Сергей Фудель

     Сергей Иосифович Фудель (1901 — 1977) — православный богослов, философ, духовный писатель, литературовед. Неоднократно репрессирован по политическим мотивам, был в лагерях и ссылках.
     Сергей Иосифович родился на рубеже веков: 31 декабря 1899 года по старому стилю – 13 января 1900 года по новому стилю. Уже в этом заложена неоднозначность его личности. Не случайно знавшие Сергея Фуделя говорили о нем как о человеке иной эпохи, воспоминание о которой вызывает щемящую ностальгию. Родился он в Москве, в семье священника Иосифа Фуделя, путь которого к Православию и священству был весьма непрост. Во второй половине XIX века лучшая часть российской интеллигенции избрала для духовного окормления старцев Оптиной пустыни. Молодой служащий Московского окружного суда Иосиф Фудель после двух лет окормления у старца Амвросия по его благословению принял сан священника. После провинциального Белостока, первого места его служения, отец Иосиф переехал в Москву, где получил назначение в храм Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырской тюрьме. Прозвище «тюремный батюшка» крепко приклеилось к нему. Он не только утешал заключенных и преподавал им церковные Таинства, но и отечески заботился о безродных, собирал для них передачи, одежду. Беспокоился о том, как устроился тот или иной подопечный по прибытии на каторгу. Случалось, отправлял посылки на Сахалин.
     Его сын Сергей Фудель был крещен в Покровской тюремной церкви. В этом, при желании, можно разглядеть некий знак: и крещение и отпевание Сергея Иосифовича были совершены в Покровских храмах. Свои последние годы жизни он провел в г. Покрове и был здесь прихожанином храма Покрова Пресвятой Богородицы.
     Примечательно, что среди знакомых отца Иосифа в Москве были о. Павел Флоренский, философы Константин Леонтьев, Василий Розанов, Лев Тихомиров. Разумеется, круг общения отца повлиял на мировоззрение сына. Окончив гимназию, юноша поступил на философское отделение Московского университета.
     15 октября 1918 года от эпидемии «испанки» (испанский грипп) скончался отец Иосиф. Сергей Иосифович в это смутное грозовое время борется против «живой церкви». Вместе с православными студентами он расклеивает листовки, разъясняющие пагубность обновленчества.
     В своей книге «У стен Церкви» Сергей Фудель описывает свою встречу с оптинским старцем Нектарием, который, благословляя молодого человека, сообщил, что перед ним открывается путь священника. «Не бойтесь, — сказал он, — и идите этим путем. Бог вам во всем поможет. А если не пойдете, испытаете в жизни большие страдания».
     Но священником Сергей Иосифович не стал, и с 1922 года для него начался долгий путь гонений, страданий и скорби. Он работал секретарем церковного издательства, когда последовал первый арест за принадлежность к кругу противников еретиков-обновленцев, так называемой «живой церкви». В место ссылки, далекий Зырянский край, вслед за Сергеем Иосифовичем поехала его невеста Вера Максимовна Сытина, происходившая по линии матери из старинной дворянской фамилии Свербеевых. Свадьба состоялась в 1923 году в Усть-Сысольске (ныне г. Сыктывкар), на квартире епископа Ковровского Афанасия (Сахарова). Для Владыки-исповедника это также была первая ссылка, которая последовала после нескольких месяцев заточения во Владимирском централе.
     Со времени этой первой встречи Владыка Афанасий стал одним из самых близких друзей семьи Фуделей. Сергей Иосифович писал: «Старец-епископ был одним из тех редчайших людей, которым хочется поклониться до самой земли».
     В 1932-34 годах последовала вторая ссылка Сергея Фуделя на север Вологодской области. После нее семья поселилась на окраине Загорска, в районе, называемом «Козья гора». Оттуда недалеко было до Черниговского скита. В Сергиевом посаде, близ Троице-Сергиевой Лавры, жили также Флоренские, Тихомировы, Новоселовы, Голубцовы. Отсюда из дома № 6, по улице Парковой, Сергей Иосифович Фудель был призван на фронт. Все четыре года он прослужил рядовым охраны воинских грузов.
     Радость Победы была недолгой. В 1946 году он был арестован по делу священника Катакомбной церкви Алексия Габрияника. И вновь ссылка, на этот раз в самый центр Сибири, под Минусинск.
     В Загорск Сергей Иосифович вернулся в 1952 году. Но политические и уголовные преступники не имели права на проживание в Московской области, поэтому семье пришлось вскоре переехать. Первое время по переезде из Загорска жили в городке Лебедянь, потом купили дом в Усмани в той же Липецкой области. Именно там был закончен серьезный богословский труд Сергея Фуделя «Путь отцов». В октябре 1958 года на него пришел благоприятный отзыв от святителя Афанасия (Сахарова), который, в частности, отмечал: «Идея «монастыря в миру» для меня особенно дорога, и пропаганду ее я считаю совершенно необходимой». Владыка благословил Фуделей поселиться в Покрове. Вскоре купили здесь полдома. В этом городе Сергей Иосифович написал почти все свои труды, отдавая себе, по всей видимости, отчет в том, что ни одна его работа не будет опубликована при жизни.
     Монахиня Серафима, насельница Покровского Хотькова монастыря, дочь протоиерея Андрея Каменяки, которого в Покрове прихожане городского храма вспоминают добрым словом, рассказала, что еще в детские годы отмечала некую нездешность и неотмирность в облике Сергея Иосифовича. От его неспешной манеры речи и несуетности исходило органичное, врожденное благородство. Аресты, тюрьмы и ссылки, четыре фронтовых года не сломили его, он держался с редким достоинством. Отец Андрей и Сергей Иосифович часто ходили друг к другу в гости. Они могли часами беседовать на духовные темы, причем нередко на английском языке, который оба знали блестяще. Сергей Иосифович знал семь языков, Вера Максимовна – пять. Пенсии у них были мизерными, и оба подрабатывали переводами для Патриархии.
     Последние годы жизни Сергей Иосифович большую часть времени проводил за письменным столом. Надо было успеть написать задуманное. Незадолго до смерти он сказал своему сыну Николаю: «Вот и жизнь прошла, как один страшный сон…» Но в другой раз произнес твердо: «Я не жалуюсь – много светлого было в моей жизни. Слава Богу за все!»
     Он умер на рассвете 7 марта 1977 года. Весть о смерти Сергея Фуделя быстро распространилась среди прихожан городского храма. 8 марта все конторы были закрыты. Кто-то из своих сколотил гроб, но машину найти не удалось. Нашли двое детских саночек и на них потащили гроб в церковь. Сзади шла Вера Максимовна, убитая горем, за ней все остальные.
     На другой день с первой электричкой и автобусами приехало множество людей, знавших Фуделя. Отпевали его два священника. «Могучий хор пел так, что во мне что-то омертвелое от горя проломилось, и сквозь слезную боль потекло неведомое облегчение…», — вспоминал Николай Фудель.
     Спустя 27 лет, 7 марта 2004 года, после воскресной Литургии в день памяти святителя Григория Паламы, покровчане и многочисленные паломники пришли на городское кладбище. На могиле Сергея Фуделя были установлены свечи и веточки уже распустившейся вербы. Панихиду служили благочинный Петушинского церковного округа иерей Сергий Березкин и настоятель Петушинского храма в честь святителя Афанасия Ковровского игумен Афанасий (Селичев). В проповеди перед началом панихиды отец Афанасий сказал, что он верит: Сергей Фудель пребывает с Богом.
Сочинения
  • Моим детям и друзьям, 1956.
  • Воспоминания, 1956—1975.
  • Путь отцов, 1957.
  • Наследство Достоевского, 1963.
  • Воспоминания об о. Николае Голубцове, 1963.
  • Начало познания Церкви, 1972.
  • Церковь верных
  • Свет Церкви
  • Соборность Церкви и экуменизм
  • Славянофильство и Церковь
  • Записки о литургии и Церкви
  • Священное Предание
  • Причастие вечной жизни
  • У стен Церкви
Воспоминания
    "...В Церкви с каждым годом все страшнее стоять, но не говорит ли это только о том, что постепенно окончательно снимаются, казалось бы, несокрушимые стены какого-то церковно-византийского благополучия и христианство возвращается к своей первоначальной Голгофе, в Гефсиманский сад. Страшно? Да! Но в этом саду Христос сказал ученикам: "Побудьте здесь и бодрствуйте". И это должно обязать наше сердце, оно должно прислушаться к этому голосу." С. И. Фудель (из частного письма 1971 года).
    Сергей Иосифович Фудель (+1977) - сын известного священника. За свою веру был в лагерях, откуда вел переписку с семьей. Очень жалел, что не смог пойти по стопам отца (священника), но складывается впечатление, что своими книгами Сергей Фудель не менее послужил Господу. Фуделя называют "самым сокровенным духовным писателем и богословом XX века". Книги Фуделя отличаются подлинной церковностью, следованием святоотеческому духу. Эту евангельскую и святоотеческую подлинность дал Фуделю его исповеднический опыт.
    Его книги - не академическое богословие, а живое слово ученика Христова, принявшего Его крест. "Воспоминания" Фуделя - ценейший документ истории Церкви. Фудель действительно видел многое. Небывалый расцвет русской культуры в нач. XX века. Церковное возрождение. Революцию и гонения. А главное - множество святых - исповедников, мучеников, подвижников. Фуделю действительно есть, чем поделиться с нами.
У стен церкви
    В жизни каждого православного человека обязательно была книга, статья, выписка, конспект, глубоко повлиявшие на его жизненный выбор, на серьезный, решительный шаг идти по жизни за Христом, невзирая ни на человеческое мнение, ни на жизненные обстоятельства, ни на всю притрудность пути.
    Для многих такой путеводной звездочкой стала работа С.И. Фуделя "У стен Церкви", впервые опубликованная в самиздатовском сборнике "Надежда", издававшемся под редакцией З.А. Крахмальниковой. Многим эти теплые невыдуманные слова помогли обрести тот духовный свет, который так трудно разглядеть новоначальному христианину в современной церковной действительности.