Архимандрит Рафаил (Карелин)

     Архимандрит Рафаил (в миру Руслан Николаевич Карелин) – клирик Грузинской Православной Церкви – родился в Тбилиси, 28 декабря 1931 года, в семье Николая Александровича Карелина и Александры Николаевны Чуркиной – инженера и учительницы.
     После окончания школы, поступил на филологический факультет ТПИ. В это время произошел его духовный перелом – обращение к Богу. В 1954г. в возрасте 23 лет принял монашество с именем Рафаил в честь Архистратига Рафаила.
     В период 1958 - 1973 гг. архимандрит Рафаил служил в Сухумо-Абхазской епархии, где произошли главные события его внутренней духовной жизни, о которых он писал в своих воспоминаниях в книге «На пути из времени в вечность». Из-за катаральной болезни горла он не мог продолжать священническое служение в храме и для лечения возвратился в Тбилиси.
     С 1975 по 1995гг. он преподавал в Тбилисской Духовной Семинарии, а затем в Духовной Академии славянский язык, аскетику, основное богословие и историю религий.
     С 1995 года из-за болезни глаз принужден был оставить служение, как в Академии, так и в храме. С 1990 года начал литературную деятельность, которую продолжает по сей день.
     Автор ряда книг и брошюр. Некоторые из них переведены на грузинский, болгарский, сербский, румынский и другие языки.
     Награжден орденом Святой Равноапостольной Нины Грузинской Православной Церкви.
Сочинения
  • Икона «Слава Грузинской Православной Церкви».
  • О теософии.
  • Мистика земного времени.
  • Две проповеди.
  • Проповеди.
  • О языке православной иконы.
  • Великие Христианские Праздники.
  • Казнь над нерожденными.
  • Вызов новомодернизма.
  • Христианство и модернизм.
  • Церковь и мир на пороге Апокалипсиса.
  • Путь христианина.
  • Падение гордых.
  • Узаконенное беззаконие.
  • В аду на земле.
  • Тайна спасения. Беседы о духовной жизни из воспоминаний.
  • Какое согласие между Христом и… профессором А. И. Осиповым?
  • Православие одного дня.
  • Ещё раз о еретических заблуждениях профессора МДА А. И. Осипова.
  • Наш календарь.
  • Векторы духовности.
  • Умение умирать, или искусство жить.
  • В поисках истины.
  • Как вернуть в семью потерянную радость.
  • Культ и культура в истории человеческого сознания.
  • О духовном делании.
  • Вся жизнь в нашем мире — хождение по водам.
  • Путь христианина: слова и беседы
  • О вечном и преходящем.
  • На камени веры. Вопросы и ответы.
  • Дыхание жизни.
  • На пути из времени в вечность. Воспоминания.
  • Море житейское. Ответы на вопросы читателей.
  • Да никтоже прельстит вас. Вопросы и ответы.
  • Церковь и интеллигенция.
Умение умирать, или искусство жить
     Искусство жить, считает архимандрит Рафаил, заключается в умении… умирать. Умирать – для мира, для царящего в нем греха, для поработивших наше сердце страстей. На земле решается наша вечная участь. Решается не Богом, а нами. Господь есть бесконечная Мудрость, неизреченная Любовь. По любви Своей Он желает спасти каждого из нас.
     Книга отца Рафаила действует, как рука, которая решительно отдергивает закрывающую внутренние очи христианина завесу забвения, открывает ему истину о том, что есть и что будет. Иногда его оценки крайне категоричны, потому что очень часто он пишет о том, о чем помнить человеку бывает трудно и неприятно, о том, о чем говорит нам наша уязвленная совесть.
     "Человек – странное существо, соединение противоречий, частица неба в комке земли, величие и ничтожество, красота и безобразие, свет и мрак, жизнь и смерть. Человек находится на перекрестье действий Божественных и демонических сил. Истинная красота человека – это образ Божий, просветленный благодатью. Насколько стяжал человек благодать, настолько он человек, настолько он живет. Вне образа Божия и благодати человек душевный и телесный – гнойник. А жизнь его подобна смерти."
Тайна сия велика есть. Вопросы и ответы о семейной жизни
     В книге из серии, посвященной ответам архимандрита Рафаила на вопросы о вере и спасении, затрагивается тема семейной жизни: выбор пути, взимоотношения супругов, воспитание детей, отношения с ближайшими родственниками.
     Если человек хочет вступить в брак, то он должен найти себе друга жизни. Слово "друг" означает "другое я". Без духовного родства и общности интересов человек не избавится от чувства одиночества.
     Более того, легче перенести грусть одиночества наедине с самим собой, чем агрессивное одиночество в семье, которая становится чужой, одиночество от накопленных противоречий.
Великие христианские праздники
     В предлагаемом сборнике представлены статьи архимандрита Рафаила о большинстве Двунадесятых праздников, опубликованные в разное время в периодической печати.
     Глубокое знание Священного Писания и Священного Предания, широкая эрудиция автора придают этим статьям особенный интерес.
Вся жизнь в нашем мире - хождение по водам
     Самая великая любовь Господа - это Его Крест. Крест - солнце любви. Крест и распятие - основа нашей веры, это основа нашей жизни.
     Если мы не жертвуем собой ради других в своей повседневной жизни, то угасает наша вера, пропадает наша надежда, умирает наша любовь.
     Чтобы быть верующими, мы должны стараться всегда жертвовать чем-либо для других, помогать другим, нести их кресты.
Еще раз о еретических заблуждениях профессора МДА А.И. Осипова
     Статья г-на Осипова под названием «Евхаристия и священство» вызывает у нас чувство глубокого беспокойства. Есть ошибки, которые могут повлиять на всю духовную жизнь человека, извратить и исказить ее, лишить человека богообщения и поставить под угрозу его вечное спасение.
     В этой брошюре будут рассмотрены следующие вопросы:
     Есть ли разница между Таинствами Церкви и языческими обрядами?
     Следует ли нам креститься вторично?
     Можно ли называть причащающихся людоедами?
     Являются ли Таинства магизмом?
     Деградирует ли Православие духовно?
     Одно ли и то же фарисей и монах?
Икона Слава грузинской православной церкви
     В конце XIX века в духовной жизни Грузии произошло знаменательное событие: Известный агиограф и иконописец Михаил-Гоброн Сабинин написал на основе древнегрузинских икон, фресок и миниатюр, которые он в течение своей жизни тщательно изучал, икону «Слава Грузинской Католикосской Церкви», похожую на величественный свод грузинской агиографии.
     Будучи человеком глубоко религиозным, он с детства посещал монастыри и святыни Грузии, подолгу жил среди монахов, являлся подвижником в своей личной жизни и на склоне лет написал как священную поэму, как духовное завещание потомкам, как гимн Грузинской Церкви эту великолепную икону.
     Здесь в предельно сжатом пространстве он воплотил духовную историю Грузии в образах ее святых: мучеников и преподобных, царей и воинов, епископов и монахов.
Казнь над нерожденными
     Повсюду мы слышим слово "мир", но это ложь. Это гнусное лицемерие. Это одна из звериных гримас современного цивилизованного мира. Вокруг нас идет война, непрекращающаяся и жестокая, где нет перемирия или окончания, где нет победителей и побежденных, а только палачи и их жертвы. Эта война охватила весь мир, но с особой силой те страны, которые гордятся своей цивилизованностью, культурой и прогрессом.
     Это война - бесчеловечная, методическая бойня, геноцид, не имеющий прецедента или сравнения в истории человечества. Это война родителей против своих же детей. Это война, где льются потоки крови, где убийство сопряжено с пытками.
     И эта бойня, уносящая ежегодно многие десятки миллионов жертв с лицемерием, присущим современному человеку, почему-то не называется настоящим именем - побоищем невинных и беззащитных, садизмом, узаконенным правом на убийства и преступления, а скрыто и замаскировано туманным и бессовестно лицемерным термином аборт, т.е. "выбрасывать вон", как будто дело идет о ненужном хламе, который выбрасывают из дома в мусорную кучу, а не о живом существе, не о ребенке.
Мистика земного времени
     Ни философия, ни точные науки не могли дать удовлетворительного объяснения, определения времени. Попытки современных физиков рассматривать время в едином поле сил, найти соответствие между временем, пространством и энергией окончились неудачей.
     Другие попытки составить определение времени не выдерживают математического анализа и относятся скорее к фантастическим гипотезам, нежели к науке. Мы живем во времени, как в потоке, где все течет и изменяется, но что такое время, остается для нас тайной. Наиболее глубоко и проникновенно рассуждал о времени блаженный Августин в своей бессмертной книге "Исповедь".
     Однако и его блестящий ум философа и поэта оказался бессильным приблизиться к тайне времени. И он был принужден закончить свою вдохновенную поэму о времени, как последним аккордом, словами: "Я знаю, что такое время, когда не спрашивают об этом, а когда спрашивают, то чем больше думаю, тем более недоумеваю и теряюсь".
     Так и мы, пока не думаем о времени, этот вопрос представляется нам ясным и понятным, а когда задумаемся над ним, то оказываемся перед неведомой тайной, как будто хотим заглянуть в темную бездну, где нет предела и дна