Оптина пустынь

     Оптина пустынь – один из самых больших и известных монастырей в России, расположен в самом сердце Европейской части страны, в Калужской области, недалеко от г. Козельска.
     В 1238 г. во время татаро-монгольского нашествия небольшой Козельск, в котором было всего 4 тысячи жителей, героически держал оборону долгих семь недель. За время осады полегло много знатных ордынцев. Разозленные татары сожгли Козельск. Они же прозвали его «злым городом».
     Русские люди, героически сражавшиеся с захватчиками, воевали не только за свой народ, но и за православную веру. Так, вокруг сгоревшего Козельска стали появляться православные обители. Монахи начинали вести отшельническую жизнь, вокруг них формировалась братия, а в итоге возникали монастыри. Исключением не стала и Оптина пустынь.
     История возникновения Оптиной пустыни овеяна легендой. Известно, что монастырь появился здесь в 15 в. А основателем Оптиной пустыни был разбойник, которого звали Опта (или Оптий). Он раскаялся в своих грешных земных делах, и на берегу Жиздры, реки, на которой сегодня стоит монастырь, срубил себе келью. С отшельнической жизни Оптия, которого после принятия пострига стали звать Макарием, и началась история Оптиной пустыни.
     Жизнь монахов в Оптимой пустыни ничем не отличалась от жизни в других монастырях. Весь день братия проводила в трудах и молитвах. Во время правления Петра I Оптину пустынь упразднили. Но когда монарх умер, монастырь начал потихоньку возрождаться.
     До XVIII в. материальное состояние монастыря было тяжелым. В 1773 г. в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики. Но в конце XVIII в. обстановка изменилась. А в 19 в. монастырь особо стал известен своими старцами. Старчество становится основной чертой Оптиной Пустыни. Начало старчества в Оптиной пустыни относится ко времени переселения в нее старца прп. Льва (Наголкина; 11/24 окт. 1841) в 1829 г.
     Кроме о. Льва, необходимо вспомнить о старцах Макарие, Анатолие Старшем (25 янв./7 февр. 1894) и Анатолие Младшем, Иларионе (18 сент./1окт. 1873), Иосифе (9/22 мая 1911), Варсонофие, Нектарие, Никоне (25 июня/8 июля 1931).
     Особенно большую известность получил о. Амвросий.
     В своих наставлениях старцы учили народ, как понимать Евангельское учение, как врачевать свои душевные немощи. Их наставления были просты, правдивы, чужды всякой искусственности, сердечны, их ответы дышали любовью и спокойствием. Казалось, что старец видит душу приходящего насквозь, видит все болезни души, знает, как помочь, и помогает, утешает. Каждому старец давал наставления соответственно его духовным нуждам и духовному развитию, он вникал в положение каждого обращавшегося к нему, старался определить его личный характер, его склонности, с любовью указывал лучший исход, и очень многие уходили от него утешенными, с облегченным сердцем. Слава об Оптиной Пустыни и ее старцах разносилась по всей России и за ее пределами.
     Но вскоре грянули лихие события начала 20 в. Монархия пала. Новая власть в 1923 г. закрыла все храмы Оптиной пустыни, а на её территории была организованна лесопилка. Чуть позже появился и дом отдыха для трудящихся. Последним старцем Оптиной пустыни был отец Нектарий. После установления советской власти и новых порядков, о. Нектарий был насильно отправлен в больницу Козельска.
     В 1987 г. началось возрождение монастыря. Он снова распахнул свои двери для верующих.