Наталья Иртенина

     Наталья Валерьевна Иртенина (р. 1976) родилась и живёт в Подмосковье. Окончила Московский государственный университет печати с дипломами издателя-редактора и бакалавра книговедения, работает в московском издательстве.
     С 1998 г. пробовала себя в эссеистике, публицистике, критике, фантастике (философско-мистического направления).
     С 2007 г. пишет прозу исторического содержания. Предпочитает работать преимущественно с христианской тематикой.
     С 2000 г. является постоянным участником историко-культурных обществ Литературно-философская группа «Бастион» и «Карамзинский клуб».
     С 2007 г. – член Союза писателей России. Время от времени публикует статьи историко-культурного и публицистического содержания в журнальной периодике.
     Награждена литературными премиями «Звёздная колыбель», дипломом Второго Международного конкурса детской и юношеской литературы им. А. Н. Толстого; премией Лиги консервативной журналистики им. А. С. Хомякова; премиями «Меч «Бастиона», «Карамзинский крест»; памятной медалью А. П. Чехова от Московской организации Союза писателей России. В 2011 г. роман «Нестор-летописец» номинировался на Патриаршую премию по литературе.
Царь-гора, роман
     Действие книги разворачивается в двух временных пластах – в годы Гражданской войны и в наше время. Офицер армии Колчака Пётр Шергин, до того участвовавший в тайной и неудачной операции по спасению царской семьи из большевистского застенка, в разгар наступления колчаковских войск на красных постепенно осознаёт, что война будет проиграна белыми, что Господь послал России по грехам её жестокое испытание, и нужно смириться с Промыслом и терпеть, ибо «ночь будет долгая». Они не отвоюют страну у большевиков – инструмента во врачующих руках Господних, но должны сохранить её в своих душах для тех, кто будет жить потом, кому выпадет возрождать отечество после красного плена. Они должны оставить потомкам «свидетельство гибели России», чтобы те не повторили их ошибок, а для этого нужно хоть кому-то обязательно выжить и научиться жить после. Шергин понимает, что единственной его обязанностью становится спасение людей его отряда, уход за границу. Сам он погибает в горах Алтая, но оставляет там послание, которое через много лет находит его правнук Фёдор Шергин, молодой повеса из Москвы. Разгадывая загадку, связанную с прадедом, а также с местными поверьями и легендами, в которых фигурируют таинственные персонажи, Фёдор попадает в клубок событий, где переплетаются местное язычество, тайны оккультизма и христианское понимание истории. Всё это ведёт его к обретению веры, а вслед за ней и настоящей любви.
Гулять по воде, роман-сказка
     На берегу Святого озера, в глубине которого скрыта дивная тайна и из вод которого время от времени доносится колокольный звон, стоит разбойный город Кудеяр. Вокруг – дремучие и страшные русские леса, где промышляют лихим прадедовским ремеслом соловьи-разбойники и рыщут искатели кладов. Мэр города Кащей, олигарх Горыныч о трёх головах, всенародная депутатка матушка Яга, иноземный советник Гном, главный милиционер Лешак и другие персонажи не подозревают, что в городе объявился Чёрный монах, некогда ушедший по водам озера аки посуху от расстрельной команды богоборцев, а значит, заварится в Кудеяре небывалое дело. Здесь есть где разгуляться богатырской удали, заморской чёрной магии, русскому бунту, бессмысленному и беспощадному, приезжим гуру, политическим интригам, нахальным домовым и ещё много чему.
     Всё это – о нас и нашем смутном времени, в котором доморощенное язычество и привозные чернокнижные политтехнологии борются с возрождающимися вековыми традициями отеческой веры во Христа-Спасителя.
     Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...
Нестор-летописец, исторический роман
     Время действия романа – начало XI века н.э. Русью управляют три брата – сыновья Ярослава Мудрого. Прошло уже больше века с Крещения Руси. В молодом ещё Печёрском монастыре зарождаются основы русского монашества. Строятся храмы, заселяются иноками новые обители. Однако не всё гладко на Руси – у наследницы Византии много врагов и недоброжелателей, многие ищут её погибели. Это и внешние враги: половцы, ляхи, германцы; и враги, хотящие подорвать внутреннюю основу молодого христианского государства: греки, не желающие независимости Русской Церкви, евреи, стремящиеся сделать Киевскую Русь своею вотчиной, языческие волхвы, надеющиеся на возрождение в стране язычества. Чтобы выстоять в тяжёлые времена и не отпасть от православной веры, русскому народу нужны свои книжники, хранящие память былого для потомков, предостерегающие от опасностей и указующие на ошибки. Одним из таких книжников становится инок Нестор.
     Наталья Иртенина вновь напоминает нам, русским людям, нашу историю. Ведь «сохранять откровение человеческих деяний спасительно для людей. Забывать его – смерти подобно», – так в романе преподобный Никон объясняет необходимость исторической памяти для любого народа. «В оных деяниях – откровение Бога о нас же самих. О силе и слабости народа, о пороках и добродетелях – а они одни и те же, пока жив этот народ, сколько б веков ни прошло. Потому – что было прежде, то и будет впредь. Всё всегда повторяется»…
     Мы все – продолжатели дела наших предков, ещё только начинавших месить тесто будущей Руси, и от нас зависит, какой в итоге выйдет пирог.
Шапка Мономаха, исторический роман
     Князь киевский Владимир Мономах никогда не носил шапку Мономаха, которой владели его потомки, великие князья московские. Но царская легенда накрепко связала их, придав этому атрибуту государевой власти ореол славы великого – не по титулу лишь, но и по делам – князя. Владимир Мономах стал тем идеалом правителя – воина, труженика, христианина, которого народная память опоэтизировала в образе былинного Владимира Красное Солнышко, а летописи прославили как «доброго страдальца за Русскую землю», утершего за неё «много пота».
      «Шапка Мономаха», вторая часть дилогии, начатой романом «Нестор-летописец», продолжает повествование о русских князьях, по-разному понимавших свою роль в «империи Рюриковичей»; об иноках-подвижниках Киево-Печерского монастыря, волей и неволей вовлекавшихся в княжьи дела; о дружинных храбрах, исполнявших службу не только ратную, но и государственную.
Белый крест, фантастический роман
     Ключ к роману «Белый крест» содержится в завершающих страницах: перед концом света вера Христова воссияет в последний раз... Книга повествует о белой империи – белой в смысле одежд Христа на Фаворской горе, а также, в каком-то смысле, бело-роялистской, как понимали этот цвет лучшие люди среди тех, кто ушел добровольцами на Дон в кровавые годы гражданской войны. Не зря белая гвардия в романе выполняет миссию охранного корпуса, и лучшие её офицеры, в том числе главный герой, играют роль бесобоев – т.е. истребителей нечистой силы. Россия действует как государство-«катехон», иначе говоря, «удерживающий». Её роль – удержать мир от потери спасительного пути и падения в преисподнюю. И это не просто держава, а отдельная самостоятельная цивилизация, материк истины в океане искажений. Всё государственное устройство подчинено одной задаче: дать людям, живущим на территории Русской цивилизации, максимально комфортные условия для спасения души.
     Третья книга московской фантастки Натальи Иртениной тяготеет одновременно к двум большим группам фантастических произведений. Во-первых, она принадлежит православной сакральной фантастике, иначе говоря, литературной мистике, полностью построенной на догматике православия
     Во-вторых, роман входит в многочисленную группу альтернативно-исторических текстов. В фантастической литературе суть направления альтернативной истории объясняется одной фразой: «Что было бы, если бы…» Наталья Иртенина предложила читателям версию событий, которые могли бы произойти, «если бы» история человечества вместо революции 1917 г. Господней волей прошла бы через вселенский катаклизм, породила державы, отсутствующие на политической карте ральности-1, и встала у ворот последнего Царства. Царство это цветёт христианской красой в лучах закатного солнца, в окружении враждебных держав, на расстоянии двух шагов от Страшного суда…
Культурный слой, фантастическая повесть
     Наше общество живёт на свалке. Всё необходимое для жизни вплоть до предметов искусства оно добывает из куч мусора, которые ежедневно привозят откуда-то «культуровозы». Под ногами метры отработанного мусора – «культурного слоя». Жилища врыты в культурный слой, повсюду полчища крыс, пахнет экскрементами. Но за пределами свалки – «культурного ареала» – у жителей ужасно болит голова от свежего воздуха, а гигантская флора (лес) вгоняет их в состояние депрессии. И те, кто случайно оказался вне ареала, стремятся как можно быстрее вернуться и ощутить запах родины. Никто не задумывается над тем, откуда приезжают культуровозы с мусором. Главному герою книги предстоит это выяснить…
     В яркой метафорической форме Наталья Иртенина повествует о современной капиталистической России и её «культурных» поставщиках. Люди вступают в рыночные отношения друг с другом, благоустраивают свою страну, завидуют «культурному» Западу, снаряжают научные экспедиции и занимаются искусством, но не подозревают, что всё вокруг пропитано крысиным ядом. Их историю направляет тайное общество «флормазонов» – «вольных цветочников», но даже среди его адептов немногие догадываются, кому на самом деле принадлежит этот мир. И только тем, кто обитает в Крепости, защищённой от удушливого смрада «культурного слоя», ведома истина.
     Рекомендуется читать всем, кто хочет узнать правду о себе и о современной «культуре».
Меч Константина, фантастический роман
     Вы думаете, наша реальность – единственная? Вы полагаете, что все катаклизмы, теракты, стихийные бедствия, которые происходят на земле, случайны? Вы считаете, что мы живём в эпоху относительного мира и безопасности? Некоторым, как и главному герою романа Натальи Иртениной, приоткрывается правда. И тогда они попадают в иную реальность – реальность войны. В ней всё обнажено до предела, в ней враг не скрывает своего лица и свою цель – уничтожить всех, кто не хочет вступать на тот «Единственный путь», который он им навязывает. Но, узнав правду, надо делать выбор, надо решать: смириться тому, что оккупанты уничтожают твой народ и твою страну, или попытаться защитить то, что тебе дорого. А если всё-таки решил воевать, то как? Мечом? Но «взявшие меч от меча и погибнут»! И сожжённая земля не зазеленеет снова, если обагрить её кровью врагов. А что если перевернуть меч и превратить его в крест? Однако в этом случае надо всегда помнить: воевать с помощью креста – удел сильных людей, уверенных в своей победе!
Аут, фантастический роман
     Роман Натальи Иртениной «Аут» представляет собой образец сакральной или мистической фантастики. У могущественного паранормала рождается не менее могущественный (хотя и с другим набором способностей) сынок. Отец-телепат с помощью мафии заменяет для 99,999% населения мира земную реальность виртуальной, в которой раз в месяц человечеству стирают память и объявляют для всех «новую игру». «Главный положительный герой» борется за разрушение этой системы, хотя в начале повествования он сам системе принадлежит, что называется, с потрохами, и уверен, что «так было всегда». Все эти сюжетные ходы не выходят за пределы вполне традиционной Научной Фантастики. Но Иртенина даёт понять: грандиозной свалкой, связанной с виртуализацией нашего мира, управляют существа сверхъестественные – Бог в христианском понимании и противостоящая ему, внешне могущественная, но по определению более слабая бесовская братия. Пафос романа – антигеймерский. Наталья Иртенина – безусловный антагонист Олега Маркеева и Мерси Шелли, влюбленных в информационные войны и виртуальные пространства. К виртуальности она относится с нескрываемой брезгливостью. Поэтому в её повествовании возникает «ключевой артефакт» – «Путеводитель по старинным городам России», символизирующий традиционные ценности: «твёрдую» реальность, тёплую и прочную семью, храм с крестом на маковке. Возможно, эта жёсткая позиция ещё вызовет дискуссию.
Железяка и Баламут, повесть
     Они – самые обычные люди. Они живут и работают, не подозревая, что за пределами этого мира у них есть Родина – Город, являющийся Образом сотворённого мира, каким он был в начале начал. Каждому из них предстоит тяжёлое испытание. Большая часть из них будет отбракована и забудет о том, какое испытание проходили. Но те, кто выберет не магические приключения и иллюзорное могущество, а реальную жизнь со скорбями и радостями – ничего не забудут и станут воинами Небесного Града. А начинается всё с того, что однажды утром ты просыпаешься и видишь у себя в спальне чёрного-пречёрного кота, который бежит к холодильнику и говорит нежным голосом: «Мяа?»
     Эта фантастическая повесть Натальи Иртениной заставит читателя задуматься над многими серьёзными вещами, в частности над тем, каким образом могущество наших душ, заложенное в них Творцом, расходуется на создание матрицы материального мира… Рекомендуется читать всем, у кого есть вкус к христианской философии и богословию, да и просто к качественной умной художественной литературе, не лишённой чувства юмора.
Волчий гон, повесть
     Поп-звезда Артём Пригоров, управляя автомобилем в нетрезвом виде, становится виновником ДТП, в котором гибнет жена главного героя Антона Граева. Сыну Граева, находившемуся в машине вместе с матерью, врачи искусственно сохраняют жизнь, но шансы на его выздоровление нулевые. Граев начинает задумываться о мести; ему начинает являться его предок, совершивший ужасное кровавое преступление много веков назад – в одночасье уничтоживший целое семейство вместе с малолетними и новорожденными детьми, мстя за брата. Граев думает, что сходит с ума, и тут к нему приходит некий Артур, протягивает ПМ и предлагает устроить охоту на Пригорова, чтобы Граеву «очиститься»…
     Эта повесть об «искажениях мира»; об оборотнях-перевёртышах – о людях, в которых вселяется волчья душа, а не о волках с человечьей душой; о милости как о превечном способе очищения от зла и о мести как о способе привлечения проклятья на свой род.
     Исключительно для взрослого читателя.
Ракурсы, повесть
     Главный герой этой повести с раннего детства любил видеть мир в необычных ракурсах, поэтому, попробовав в 14 лет ЛСД, понял, что его призвание – в употреблении галлюциногенных средств. Наркотики дают возможность погрузиться в глубину своей души, познать свою истинную сущность и истинное лицо мира, путешествовать по другим реальностям. Не желание забыться и уйти от действительности, а философский поиск привёл главного героя в ряды торчков. Но даже и такая благородная цель, как познание истинного лица мира, в итоге привела беднягу к катастрофе… Наталья Иртенина в очередной раз на живом примере доказывает превосходство традиционных ценностей над ценностями ампутированного от сердца разума, и указывает единственный правильный путь познания Бога и себя – через любовь к ближнему.