Святой преподобный Сергий Радонежский

     Преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) – святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 г. (по другим данным – в 1319 г.).
     Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он сумел ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к Церкви и иноческому житию.
     Около 1330 г. родители Сергия, доведённые до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в г. Радонеже (54 версты от Москвы). После их смерти Сергий отправился в Хотьково – Покровский монастырь, где к тому времени уже иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к "строжайшему монашеству", к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу р. Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный Троицкий храм.
     Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, Сергий принял в 1337 г. иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и Сергий был её вторым игуменом (первый – Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием.
     Постепенно слава его росла: в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду, пустынь вскоре обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея, Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.
     Безмерно уважавший радонежского игумена митрополит Алексий перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.
     По словам одного современника, Сергий "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя – в 1356 г., нижегородского – в 1365 г., рязанского Олега и других), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Димитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний, в сопровождении князей, бояр и воевод, поехал к св. Сергию, чтобы испросить у него благословение.
     Благословляя его, прп. Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход с князем двух своих иноков – Пересвета и Ослябю. Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться с ещё большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 г. скрепить духовное завещание, узаконивавшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.
     В 1392 г., 25 сентября, прп. Сергий скончался, через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; а в 1452 г. он был причислен к лику святых.
     Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько обителей (Благовещенскую и др.), а его ученики учредили около 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси.
     О жизни и учении св. Сергия известно мало. До наших дней не сохранилось каких-либо его произведений — посланий, поучений, проповедей. То немногое, что мы знаем о “великом старце”, как называли Сергия современники, содержится, главным образом, в его Житии. Оно написано учеником прп. Сергия монахом Епифанием Премудрым в 1417- 1418 гг. В середине XV в. труд Епифания был отредактирован другим известным книжником — Пахомием Сербом (Логофетом) — и лишь в таком виде дошёл до наших дней.