.
     К концу 18 в. Донской монастырь становится одним из самых уважаемых в Москве. В 1834 г. здесь появилось духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию. Дети из духовных семей обучались бесплатно, а остальным обучение обходилось 95 рублей в год. В монастыре также была своя квасоварня и свои конюшни. В 1812 г. Донской монастырь был в очередной раз разорен – теперь армией Наполеона.
     Особо следует рассказать о некрополе Донского монастыря, которое называли «Сен-Жерменским предместьем мертвой Москвы». На погосте Донского монастыря похоронены философ П.Я. Чаадаев, писатели А.П. Сумароков и М.М. Херасков, а также историк В.О. Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н. Трубецкой, известный архитектор О. Бове. Здесь же покоятся родственники А.С. Пушкина – его дед Лев Александрович Пушкин и бабушка Ольга Васильевна, дядя Василий Львович Пушкин и тетки Анна и Елизавета Львовна, а также брат поэта Павел и сестра Софья. В 1930-е гг. с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г. Перова. Здесь же похоронена и Дарья Салтыкова, вошедшая в историю как Салтычиха – садистка, жестоко издевавшаяся над своими крестьянами, а также многие другие. Среди древних надгробий выделяется одно современное – на монастырском кладбище похоронен писатель А.И. Солженицын.
     В сочинении Н.М. Карамзина некрополь Донского монастыря упоминается в качестве главного кладбища для состоятельного купечества и высшего дворянства.
     Донской монастырь в Москве еще известен тем, что здесь служил, а затем провел часть своего заключения Святейший Патриарх Российский Тихон, подвергшийся травле после Октябрьской революции 1917 г. и канонизированный РПЦ. Почти до самой своей смерти находился патриарх в Донском монастыре, а умирая в больнице на Остоженке в апреле 1925 г., сказал слова, ставшие пророческими: "Ночь будет темная, долгая... долгая...". Похоронили патриарха в Донском монастыре, на похороны пришли те, кто не побоялся впасть в немилость к власти. Спустя некоторое время прах патриарха был перезахоронен на Немецкое (Введенское) кладбище, но уже в 40-х гг. его вернули в собор, после чего след захоронения был на некоторое время утрачен и обретен уже в наши дни.
     Начиная с 1934 г. на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР. Сюда привозили фрагменты разрушаемых памятников старины, чтобы хоть что-то от них сохранить для истории. Сюда привезли горельефы храма Христа Спасителя (сейчас они располагаются в нишах монастырских стен на внутренней территории), наличники Сухаревской башни, а также церкви Успения Богоматери на Покровке. В храме Архангела Михаила, являвшемся усыпальницей Голицыных, был музей скульптуры. В 1936 г. в Донской монастырь привезли и Триумфальные ворота, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 г. ворота восстановили на Кутузовском проспекте.
     Все это время Малый Донской собор оставался действующим. Вплоть до 60-х гг. он был открыт каждый день, а затем храм чуть было не закрыли. Усилиями митрополита Пимена, Предстоятеля РПЦ в те годы, его не закрыли, а объединили монастырский собор с церковью Ризположения на Донской улице. С тех пор службы в соборе стали совершаться лишь по большим церковным праздникам, а чудесный хор, слава о котором шла по всей Москве, перестал существовать.
     В 1927 г. на территории Донского монастыря начал работать первый в Москве крематорий, под который переоборудовали храм прп. Серафима Саровского. Известно также, что в Большом Даниловском соборе о. Николай Голубцов тайно окрестил дочь Сталина Светлану с именем Фотина. (Светлана по-гречески). Чтобы не подвергать монастырь опасности, записи в метрике о крещении не сделали.
     В ноябре 1982 г. глава СССР, генеральный секретарь политбюро СССР Л.И. Брежнев, подписал приказ о передаче Донского монастыря Московской Патриархии и о размещении в нем резиденции Патриарха. Но это случилось буквально за несколько дней до смерти Л.И. Брежнева, поэтому последующие события привели к тому, что официальной резиденцией Патриарха Московского стал Данилов монастырь, где резиденция располагается до сих пор.
     В начале 90-х гг. Донской монастырь был передан, а в ноябре этого же года неизвестные злоумышленники подожгли Малый собор. В ходе раскопок, которые велись во время ремонтных работ, было обнаружено утраченное захоронения патриарха Тихона. Патриарх был канонизирован и причислен к лику святых, а его мощи покоятся ныне в раке в Большом соборе Донского монастыря.
     Сегодня при входе в Донской монастырь посетителей встречает танк, на котором написано «Димитрий Донской», БТР и пушка. Казалось бы, что делает эта техника в монастыре? Ответ кроется в следующем: во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. на средства служителей Даниловского монастыря и верующих была создана танковая колонна, состоявшая из 40 боевых единиц. На броне было написано имя Димитрия Донского. Машины, которые сумели уцелеть в боях, после войны находились в различных музеях. А в 2003 г. были переданы в Донской монастырь.
     В наши дни Донской монастырь снова почитаем и известен. Монастырское подворье почти не затронуло время – здесь очень зелено и уютно. За высокими стенами почти не слышно шума города, можно неспешно прогуляться между древних замшелых надгробий, просто спокойно поразмышлять о вечном, почитать книгу, посмотреть на горельефы храма Христа Спасителя. Горельефы установлены чуть выше уровня земли, что дает возможность оценить масштаб скульптурных композиций.
     При Донском монастыре сегодня действуют Воскресная школа, иконописная и реставрационная мастерские. Ежедневно открыты иконная и книжная лавки.