Протоиерей Димитрий Дудко

     Дмитрий Сергеевич Дудко (24 февраля 1922, дер. Зарбуда (ныне Березино) Брянской области — 28 июня 2004) — священнослужитель Русской Православной Церкви, протоиерей; церковный писатель и поэт, диссидент.
     Родился в семье крестьянина. Отец — Сергей Ермолаевич Дудко — был арестован в 1937 году за отказ вступить в колхоз. Мать — Елизавета Никаноровна Дудко — воспитывала 4 детей: Дмитрия, Владимира, Николая и Матрёну. В 1941—1943 годах был под оккупацией. В 1943 г. был призван в Красную армию, воевал. В 1944 году был комиссован после ранения и перенесённой болезни (тифа).
     В 1945 году поступил в Московскую духовную семинарию. После её окончания в 1947 году переведён в духовную академию. 20 января 1948 был арестован и приговорён к десяти годам лагерей с последующими пятью годами поражения в правах по ст. 58—10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропагада) — за то, что в 1942 году, находясь в оккупации, опубликовал свои стихи в газете, контролировавшейся немецкими властями. В 1956 году был освобождён. Был восстановлен в академии; окончил её в 1960 году. Рукоположен в священники. Служил в Московском храме Петра и Павла. В 1963 году храм был закрыт и взорван. О. Дмитрий был переведён служить в храм Святителя Николая, что на Преображенском кладбище.
     В 1973 году «за нарушение церковной дисциплины», а точнее за его проповеди, о. Дмитрию запретили служить. Через четыре месяца запрещение было снято, а о. Дмитрий был направлен священником в храм Великомученика Никиты в село Кабаново Орехово-Зуевского района Московской области. После тяжёлой аварии и излечения о. Димитрий приступил к службе в храме Смоленско-Гребневской иконы Божией Матери в с. Гребнево Московской области. Его проповеди публикуются за рубежом. 15 января 1980 года о. Дмитрий был обвинён в антисоветской деятельности и арестован. Во время Московской Олимпиады состоялось «покаянное» выступление по телевидению отца Дмитрия, после которого от него отвернулись многие друзья. В 1981 году уголовное дело против о. Дмитрия было закрыто.
     В статье «Запад ищет сенсаций», опубликованной в газете «Известия», о. Дмитрий заявлял, что никогда не выступал против советской власти, а как священник вёл борьбу с безбожием.
     В сентябре 1980 г. о. Димитрий приступил к служению в храме Владимирской Иконы Божией Матери в селе Виноградове Московской области. В 1984 году по решению церковных властей был отправлен служить сельским священником в село Черкизово Коломенского района.
     Скончался 28 июня 2004 года; похоронен 30 июня на Пятницком кладбище Москвы.
       Особенно широко о. Димитрий стал известен благодаря ярким проповедям, часть из которых была издана в виде книги. Был духовником очень значительного числа духовных чад, среди которых много известных и общественно значимых лиц. Организатор христианских чтений и собеседований, общества трезвости. В своих книгах и стихах описывал пережитый духовный опыт, проповедовал православную веру.
Сочинения
  • На скрещении дорог Христос
  • О нашем уповании. Беседы
  • Верю, Господи
  • Воскресные собеседования
  • Вовремя и не вовремя
  • Враг внутри
  • Премудростью вонмем
  • Потерянная драхма
  • Литургия на Русской Земле
  • Волною морскою…
  • Подарок от Бога
  • На скрещеньи дорог
  • Проповедь через позор
Проповеди

Из книги о скрещении дорог (музыка)


О духовном состоянии общества и церкви (музыка)


Основы православной веры о таинстве Крещения (музыка)


В терние и при дороге
     Предлагаемый читателю трехтомник — наиболее полное издание трудов о. Димитрия на родине, в России. Теперь, по прошествии времени, многие русские имена, объявленные ранее «вне закона», как бы вновь обретаются, осмысляются у нас в стране. Удивительно то, что Промыслом Божиим труды этих мыслителей ничуть не устарели. Напротив, они выглядят куда современнее, насущнее многих самых «ультрасовременных» писаний, бьющих на разоблачительную сенсационность, но, как правило, не несущих в себе положительного заряда вечности, вневременное, располагающейся на порядок глубже банальной поверхности вещей. Именно о ней, этой вечности, о ее присутствии в нашей повседневной жизни, о ее зове, обращенном к нашей вере, к нашему сердцу, к нашему разуму, идет речь в данной книге.
На скрещеньи дорог
     На перекрестках русских дорог стояли кресты. Теперь не только кресты на дорогах, но и храмы, на которых были кресты, многие поломаны и разрушены, однако перекресток не перестает быть.
     Перекрестки исполосовали всю нашу жизнь, только вот крест, на котором было изображение распятого Христа, становится, как чудо, оно же , это чудо, поворачивает нашу запутанную жизнь в верном направлении.
     Но чтобы увидеть это, надо вглядываться. То, что я увидел, вглядываясь в нашу жизнь, предлагаю читателю.