Протоиерей Александр Геронимус

     Александр Геронимус (1945 - 2006) - российский священник и православный богослов. Окончил механико-математический факультет МГУ (1968), ученик Юрия Манина. Кандидат физико-математических наук (1970). Жил и работал в Москве.
     В 1979 году рукоположен архиепископом Курским и Белгородским Хризостомом. В 1983 г. окончил Московскую духовную семинарию. Кандидат богословия.
     Служил в городе Старый Оскол, затем был назначен настоятелем храма в селе Малакеево Вейделевского района Белгородской области. После того, как в 1989 г. деревянная церковь сгорела, организовал возведение нового храма во имя святителя Митрофания Воронежского.
     После завершения строительства в 1994 г. переведён в село Дуброво Наро-Фоминского района Московской области, где восстановил полуразрушенный храм во имя Димитрия Солунского.
     Награждён рядом церковных наград и отличий, в том числе медалью преподобного Сергия I степени (2004) и крестом с украшениями (2004).
     Как отмечается в некрологе Московской епархии Русской православной церкви, "Отец Александр был добрым пастырем. Всех прихожан он принимал в мир своей любви. Он понимал проблемы и самых простых, и самых образованных. Каждому он умел сказать именно то, что тому нужно было услышать. Ум и любовь соединялись в отце Александре. Ум помогал ему находить решение проблем своих пасомых и иногда в одной ключевой фразе указать выход из духовных затруднений".
     Богословские интересы протоиерея Александра Геронимуса были сосредоточены, главным образом, в области христианской антропологии. Ему принадлежит цикл лекций и бесед на эту тему, он неоднократно выступал с докладами на внутрицерковных и научных конференциях.
     Работы Геронимуса посвящены проблеме исихазма, богословским взглядам Максима Исповедника.

     Три человека стояли на берегу моря. С другого берега раздался к ним голос: примите крылья и придите ко Мне. Вслед за голосом два человека получили огненные крылья и быстро перелетели на другой берег. Третий остался на прежнем месте. Он начал плакать и вопиять. Наконец, и ему даны были крылья, но не огненные, а какие‑то безсильные, и он полетел через море с большим трудом и усилием. Часто ослабевал он и погружался в море; видя себя утопающим, начинал вопиять жалостно, приподымался из моря, снова летел тихо и низко, снова изнемогал, снова опускался в пучину, снова вопиял, снова приподымался и, истомленный, едва перелетел чрез море. Первые два человека служили изображением христианства первых времен, а третий – христианства времен последних, скудного по числу и по преуспеянию.
Из лекции о. Александра о Великом Посте
Сочинения
  • Откровение преподобного Силуана
  • Беседы на Великий пост. 
  • Современное знание в свете антропологии  прп. Максима Исповедника.
  • Богословие  священнобезмолвия.
  • Философия и исихия.
  • Православная антропология и воспитание.
  • Сочетание несочетаемого. Богословие о. Сергия Булгакова и творчество Марины Цветаевой.
Проповеди



Апокалипсис, или откровения святого Иоанна Богослова
     В книгах законоположительных, исторических и учительных христианин почерпает знания об основании и историческом росте жизни Церкви Христовой и руководство для своей личной жизнедеятельности; в Апокалипсисе же верующему уму и сердцу даются таинственные пророческие указания о будущей судьбе Церкви и всего мира.
     Апокалипсис - книга таинственная, весьма трудно поддающаяся правильному пониманию и истолкованию, вследствие чего уставом церковным не положено чтений из нее во время Богослужения.
Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета
     Книга архиепископа Аверкия «Апостол» и по сей день остается лучшим пособием по Новому Завету для студентов духовных учебных заведений.
     Простота и ясность изложения, сочетаемая со строгой церковностью подхода, опорой на всю полноту святоотеческих толкований и неплохим научным уровнем, сделала этот учебник незаменимыми не только для учащегося, но и для всякого, кто стремится к лучшему пониманию евангельского текста.
Четвероевангелие
     Данная книга архимандрита Аверкия в хронологической последовательности рассматривает события земной жизни Иисуса Христа, приводя цитаты из четырех книг святых евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Нужно ли прочесть эту книгу? Нужно. Более того, с нее надо начинать знакомство с Новым Заветом. Множество "вер" и сект, выстраивающих свои размышлизмы о Христовой Церкви на основе Библии показывают нам со всей отчетливостью, что можно заблуждаться и неверно трактовать слова и учение Христово.
     Были ли дети у Девы Марии - если у Христа были "братья"? Наделил ли Христос Петра "особыми полномочиями"? Как понимать различные притчи? Как сочетается человек и Бог в Христе? Что такое Церковь, как, когда и для чего она была создана Богом?
     Когда был упразднен Ветхий Завет и почему "народ Божий" - это уже не только иудеи по крови, но всякий верующий? В чем смысл пришествия Богочеловека в мир? ... Все это становится понятно, когда Евангельскую историю поясняет служитель, получивший это право через непрерывное священство от самого Христа.