Александр Константинович Петров

     Александр Константинович Петров – российский художник-мультипликатор. Живёт и работает в Ярославле.
     Лауреат Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской за 1990 г. и Государственной премии России за 1995 г. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Член Союза кинематографистов России, член Международной ассоциации аниматоров (АСИФА), член Американской киноакадемии. Лауреат премии «Оскар» (2000 г.) за мультфильм «Старик и море».
     Родился 17 июля 1957 г. в дер. Гуреево недалеко от с. Пречистое Первомайского района Ярославской области. Мать Лия Александровна по профессии — торговый работник, отец Константин Дмитриевич — шофёр. Вскоре после рождения Александра семья переехала в Ярославль.
     По рассказам домашних, свой первый приз — фотоаппарат «Смена» — будущий обладатель «Оскара» выиграл в десятилетнем возрасте, победив в городском конкурсе рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!». Как-то учитель физкультуры Л. Фадеева предложила своему ученику украсить спортивный зал школы рисунками с изображением спортсменов. В то время открытки были большой редкостью, поэтому Александр Константинович стал срисовывать их с марок. Трудился долго, потом с нетерпением ждал окончания лета, чтобы все друзья смогли увидеть его работу. И очень гордился успехом. Под руководством В. Н. Черненко, учителя французского языка, рисовал эмблемы, флаги для клуба интернациональной дружбы.
     Женился на своей однокласснице Наталье Малачевой, которая стала для него не только женой, но и другом, соратником, ради мужа и сына отказалась от собственной карьеры, диссертации.
     В 1976 г. Петров закончил Ярославское художественное училище. В 1982 г. — художественный факультет ВГИКа (мастерская Ивана Иванова-Вано). Дипломной работой Петрова во ВГИКе были карандашные рисунки к фильму по мотивам «Божественной комедии» Данте, который так и не был снят.
     В анимации с 1981 г. Когда сын Петровых Дима серьёзно заболел, семья переехала на юг. Работал художником-постановщиком анимационных фильмов на киностудиях «Арменфильм» в Ереване (1981-1982) и на Свердловской киностудии в Екатеринбурге (1982-1992). До того, как стал снимать самостоятельные картины, Петров работал художником-постановщиком у Владимира Петкевича.
     В 1987-1988 гг. Александр Петров занимался на Высших курсах сценаристов и режиссёров, где его наставником был известный мультипликатор Фёдор Хитрук.
     Является постоянным участником международных кинофестивалей, призёром многих из них.
     С 19 апреля 2008 г. является академиком Академии художеств. Он единственный академик-мультипликатор.
     Характерной особенностью творчества Петрова является техника «ожившей живописи». Техника, в которой рисует свои фильмы Александр Петров, невероятно сложна и называется «пальцевая живопись» — то есть работает он не с прозрачным пластиком, а на стекле. Выдавив краску, Александр рисует пальцами, лишь в исключительных случаях использует кисточки. Один рисунок — один кадр фильма, который при просмотре промелькнет за 1/24 долю секунды (т.е. для 1 минуты фильма необходимо нарисовать больше тысячи картин, за день можно нарисовать порядка 15). Следующее мгновение кинокартины рождается путём внесения поправок в предыдущий эпизод. При такой манере к окончанию съемок у художника не остается практически ничего, кроме стекла с последним фрагментом фильма, все плоды трудов — только на пленке. В своих фильмах Петров часто использует ротоскопирование и трёхмерное моделирование сцен («движущаяся камера», приём, перенесённый из кинематографа).
     Его выпускной работой на Высших режиссёрских курсах была картина по мотивам рассказа Андрея Платонова «Корова».
     Следующий фильм – «Сон смешного человека» по Достоевскому. Очень точно Петров изображает развращение прекрасного мира: кокетство, первое убийство, разобщенность, строительство крепостей, развитие науки. Нет больше мира радости, счастья. Кажется, что А. К. Петров смог не только передать сюжет рассказа, но и философию Ф. М. Достоевского.
     Следующей его работой стала «Русалка», где один человек, молодой послушник, отвечает за грех другого, невинный — несёт вину. Ответственность одного за другого (вот в чем выражается связь одного с другим) неизбежна и неотвратима. Олицетворение этой неотвратимости — река, а воплощение её — русалка. Номинант на Оскара — «Русалка» — завораживает зрителя удивительной красотой истории о грехе и воздаянии, соблазне и прощении. «Русалка» — красивая и печальная сказка о старом монахе и юном послушнике, которого соблазнила красавица, чтобы отомстить старику за грехи молодости, за предательство. «Русалку» Александр Константинович сделал на созданной им самим анимационной студии «Панорама» в Ярославле. Он признался, что это один из любимейших его фильмов.
     С 1996 по 1999 гг. Петров жил и работал в Монреале (Канада), где снимал картину «Старик и море», благодаря которой художник получил всемирную известность. Чтобы создать «Старик и море», Александру Петрову потребовалось 30 месяцев напряженнейшего труда. Все это время он жил в Канаде и рисовал. Главного героя мультфильма А. Петров рисовал со своего тестя. В 2000 г. «Старик и море» был удостоен премии Американской киноакадемии «Оскар».
     В 2006 г. А. Петров закончил работу над фильмом по произведению Ивана Шмелёва «Моя любовь» (гран-при XII открытого фестиваля российской анимации и фестиваля «Послание к Человеку», лауреат премии Ника-2007 в номинации «Лучший анимационный фильм»). Этот фильм также был номинирован на «Оскар» 2008 г.
     В свободное от съемок время Петров иллюстрирует книги, например, «Старика Хоттабыча» Л. Лагина.
     В 2007 г. он набрал учеников в «Мастерскую Александра Петрова», с 2010 г. ведёт официальный курс. Уже первая работа его учениц «Ещё раз!» не осталась незамеченной. Этот фильм получил премию «Ника» в номинации Лучший анимационный фильм 2011 г. (режиссёры Елена Петрова, Татьяна Окружнова, Мария Архипова, Алина Яхьева, Екатерина Овчинникова и Наталья Павлычева, продюсер Александр Петров).