Протодиакон Николай Толстиков

     Николай Александрович Толстиков (р. 1958) окончил Литературный институт имени А.М. Горького, работал в газетах. Принял духовный сан, и ныне – священнослужитель храма святителя Николая во Владычной слободе города Вологды (протодиакон).
     Свои рассказы и повести отец Николай публиковал в российских и зарубежных изданиях: еженедельниках «Литературная Россия» и «Наша Канада», журналах «Крещатик», «Новый Берег», «Чайка», «Русский дом», «Наша улица», «Север», «Лад», «Южная звезда», «Сибирские огни», «Вологодская литература», «Северная Аврора», «Наше поколение»,  «Венский литератор», альманахах «Литрос», «Братина» и «Невский альманах».
     Автор четырёх книг прозы, вышедших в Вологде и Москве. Победитель в номинации «проза» международного литературного фестиваля «Дрезден-2007», лауреат «Литературной Вены-2008 и 2010», лауреат международного конкурса, посвящённого 200-летию Н.В. Гоголя, победитель конкурса имени Ю. Дружникова на лучший рассказ журнала «Чайка» (США).
     Член Союза писателей России. В настоящее время проживает в России в г. Вологда.
Сочинения
  • Прозрение  
  • Пожинатели плодов
  • Без креста
Пожинатели плодов, сборник повестей и рассказов
     Проза Николая Толстикова отличается твёрдым, ясным писательским почерком, выношенным в глубинном постижении места и роли человека в мире. А показ этого понимания в произведениях довольно жёсток. Ведь чтобы склонить на свою сторону сердце читателя, писателю нужно побывать в шкуре каждого из своих персонажей, вжиться в них, показать, что вот он какой, живой, а, следовательно, страдающий. Только пройдя через мрак, читатель может прийти к очищению своей души. Вот всё плохо, даже ещё хуже, но, в конце концов, мы уже видим, как забрезжил рассвет, или, вспоминая Гомера, скажем в финале: «Встала из мрака с перстами лазурными Эос». Да, богиня утренней зари есть у Николая Толстикова почти в каждой вещи, не льющего сладкую песню своими произведениями, а ведущего своих героев через страх и ужас к просветлению. Таков закон искусства с античных времён. Таков закон жизни – будет много в ней грязи, но ты-то должен оставаться чистым. Об этом в плотной повести «Пожинатели плодов» Николай Толстиков пишет так, что мурашки ходуном ходят по всему телу.
     В самой фигуре Николая Толстикова видится переходная эпоха от «товарищей» за колючей проволокой к человеку с разбуженной совестью. Пожалуй, он один такой в современной литературе писатель, говорящий о месте Церкви в жизни людей в повседневном её значении, без умолчаний и ретуши. В этом состоит сила Николая Толстикова, но здесь, конечно, таится для него и опасность подавления творческой свободы церковными канонами. Однако те произведения, которые довелось мне читать и публиковать в моём журнале «Наша улица», говорят о том, что Николай Толстиков абсолютно свободен как художник, даже иногда идёт по лезвию ножа своей смелостью, порою пишет так эмоционально и дерзко, что невольно хочется броситься на колени и просить Господа о спасении. Николай Толстиков великолепный психолог, что присуще вообще нашей великой классической литературе, проникающей в душу людей до основания, до второго дна. Здесь без методологии Фёдора Достоевского и Андрея Платонова, которых вдоль и поперёк изучил Николай Толстиков, не обойтись. В прозе Николая Толстикова счастливо соединилась вечность со временем…
     Николай Толстиков накрепко связан с родной землёй, как будто сам, как могучее дерево, вырос из этой земли, чтобы превратиться во всевидящего художника, знающего в совершенстве тех людей, о которых пишет, поскольку они выросли из той же земли, и стали шумящим северным лесом, в котором есть свой белый храм.
Лазарева суббота
     Священнослужитель из Вологды протодиакон Николай Толстиков мастерски описывает будни родного города и родного прихода (храм святителя и чудотворца Николая во Владычной Слободе), доходчиво рассказывая о том, к чему ведет жизнь без Бога.
     Крохотные «приходинки» и полновесные рассказы — это смешные и грустные, полные житейской мудрости свидетельства того, как после многих лет безверия возрождается духовная жизнь у людей из российской глубинки. Во всех этих произведениях есть надежда на всеобъемлющий Промысел Божий, есть радость от созерцания мира, который автор видит глазами благодарного художника.
     Также в книгу включены две повести: «Брат во Христе» — пронзительная история любви уже немолодого человека, решившего стать священником, и увлекательная историческая повесть «Лазарева суббота», написанная на основе жития преподобного Григория, события которой переплетаются с тем, что происходит в наши дни.
Приходские повести
     Служащий в храме человек многое видит, он свидетель таких ситуаций, перед которыми меркнет любой сериал. Эту книгу написал протодиакон Николай Толстиков. Среди его героев много людей со сложными и трагическими судьбами, но каждая история этих «Приходских повестей» почему-то оставляет ощущение тепла и надежды, как будто в неисповедимой тьме загорается огонек Божией любви.