Виталий Каплан

     Виталий Маркович Каплан (р. 1966) родился в Москве.
     Писатель-фантаст, поэт, литературный критик. Прозу и стихи пишет ещё со школьных лет.
     По окончании Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина (ныне – МПГУ) преподавал математику в школе.
     С 1990 года Виталий Каплан работает программистом; до 2003 года был начальником компьютерного отдела в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина.
     Публиковался в журналах «Если», «Уральский следопыт», «Новый мир», коллективных сборниках.
     Дебют Каплана как писателя-фантаста состоялся в 1997 году – его рассказ «В два хода» завоевал первое место на конкурсе «Альтернативная реальность», проводимом журналом «Если», и был в нём опубликован.
В 2001 году в издательстве «АиФ-Принт» вышла авторская книга фантастики Виталия Каплана «Корпус», получившая на ЕВРОКОНе-2002 поощрительный приз за лучший дебют.
     В издательстве «АСТ» в 2003 году увидел свет фантастический роман «Круги в пустоте». С 1995 года писатель ведёт подростковое литературное объединение «Кот в мешке».
     Член межрегиональной группы «Лоцман», занимающейся исследованием творчества В.П. Крапивина.
     С 2004 года работает в журнале «Фома».
Чужеземец, фантастический роман
     Неотерра на карантине – ни одна нога землян не ступала на планету. Ещё бы: Мировой Совет боится, что из-за новых территорий вспыхнет мировая война. Но филолог Алан Ёлкин, потерявший в авиакатастрофе жену и детей, угоняет с космической станции челнок и опускается на планету, чтобы просветить светом Истины местное население, прозябающее в язычестве. Однако апостол из Ёлкина получается никудышный: чудес он творить не умеет, а менталитет аборигенов с трудом вмещает в себя знание о Боге Истинном, распятом и воскресшем. Духовному прогрессору удаётся создать только одну общину, и в скором времени его проповедь приводит к массовой трагедии, аналогов которой не было в истории христианства. Миссионер вынужден с позором бежать с планеты. Но Христос испокон века специализируется на обращении зла в добро, на восполнении человеческих недостатков своими достоинствами. Что предпримет Господь на этот раз?
     Без сомнения, роман сопоставим с лучшими произведениями грандов отечественной фантастики – Ефремова, Стругацких, Булычёва, – а в чём-то и превосходит их. По крайней мере, внутренний мир главного героя романа Каплана гораздо богаче внутренних миров большинства персонажей указанных авторов, и противоречия этого внутреннего мира показаны необычайно наглядно.
Юг там, где солнце, повесть
     Пронзительная и трагичная история о работниках Управления Защиты Веры – новых инквизиторах…
     В 2000-м году, после провала плутократического режима, возродилась Империя Российская с православным царём-батюшкой во главе! Теперь за одну лишь наводку о том, где обитает шептунья или ворожея, могут впаять от трёх до пяти с конфискацией как пособнику в осуществлении оккультной практики. Но всем известно: если пережать в одном месте, вылезет в другом. Расплодившиеся сатанинские ордены прячутся от инквизиторов в пещерах и подвалах и приносят в жертву бесам людей.
     В этот раз оперативнику УЗВ поручику Бурьянову приходится не бежать с автоматом за сатанистом, а арестовывать тринадцатилетнего мальчишку-гадателя, чтобы спасти того от худшей участи – из-за жадности своей матери Мишка вот-вот может попасть в сатанинский орден. Но спецмонастырь для исправления малолетних оккультистов только по названию монастырь, а на деле ничем не отличается от колонии для несовершеннолетних преступников…
     Повесть «Юг там, где солнце», написанная в жанре альтернативной истории (аж в 1996 году), входит в золотой фонд как российской фантастики, так и православной миссионерской прозы. Глубочайшие и серьёзнейшие проблемы удалось поставить автору, и непросто будет читателю найти оптимальные их решения. Тогда ещё начинающий писатель из Москвы заткнул за пояс многих писателей с мировым именем, пытавшихся осветить тему возможной новой инквизиции. В очередной раз можно убедиться, насколько христианские писатели мудрее своих гуманистично-пантеистических собратьев. С идейно-философской точки зрения творения нехристиан кажутся убогими и жалкими по сравнению с произведениями тех, кому в творчестве покровительствует Христос. Так и хочется над входом в здание мировой литературы повесить табличку с лозунгом: «Не стяжал ум Христов, не берись за перо!»
Иной среди Иных, повесть
     Удивительная история произошла с преподавателем православной гимназии Дмитрием Осокиным: ему явились не святые, не ангелы, не бесы, а Иные – люди, наделённые сверхспособностями и могущие непостижимым образом воздействовать на материальный мир (существа, придуманные фантастом Сергеем Лукьяненко в его цикле о Дозорах). Иные сообщают Дмитрию, что сам он тоже является Иным и после того, как в нём открылись сверхспособности, обязан пройти программу обучения магии. Что делать в такой ситуации православному христианину? Сказать решительное «нет» чародейству? Но Иные себя колдунами не считают, к помощи духов не обращаются, а понятие «магия» используют условно для обозначения своих способностей. Среди них вроде бы даже попадаются верующие люди, участвующие в таинствах, при духовниках, читавшие святых отцов. Дмитрий обращается за помощью к старцу, но и тот не в силах ему помочь – надо принимать решение самому. А что, если сверхспособности даны Дмитрию от Бога, чтобы помогать людям? Что, если, отказываясь от обучения, он губит в себе Божий дар?
     Виталий Каплан как истинный виртуоз заострил внимание читателя на особо интересных и спорных местах православного вероучения, при этом и весь катехизис не забыв аккуратно преподнести (на тот случай, если читатель невоцерковлён). Что тут можно сказать? Его работа заслуживает самой высокой оценки!
Звездою учахуся, сборник рассказов
     Светлые и грустные произведения получаются у Виталия Каплана… Вчитываясь в книги православных авторов, думаешь: это же только верхушки айсбергов. А сколько глубины, сколько переживаний, сколько поиска ответов осталось за кадром? Ведь это только детям века сего кажется: пришёл в Церковь и нашёл ответы на все вопросы. Да, старые вопросы удовлетворены, но сколько рождается новых! Как мало нам открыл Господь в своём Откровении! Лишь то, что нужно для спасения…
     В рассказе «Звездою учахуся» мы видим, как рождается истинное чудо и истинный подвиг веры в слабом человеке. В рассказе «Линия отрыва» автор предостерегает от вмешательства учёных в историю, пусть и с целью «спасения России». Оказывается, даже виртуальная машина времени может быть опасна, может корёжить судьбы людей, поставить под угрозу само существование человечества. В рассказе «Лампочка» писатель размышляет о посмертной участи некрещёных людей и показывает, как хрупок огонёк веры в сердцах новообращённых.
     Многих произведения Каплана подвигнут задуматься о многом.
Трудно быть чёртом, повесть
     Журналист Игорь Ястребов на самом деле не Игорь Ястребов, а Искусник пятого круга – представитель нескольких параллельных миров, следящий за тем, чтобы люди Земли не построили Коридор для перехода в эти миры. Гасить светимости лучших представителей человечества – поистине дьявольская работа для столь благородного существа, каким является Гарран дари Миарху, маскирующийся под известного журналиста. Но что поделаешь: если люди попадут в его родной мир, от него камня на камне не останется. Да ещё Гаррана угораздило влюбиться в земную девушку… А может быть, Искусник далеко не так благороден, как он о себе мнит?
     Автор рассуждает над классической нравственной проблемой: может ли благородная цель оправдать неблагородные средства? Допустимо ли антипрогрессорство, если прогресс грозит гибелью миллионам людей? Могут ли люди самостоятельно принимать такие глобальные решения, как замедление прогресса чужой цивилизации, не обращаясь за советом к Высшему Существу?