Монах Селафиил (Филипьев)

     Mонах Селафиил (в миру — Всеволод Александрович Филипьев) — постриженник Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвилле, богослов, поэт, писатель, Член Союза писателей России.
     Родился 5 июля 1969 года в Москве в семье коммунистов.
     В 1990 году поступил в братию Валаамского монастыря, где его духовником стал иеросхимонах Рафаил (Берестов).
     В 1992 году, увлекшись творчеством Серафима (Роуза), переехал на жительство в США, где поступил в братию Свято-Троицкого мужского монастыря. Весной 1994 года был пострижен в иночество.
     В 1999 году закончил Джорданвилльскую Свято-Троицкую духовную семинарию и летом того же года посетил Святую Гору Афон.
     Преподавал патрологию и гомилетику в Свято-Троицкой духовной семинарии, сотрудник и заместитель главного редактора объединенной редакции журналов «Православная Русь», «Православный путь», «Православная жизнь», Член Союза писателей России, поэт, писатель, автор многочисленных эссе и публикаций. По благословению митрополита Лавра воссоздал дореволюционный журнал «Русский Инок» в интернет-формате.
     В 2008 году вернулся в Россию. Сотрудник и автор «Православного радио Санкт-Петербурга». С 2009 года — проживал в Москве.
     В октябре 2010 года в результате клеветы оказался втянутым в громкий скандал.
     Сразу же после скандала уехал на Афон. Одному из друзей он сказал, что уезжает «на несколько лет. Может быть, навсегда. Переоценил свои силы…». В настоящее время живёт на Афоне.
     Весной 2014 был пострижен в монашество с именем Селафиил в честь архангела Селафиила.

     Мне бывает жалко, что тот духовный порыв, который нам даётся благодатию Божией в начале нашего христианского пути, когда мы обращаемся к Богу и к Церкви, потом ослабевает. Это мне бывает печально потому, что я помню то состояние полета на крыльях духовных, которое было в начале. И хотелось бы всегда в нем пребывать. Но я понимаю, что Господь дает нам призывающую благодать, а дальше через какое-то время Он говорит нам: а теперь учитесь плавать сами. Потому что дело спасения — это дело соработничества Бога и человека.
О. Всеволод (Филипьев)
Сочинения
  • Святорусское откровение миру. - Джорданвилль-Москва, 2005 - 480 с.
  • Сокровенное. - Духовная поэзия,1999.
  • Крещение покаянием. Молитвы и песни на Крестном пути. - Москва: Духовная поэзия,1999.
  • Ангел Апокалипсиса. - Москва, 2002. - 160 с.
  • Охранительство - Джорданвилль-Москва, 2004. - 430 с.
  • Гость камеры смертников или Начальник тишины. - Москва, 2004 - 320 с.[18]
  • Путь святых отцов. Патрология / Под общей редакцией митрополита Лавра Восточно-Американского и Нью-Йоркского. — Джорданвилль-М., 2007. - 640 с.
  • Иное. [Аскетическая лирика]. - 2006. - 511 с.
  • Ангелы приходят всегда. - «Паломник», 2009.
  • Подвиг и Лирика. Стихополотно. - Москва, 2009.
  • Остров Божественной любви: Джорданвилльские зарисовки // Москва. - 2000. - N 4, 5.
  • Истина и ложь в свете христианской нравственности
  • Толерантность, теплохладность и … отступление от Христа
Начальник тишины
     Общий тираж самой известной книги о. Всеволода - художественной прозы «Начальник тишины» - в России и на Украине составил около 100 тысяч экземпляров. Она переведена на французский и английский языки, на радио «Православный Петербург» по ней сделан радио-спектакль, одну из центральных ролей в котором сыграл Народный артист России Николай Николаевич Трофимов.
Святорусское откровение миру
     Сборник статей инока Всеволода «Святорусское откровение мирy» впервые был издан в 2000 г. Это второе, исправленное и значительно дополненное издание сборника. Здесь представлены уникальные Ладомировский, Джорданвилльский и Валаамский патерики, эссе о мученике Иосифе Муньозе, хранителе Монреальской иконы Богородицы, исследования о самобытной святорусской философии Почвенничества, статьи о молитве Иисусовой и духовном делании и многое другое. Книга написана и издана по старой (дореволюционной) орфографии, в соответствии с ее традиционалистическим содержанием. Статьи сборника «Святорусское откровение мирy» и недавно вышедшего сборника «Охранительство» не повторяют друг друга. Инок Всеволод — автор книг «Крещение покаянием», «Сокровенное», «Ангел Апокалипсиса», «Начальник тишины», «Путь святых отцов», «Охранительство», член Союза писателей Рoccии.
Последний Афон. Поэзия исихазма
     Сборник стихов инока Всеволода о Святой Горе Афон — достойное продолжение доброй дореволюционной традиции, которую начал отец Серафим (в схиме Сергий) — знаменитый поэт и автор книги «Письма Святогорца». Божественная красота природы в стихах автора радует сердце читателя, а поэтические зарисовки из жизни пустынножителя согревают душу.
Начальник тишины, роман-притча
     Художественная повесть, обращенная к вечным вопросам - любви и ненависти, верности и предательства, правды и лжи. Остросюжетное повествование увлекает читателя в события, происходящие в наши дни в Москве и Северной Америке. В первую очередь, эта книга для потерявших надежду.
     Киллер Влас Филимонов приговорён к высшей мере наказания. В камере смертников ему является Христос и подвигает к раскаянию. Смертный приговор заменяют сроком. Через десять лет Влас выходит на свободу, и вот тут-то начинается его битва – битва воина Христова за свободу в вечности… С первых же глав становится понятно, что роман выстрадан автором. Это – иносказательный рассказ о собственной духовной брани выдающегося богослова, философа и поэта нашего времени, избравшего иноческий путь. Можно сказать и по-другому: это – отражение исповеднического иноческого креста.
     Прочитав роман, кое-кто наконец поймёт, что такое «вочеловечившийся бес» и чем он отличается от забесовлённого человека. Мы же немного приоткроем эту тайну: на определённом этапе духовной борьбы мир людей начинает видеться по-новому и понятия «реальность», «виде́ние», «тонкий сон» перестают быть столь точными, как раньше. То есть когда св. Антония Великого в «тонком сне» избивали бесы, на его теле возникали «реальные» синяки и увечья.
     Читать роман рекомендуется либо невоцерковлённому, либо подготовленному воцерковлённому читателю.
Ангелы приходят всегда, роман-притча
     Сюжет книги «Ангелы приходят всегда» о. Всеволода Филипьева связан с его книгой «Начальник тишины», однако в то же время новый роман вполне самодостаточен. Знакомство с героями можно начать именно с него.
     Роман-притча «Ангелы приходят всегда» – о тайне выбора, о тайне соприкосновения земли и неба, о тайне любви человеческой и нечеловеческой, о тайных сторонах жизни современного общества. Остросюжетное повествование увлекает читателя в события наших дней в России и Северной Америке, имеющие параллели с прошлым. Если в «Начальнике тишины» основная тема – приход человека к Богу, то в «Ангелах» автор ставит уже несколько другие вопросы: как люди теряют веру, иногда целыми народами? почему это происходит и какие при этом работают механизмы? с каждым ли может такое случиться? что делать, чтобы этого не произошло? Также автором осуществлена попытка вскрыть некоторые процессы, повлиявшие на революцию семнадцатого года и на другие важные события прошедшего века.
Аудиозаписи
  • Святая Зарубежная Русь
  • Последнее Воскресение
  • Ангел покаяния
  • Светлые пути
  • Начальник тишины
  • Роса на лепестках
  • Фиалковый Воин
  • Белое дело
  • Яблони Воскресения
  • Пой, лира, о добре
  • Джорданвилль
Стихотворения
ПОСЛАННИКИ

Русской церковной эмиграции
 ХХ века посвящается

Вы познали вкус расставания
и пошли без карт и ветрил.
Не в изгнание, а в послание
нас Всевышний благословил.

Не нектар, а полынь скитания
каждый из нас испил,
но мы верили, что в послание
нас Всевышний благословил.

«Мы в послании, не в изгнании», —
каждый из нас твердил,
даже смертельно раненый
на исходе последних сил.

Совершите о нас поминание.
На Руси наших нет могил.
даже мертвые мы в послании —
так Всевышний благословил.
ДВЕ ТЫСЯЧИ

Кто это там вдали?
Чей там горит свет?
Две тысячи лет
люди за светом шли.

Свет их вперед вел
две тысячи лет.
Снег серебром лег
на теплый его след.

Тайный и добрый друг!
Каждого сердца жизнь,
две тысячи мук
Ты претерпел Один.

Имя Твое — Свет,
правда Твоя — кровь,
в слове Твоем — ответ,
в сердце Твоем — любовь.

Кто это здесь, средь нас?
Кто ко кресту приник?
две тысячи раз
мир не узнал Твой лик.
СВЯТОЙ КАТОРЖАНИН

 Феодору Михайловичу Достоевскому

Служитель высшего смысла —
святой каторжанин отчизны,
роняя жемчужины мыслей
на черную землю жизни,
ты шел по Руси бескрайней
и сердцем, постигшим тайны,
русскую землю мерил,
в русское слово верил.
СВЕТ ТИШИНЫ

Я убегу от суеты сует
и поселюсь у озера в лесу,
чтобы служить Тебе, мой Тихий Свет,
и созерцать нетварную красу.

Кресты на схиме, черный куколь мой —
ценнее, чем все золото земли.
Свеча горит и стелется покой,
и теплятся кадильные угли.

И исцеляются порезы и рубцы,
и распадаются смертельные узлы.
Единство между небом и душой
освящено пустынной тишиной.
СИНЕОКАЯ РУСЬ

Мы дети севера, в нас отблеск серебра;
чужды нам южные огонь и суета.
Напев протяжный, нежный плеск волны,
куренье ладана и запахи смолы —
вот наша родина, вот ритм ее души —
дымок костра среди лесной глуши.

Она не создана для ярмарочных дел.
Молиться и терпеть — ее удел.
О, синеокая душа святой Руси,
пыланье зла слезами угаси.
НОСТАЛЬГИЯ

Что родиной зовется на земле? —
Пожитки наши в вещевом узле?
Немного ветра, скошенных полей,
тенистых рощиц, где журчит ручей?
Немного поднебесной синевы?
Родимый дом, где подрастали мы?..
Немногое за многое продав,
преодолев десятки переправ,
на родину спешим вернуться мы
и вещевые вновь берем узлы,
и в путь идем. Дойдем ли?
ПОБЕДА КРАСОТЫ
 Монахине Марии (Скобцовой)

 Красота спасет мир. Ф.М.Достоевский

Господи, Ты видишь — нищета,
Сердце, как унылый гулкий дом,
А вокруг такая суета...
Все проходит, все одна тщета,
Все кончается смертельным сном.

Все проходит, но не все тщета.
Смерть — граница, а за ней сады
Божии, где правит Красота.
И сие познала ныне ты.

Было испытание огнем,
позади смертельная борьба;
и душа твоя теперь, как дом,
где горит лампадой Красота.

Для того и нужно было жить,
и терпеть, и петь, и верной быть,
чтоб в душе, познавшей скорбь Креста,
восторжествовала Красота
Все проходит, но не все тщета...
ОБИТЕЛЬ ТИШИНЫ

Я погружаюсь в тишину,
вхожу в пределы Боговластья.
Ко мхам душистым я прильну,
облобызаю их без страсти.

Как стража, папоротник встал.
Надеюсь, он меня пропустит.
Я так стремился, так желал
достичь чертогов светлой грусти.

И я успел, и я достиг,
меня встречает новолистье.
Былое — только серый миг.
Рисует Ангел новой кистью.


ВОСКРЕШЕНИЕ РУССКОГО ЛАЗАРЯ

Он воззвал: Лазарь! иди вон.
И вышел умерший...
Ин. 11, 43-44

А как взял Раскольников черный свой топор,
как плеснул он кровушки в мировой костер,
ой-да пригорюнился на костер тот зря, —
вся в крестах родимая русская земля...

В камере все замерло. Словно тень легка,
Сони Мармеладовой тонкая рука.
Библия открыта, и свеча горит.
Слушает Раскольников, плачет и молчит.

Зорюшка ты зорька, светлая заря,
навсегда ль покинула русские поля?
Каторгу разбудит благовеста звон.
Тихо Бог промолвит: «Лазарь, гряди вон».
Лето 2000, в самолете,
по дороге из Нью-Йорка в Москву