Архимандрит Тихон (Агриков)

     Архимандрит Тихон прожил на земле 82 года, и все же весть о его смерти была неожиданной. Последние годы жизни старца прошли в стороне от людских глаз и для многих представляли тайну. Лишь только самые близкие, а также духовные чада знали: батюшка молится в затворе, в уединении, место которого никто не мог назвать точно.
     Известие о панихиде в селе Тайнинское под Москвой загадочным образом облетело православных, и храм Благовещения едва мог вместить всех желающих проститься.
     Приехали хор и братия из Троице-Сергиевой Лавры. Покрывало схимника выдавало еще одну тайну: девять лет назад архимандрит Тихон принял схиму - великий ангельский чин - под именем Пантелеймон.
     Свой духовный путь архимандрит Тихон (Василий Петрович Агриков) начал в обители преподобного Сергия. Решение стать монахом и священником было принято им уже в зрелые годы. За плечами осталась Великая Отечественная война, которую он прошел от начала до конца. "Пройдя тяжелый путь военной жизни, побывав не один раз на волосок от страшной смерти, пережив все страхи и муки войны, я, по великой милости Божией, вернулся под родительский кров, а вскоре потом попал и под кров Преподобного Сергия", - писал впоследствии о. Тихон.
     В Троице-Сергиевой Лавре он заканчивает Духовную Семинарию, потом Академию. А уже в 50-60-х годах насельник Троице-Сергиевой Лавры становится широко известным духовником среди православных. Его горячо почитают студенты Духовной Академии, где он преподавал. Он становится тем "светильником веры", к которому тянутся люди со всей России.
     Облаченный в монашескую мантию, епитрахиль и поручи стоит отец Тихон у аналоя. На аналое - святое Евангелие и крест как свидетели невидимо стоящего здесь Господа Христа. "Аз же точию свидетель есть..." - слышится голос священника. На исповеди о. Тихона собиралось очень много народа. Он пробуждал в людях покаяние. Когда проводил общую исповедь в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры, то весь храм плакал.
     На праздники, после всенощного бдения, отец Тихон с вечера до утра исповедовал людей. Исповедь начиналась где-то в 10 часов вечера. Заканчивал он исповедовать около 4 часов утра, а в пять уже приходил служить раннюю Литургию, которую в своей жизни служил часто. Перед исповедью батюшка всегда говорил проповедь и не начинал исповедовать до тех пор, пока не видел в людях состояния истинного покаяния. Проповедь он начинал так: выйдет и после слов "Во имя Отца и Сына и Святого Духа" негромко произнесет: "Братья и сестры..." Голос у него был очень умилительным, а проповедь необыкновенно искренней и глубокой. Передать производимое на ее слушателей впечатление очень трудно, это надо было видеть, слышать, чувствовать. Часто он с любовью взывал: "Кайтесь, кайтесь, миленькие, родные!" Иеромонах Тихон Агриков находил ключи к сердцу каждого человека, подбирал такие проникновенные, затрагивающие душу слова, что люди очень искренно каялись после его проповеди.
     Когда он приступал к исповеди, к нему всегда выстраивалась очередь. В то время в Сергиевском Трапезном храме Лавры еще не было приделов преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского. На этом месте, у росписи Спасителя или Божией Матери, ставился аналой, и к батюшке была очередь исповедников. Она шла через всю церковь, от входа Трапезного храма до самого аналоя. Его чада пока дождутся своей очереди, бывало, и прочитают правило, и попоют, и подремлют, а батюшка все сидит и принимает народ до самого утра. На исповеди он сам задавал вопросы про то, что было забыто, объяснял все неясное. Потом дерзновенно читал разрешительную молитву. Он старался всех принять и утешить: сострадал в скорбях, на благословение раздавал крестики, иконки.
     Вот, что писал о призвании духовника сам о. Тихон в своей прекрасной книге "У Троицы окрыленные": "О Боже мой, как трудно духовному отцу по-настоящему исповедовать чад своих! Тысяча крестов накладывается на духовника, да еще враг разжигает против него разные и многочисленные смуты. Духовная жизнь - как она сложна, многообразна, сколько требуется мудрости, сколько сил, терпения!
     Как много вокруг батюшки разных людей - и любящих его, и ненавидящих, и строящих батюшке козни и коварства, - а ему все равно всех жалко, всех хочется спасти и в разум истины привести. Ведь все они - дети Божии, и за всех их пострадал Господь на Кресте, пролил Свою Пречистую Кровь. И как они все дороги Господу! И дороги должны быть батюшке как служителю Божию и духовному наставнику труждающихся.
     Несколько часов подряд в ночное время принимал батюшка людей. Вот он кончил исповедь, и, кажется, келия должна дать ему покой и заслуженный отдых. Но не тут-то было. И в своей одинокой келии, под покровом темной ночи, он все думает о тех, кто ему дорог и кого ему поручил Сам Христос. Ведь он вовсе не оставил их там, в бурлящем круговороте жизни, а унес в своем сердце и в келий вместе с ними молится, плачет, скорбит о них и тоскует.
     Духовная жизнь всегда была трудна, а в наше время - особенно: «Если человек убежит от льва, нападет на него медведица. Убежит от медведицы - наскочит на него тигр. Спасаясь от тигра, он бросится в яму - там ужалит его змий... Вот как трудно спасаться чадам Божиим в наше лукавое время!"
     Отец Тихон имел дар слез, дар молитвенного плача. Об этом знали немногие. Вернее, даже никто не знал, но и ныне живут люди, которые видели у него по утрам большое количество мужских носовых платков, насквозь пропитанных влагой. Так обилен был источник, которым подвижник омывал грехи и немощи своих духовных чад. Так относился к духовничеству отец Тихон.
     «Пастырь Церкви Христовой, - писал батюшка в пору преподавания им Пастырского богословия, - должен пламенеть любовью к людям и любовью к горнему миру, пастырю нужно любить, что дышать воздухом. И любить, не делая различия, без расчета, без выбора. Любить и радовать всех, именно РАДОВАТЬ - это есть постоянное и тихое торжество истинной пастырской любви, ибо пастырь без любви, что цветок без цвета, утро без зари, день без сияющего солнца, или как по апостолу - потухшая звезда, блуждающая во мраке ночи» (Иуд. 1, 13).
     Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Пимен (Извеков) - в будущем Патриарх Московский и всея Руси - очень любил иеромонаха Тихона (Агрикова) и только ему поручал проповедовать Слово Божие. В Лавре служились две Божественные литургии: Наместник говорил проповедь на одной из них, а отец Тихон - на другой. Когда архимандрит Пимен уезжал, отец Тихон выполнял его обязанности, был его заместителем. Ему поручали большие, ответственные посты: с 1954 года он проходил послушание эконома Троице-Сергиевой лавры, а с сентября 1955, по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), стал казначеем обители.
     Отец Тихон был исключительным тружеником и подвижником. Кроме уже перечисленного, он заведовал свечным ящиком, регентовал на левом клиросе, а по праздникам - на правом. Причем делал это как-то по-особенному: целомудренно, тихо и кротко. Регентовал левой рукой, так как был левша, и руку держал очень красиво. Руководил также и любительским хором. Пели с ним и матушки, и девушки, и старушки.
     Бывало, Великим постом, на пассии или в прилучивщийся праздник, иеромонах Тихон (Агриков), иеромонах Кирилл (Павлов) и благочинный архимандрит Феодорит пели втроем. Об этом батюшка Тихон вспоминал позже, когда был на Кавказе.
     Говорили, что спал он всего по двадцать минут: ляжет, поспит, потом встает и выполняет какое-то послушание. Работает, работает, снова ляжет, поспит немного и вновь продолжит трудиться.
     Когда отец Тихон стал преподавать в Академии, многие обязанности по казначейству легли на плечи его помощника, теперешнего духовника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Кирилла (Павлова). Архимандрит Кирилл до сих пор с глубоким уважением и великою любовью вспоминает отца Тихона, любя его за простоту и благоразумие.
     Архимандрит Тихон был духовником академии и семинарии. Молодежь тянулась к нему. Он прекрасно преподавал и всецело отдавался служению Богу и людям. Его жертвенное служение было отмечено руководством Московской Духовной академии: в 1963 году батюшка получил звание доцента. У него был особый Божий дар обращать к Богу молодых людей. Они находили в пастыре Божием то, что жадно искали их тоскующие по Богу души.
     Однажды на уроке пастырского богословия в семинарии архимандрит Тихон вызывает студента и задает вопрос по пройденной теме. Семинарист плохо знал урок и ничего не мог ответить. Тогда отец Тихон обращается к семинаристам: "Братья, что ему поставить?" Студенты кричат: "Кол ему! Кол ему поставить!" А батюшка отвечает: "Нет, неправильно! Поставим ему пятерку!" - и ставит в журнал оценку "отлично". Незадачливый семинарист сел на место. А в следующий раз, когда его вызвали, он, к удивлению всех, был хорошо подготовлен и отвечал прекрасно. Так архимандрит Тихон преподавал будущим пастырям уроки мудрости не только на словах, но и на деле.
     Юноши, студенты, девушки и подростки приезжали к нему из Москвы. Нередко среди посетителей можно было встретить столичных ученых. Люди приезжали на исповедь и оставались ночевать, чтобы утром принять святые Христовы Тайны. Для начинающих молодых монахов он был примером, ибо вел настоящую аскетическую жизнь, был искренне предан молитвенному монашескому деланию. Он каждый день был в храме на службе. Люди приезжали к нему и в праздники, и в будни, всегда находя его в храме. Скольких он утешил, привел к вере, помог советом.
     Вспоминается рассказ одной матушки. В 1961 году у них описали все имущество. Она осталась с детьми. А куда бежать? У кого искать помощи? Только к нему. "Народу много. Я стою позади, думаю, разве попаду к нему, а он меня не видит, вдруг говорит: "Расступитесь, дайте пройти матушке". Неоценима была его поддержка в тот момент".
     Многие по молитвам старца исцелялись. Как известно, дар исцеления Господь подает подвижникам веры, делателям непрестанной молитвы, смиреннейшим из смиренных.
     Архимандрит Тихон официально не был духовником лаврской братии, но многие монахи выбирали его своим наставником. Он очень любил братию. Рассказывали, что когда отец Тихон еще жил в лавре, то имел такую особенность: иногда приходил в кельи монахов, чтобы оказать духовную помощь. Приходил, когда инок упал духом, сильно унывал, но никому об этом не говорил. Вдруг приходит отец Тихон и начинает, говорить с ним. После такой беседы незадачливый монах ощущал силы продолжать подвиги, зная, что нужно делать, хотя до этого все представлялось бессмысленным. Был такой случай: некий монах хотел покинуть монастырь, но никто об этом не знал. Отец Тихон пришел к нему, поговорил - и инок остался в обители. Господь за необычайную любовь архимандрита Тихона к людям открывал старцу тайные немощи других. Отец Тихон жил болью людей, которые были рядом, помогая им. Действенной была его молитва.
     Конечно, такой огромный духовный авторитет не мог остаться незамеченным властями. В 60-х годах церковь была гонима. И с особенной силой враг обрушился на о. Тихона, сильнее чем на кого-либо, за его духовное окормление. Нет, его не арестовали и не посадили в тюрьму, но создали ситуацию, при которой он вынужден был покинуть любимую обитель и оставить преподавательскую деятельность.
     Так отец Тихон был разлучен со своими чадами, и продолжалось это долгие годы. Он вынужден был скрываться, жить в уединении - то в горах Кавказа, то в Сухуми, то в Закарпатье.
     По словам свт. Феофана Затворника, иноки - жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду. Вот такой невидимой оградой был для России архимандрит Тихон. Он очень радовался нашему возрождению и говорил: "Это великое счастье, данное российским народам в честь новомучеников. В память той жертвы, той крови, пролитой многими, многими новомучениками и исповедниками Российскими".
     Отец Тихон видел, ощущал наше время, "скудное верою и благочестием". "Всюду в жизни мы видим оскудение любви". Мы - это слабые дети расслабленной эпохи, и он укреплял в нас веру в Бога. Всей своей жизнью показывал твердость духа.
     Он умер во время всенощной службы перед началом великого славословия Богу. Как свидетельствует Православная Церковь, так умирают праведники и святые. На его похоронах, несмотря на скорбь расставания, царила спокойная радость. В вечную жизнь провожали праведника. Только Господь определяет святость человека, но мы верим и уповаем на то, что в небесах появился новый молитвенник за Россию и за всех нас.
С Евангелием
     "Слава Тебе, показавшему нам свет!" - таковы были последние слова схиархимандрита Пантелеймона (Агрикова), отошедшего ко Господу 16 ноября 2000 г. Православному читателю он известен под своим монашеским именем Тихон (до принятия великой схимы) как автор прекрасной книги о Троине-Сергиевой Лавре "У Троицы окрыленные". Отец Тихон прошел по жизни так, как заповедал Спаситель - не оставляя особых материальных следов, не в пример современным "богословам", с их именными сайтами и телеканалами. Мы не смогли отыскать даже более-менее подробную биографию архимандрита.
     Остались только теплые воспоминания современников, блестяще прочитанные в Московской Духовной академии учебные курсы, память о которых свежа десятилетиями. Остались высокие по духу и безыскусные по форме удивительные проповеди отца Тихона в Троице-Сергиевой Лавре, слушая которые, никто не мог сдержать слез умиления или раскаяния. И еще - книги, Перепечатанные на пишущей машинке, размноженные кустарным способом, часто с большим риском, и любовно переплетенные. Так обычно человек готовит что-то необходимое в далекую дорогу. Именно с такой книги и было подготовлено это издание.
     Фронтовик, преподаватель Московской Духовной академии, насельник Троице-Сергиевой Лавры, отец Тихон стал живым свидетельством правоты слов апостола Павла: "...все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. 3,12). Схиархимандрит Пантелеймон в своей жизни перенес жестокие испытания и гонения, враг нигде не давал ему покоя. Многие годы подвижник провел в затворе в горах Кавказа.
     Написанная в 1970 году, в совершенно других условиях, книга, которую вы сейчас держите в руках, с каждым днем становится все более и более актуальной, что прямо говорит нам о том, что ее автор был осиян Истинным светом.
На крыльях веры
     Фронтовик, преподаватель Московской Духовной академии, насельник Троице-Сергиевой Лавры, отец Тихон стал живым свидетельством правоты слов апостола Павла: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3, 12). Архимандрит Тихон (в схиме Пантелеймон) в своей жизни перенес жестокие испытания и гонения, враг нигде не давал ему покоя. Многие годы подвижник провел в затворе в горах Кавказа. Написанная в 1970-х годах, в совершенно других условиях, книга, которую вы сейчас держите в руках, с каждым днем становится все более и более актуальной, что прямо говорит нам о том, что ее автор был осиян истинным светом.
О монашестве без тайн
     Перед тобой, дорогой читатель, книга известного духовного писателя, насельника Троице-Сергиевой лавры, архимандрита Тихона (Агрикова). В сложное для Св. Церкви время отец Тихон стал ярким светочем Православия, опытным духовником, блестящим проповедником, обратившим сердца многих к истинной вере. По воле властей века сего батюшке пришлось претерпеть многие скорби и испытания, покинуть Лавру, жить в скитаниях в отдаленных уголках страны. Но и оттуда он писал духовным чадам, с неизменной мудростью отвечая на самые сложные и животрепещущие их вопросы.
     В книгу вошли ответы на письма насельниц монастырей. В них раскрываются духовные основы истинной любви к Богу и ближнему, которые необходимо понимать как монахам, так и мирянам, желающим жить праведно в непростых условиях современности.
Чтобы душа проснулась.
     ...Тысячи наставников во Христе, но не много отцов, - пишет святой апостол Павел (1 Кор. 4, 15). К автору этой книги, архимандриту Тихону (Агрикову), многие прихожане просились в духовные чада. А теперь и мы с вами можем услышать драгоценные наставления батюшки, прочесть доселе сокрытые строки его дневников.
     «Есть очень сильное желание «пробудить» верующего, но уснувшего грехом… от нравственной спячки, от совершенно беспечной и суетной жизни», - пишет отец Тихон в этой книге. В центре ее – Святое Евангелие. Художественно пересказывая его события, батюшка приближает их к реалиям нашей жизни, делает их звучание настолько актуальным и проникновенным, что вновь задумываешься о цели и смысле жизни христианской, вновь загораешься желанием встать на путь исправления.
Заступница Усердная
     «Она у нас одна — Царица Небесная, но сколько нежных, полныхблагодарности имен дал Ей православный народ... Кажется, нет более сильного, более точного имени для Нее, чем Заступница, Матушка, Заступница Усердная рода христианского... Умирая, Господь наш Иисус Христос всех нас вручил Ее попечению. И с тех пор Ее материнская любовь не знает покоя, Матерь Божия не знает другого дела, как заботиться о нас» — так об участии Богоматери в судьбах нашей родины и всех христиан — ее детей размышляет архимандрит Тихон (Агриков) на страницах этой книги.
Прямой путь к Богу
     Фронтовой, преподаватель Московской Духовной академии, насельник "Троице-Сёргиевой Лавры, отец Тихон стал живым свидетельством правоты слов апостола Павла: "..все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. 3,12). Схиархимандрит Пантелеймон в своей жизни перенес жестокие ис¬пытания и гонения, враг нигде не давал ему покоя. Многие годы подвижник провел в затворе в горах Кавказа.Написанная в 70-х годах прошлого столетия, книга, которую вы сейчас держите в руках, с каждым днем становится все более и более актуальной, что прямо говорит нам о том, что ее автор был осиян Истинным светом.