Антоний(Блум), Митрополит Сурожский


     Андрей Борисович Блум (19 июня 1914 г. Лозанна, Швейцария — 4 августа 2003 Лондон), сященнослужитель, философ, проповедник родился в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Предки по линии отца — выходцы из Шотландии, обосновались в России в петровское время; по матери он в родстве с композитором А.Н. Скрябиным. Раннее детство мальчика прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 г., осела во Франции. Здесь прошла юность, отмеченная мытарствами эмигрантского бытия и глубоко осознанной устремленностью жить для России. Мальчик рос вне Церкви, но однажды подростком услышал беседу о христианстве одного видного богослова. Эта встреча определила всю последующую жизнь будущего владыки.
     После средней школы он окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны.
     В 1931 г. был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Русской Православной Церкви.
     10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии, тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь прп. Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев).
     Во время немецкой оккупации — врач в антифашистском подполье.
     После войны продолжал медицинскую практику до 1948 г., когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и прп. Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон.
     С 1 сентября 1950 г. — настоятель храмов св. ап. Филиппа и прп. Сергия в Лондоне; храм св. ап. Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого о. Антоний стал 16 декабря 1956 г.
     В январе 1953 г. был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г. — архимандрита.
     30 ноября 1957 г. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе.
     В октябре 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа.
     С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Еремина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе.
     В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке.
     27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 г., когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы.
     За годы служения Владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Приходы епархии и отдельные ее члены ответственно несут свидетельство православной веры, укорененной в Евангелии и в святоотеческом предании. Епархия непрестанно растет, что особенно примечательно на фоне кризиса веры, охватившего западный мир, и того факта, что все христианские деноминации Запада теряют своих членов и численно уменьшаются.
     Митрополит Антоний широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашали выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви.
     Первые книги о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-е годы и были переведены на многие языки мира; одну из них («Молитва и жизнь») удалось опубликовать в Журнале Московской Патриархии в 1968 г.
     В России слово владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы Би-би-си; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей расходились далеко за пределы Москвы.
     Кроме уже упомянутой награды от Абердинского университета (1973г.), Митрополит Антоний — почетный доктор богословия факультетов Кембриджа (1996), а также Московской духовной академии (1983 — за совокупность научно-богословских проповеднических трудов). 24 сентября 1999 года Киевская духовная академия присудила митрополиту Антонию Сурожскому степень доктора богословия honoris causa.
     Митрополит Антоний был участником богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской Церкви (1958), членом делегации Русской Православной Церкви на празднованиях тысячелетия православного монашества на Афоне (1963), членом Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства, членом Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей (1968-1975) и Христианской медицинской комиссии ВСЦ; участником Ассамблей Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели (1961) и Уппсале (1968), членом Поместных соборов Русской Православной Церкви (1971, 1988, 1990).
     Митрополит Антоний скончался 4 августа 2003 г. в Лондоне.
    Награды:
  • Бронзовая медаль Общества поощрения добра (1945, Франция),
  • Орден св. кн. Владимира I ст. (1961),
  • Орден св. Андрея (Вселенский Патриархат, 1963),
  • Browning award (США, 1974 — «за распространение христианского благовестия»),
  • Ламбетский крест (Англиканская церковь, 1975),
  • Орден прп. Сергия II ст. (1979),
  • Cв. кн. Владимира I ст. (1989),
  • Cв. кн. Даниила Московского I ст. (1994),
  • Прп. Сергия I ст. (1997),
  • Cвт. Иннокентия Московского II степени (1999).
Избранные труды
  • Пpоповеди и беседы. – Паpиж, 1976; пеpеизд.: М.: «Либpис», 1991.
  • Во имя Отца и Сына и Святого Духа: Пpоповеди. – Паpиж: Суpожская епаpхия, 1982; пеpеизд.: М.: Свято-Данилов монастыpь, 1993. Доп.изд.: Суpожская епаpхия, 1995; пеpеизд.: Киев: Киево- лавpа, 1997. Клин: Христианская жизнь, 1999.
  • Беседы о веpе и Цеpкви. - Центp по изучению pелигии.– М.: СП Интеpбук, 1991.
  • Молитва и жизнь / Автоpизован. пеp. с англ. Т. Майданович. – Рига: Балто-славянское общество культуpного pазвития и сотpудничества, 1992.
  • О встpече. – СПб.: Сатисъ, 1994. Клин: Христианская жизнь, 1999.
  • Таинство любви : Беседа о хpистианском бpаке. – СПб.: Сатисъ, 1994. 2е изд.: Минск: Виноград, 1998. 2-е, доп. изд. СПб.: Сатисъ, 1999.
  • Любовь всепобеждающая : Пpоповеди, пpоизнесенные в России. – СПб.: Сатисъ, 1994. 2-е изд. М.: Крутицкое подворье, 2001.
  • Войду в дом Твой... – СПб.: Сатисъ, 1994. 2е изд.: Минск: Виноград, 1998. Клин: Христианская жизнь, 2002.
  • Дом Божий : Тpи беседы о Цеpкви. – М.: Путь, 1995. 2е изд. там же, 1998; 3е изд.: Минск: Виноград, 1998. Клин: Христианская жизнь, 2001.
  • Человек пеpед Богом.Часть I , – М.: Центp по изучению pелигии, 1995. 2-е изд., испр. и доп. М.: Православный паломник, 2000; 2001.
  • Жизнь. Болезнь. Смеpть. – М.: Зачатьевский монастыpь, 1995; 2е изд. 1997. 3е изд.: Минск: Виноград, 1998. Клин: Христианская жизнь, 2001.
  • Беседы о молитве. – СПб.: Сатисъ, 1996, 1999.
  • Воскpесные пpоповеди. – Минск: Минский кафедpальный Свято-Духов собоp, 1996.
  • Духовное путешествие : Размышление пеpед Великим постом / Пеp. с англ. – М.: Паломник, 1997. 2е изд. - Минск: Виноград, 1998. Клин: Христианская жизнь, 2000.
  • “Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия…”: Беседы на Евангелие от Марка, гл. 1-4. – М.: Даниловский Благовестник, 1998.
  • Пути христианской жизни: Беседы.– М.: Альпари (по заказу храма свв. Афанасия и Кирилла Александрийских), 1998. - 2-е изд. - Киев: Дух и Лiтера, 2001.
  • Ступени [Беседы]. - Село Решма (Ивановской обл.). Макариево - Решемская обитель, 1998. (Христианский собеседник. Вып. 40). Изд. Газеты “Свет Православия”.
  • О покаянии : Проповеди. – Клин: Христианская жизнь, 1999, 2000; 2001.
  • Может ли еще молиться современный человек?.. – Клин: Христианская жизнь, 1999.
  • Учитесь молиться. - Пер. с англ. Т. Майданович. – М.: Зачатьевский монастырь, 1999.
  • О слышании и делании - М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. (Библиотечка журнала Альфа и Омега). -Сборник материалов, опубликованных на страницах журнала за пять лет его существования.
  • Школа молитвы - Клин: Христианская жизнь, 2000, 2001 (В сборник вошли книги: Молитва и жизнь; Учитесь молиться; Может ли еще молиься современный человек?..)
  • Быть христианином - Электросталь: Молва», 2000, 2001
  • Труды - М.: Практика, 2002; 2004; 2006.
  • Наблюдайте, как вы слушаете… - М.: Фонд содействия образованию ХХI века, 2004.  542 с. (Библиотека журнала «Альфа и Омега»).
  • Брак и семья. - Киев: Пролог, 2004. 301 с. (Слова и беседы).
  • Вера. - Киев: Пролог, 2004. 271c. (Слова и беседы).
  • Встреча. - Киев: Пролог, 2004. 242 с. (Слова и беседы).
  • О жизни христианской / Вступ. ст. А. Яковлева. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2004. 448 с. (Русь православная).
  • Пастырство / Предисл. митр. Минского и Слуцкого Филарета. - Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2005. 460 с, ил.
  • Слово Божие. - Киев: Пролог, 2005. 338 с. (Слова и беседы).
  • Церковь. - Киев: Пролог, 2005. 249 c. (Слова и беседы).
  • Человек. - Киев: Пролог, 2005. 301 с. (Слова и беседы).
Видеозаписи
О любви

О прощении