Лев Тихомиров

     Лев Александрович Тихомиров (1852 – 1923)  происходил из семьи военного врача. Окончил Керченскую Александровскую гимназию, потом учился в Московском университете.
     В молодости Лев Александрович был народовольцем. На Липецком съезде 20 июля 1879 г. поддержал решение съезда о цареубийстве, однако непосредственного отношения к убийству Александра II Тихомиров не имел. Желая избежать ареста, в 1882 г. он уехал за границу – в Швейцарию, затем во Францию, где издавал вместе с П.Л. Лавровым «Вестник Народной воли».          В 1888 г. Тихомиров отрёкся от революционных убеждений и стал придерживаться идеи того, что людям прогрессивного образа мыслей необходимо стремиться к мирной эволюции.
     В 1889 г. Тихомиров просил помилования, был помилован и смог вернуться в Россию, где поклонился праху царя Александра II.
     В 1907 г. был приглашён из Москвы лично П.А. Столыпиным в Петербург, где занял должность члена Совета Главного управления по делам печати.
     Тихомиров выступил как сторонник мирного, но энергичного реформаторского курса государства по отношению к рабочему вопросу.
     За десять лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (где и умер 16 октября 1923 г.). Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализирует историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена.
     В 1917 г. Тихомиров отошёл от политической деятельности.     Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)», написанная в 1919–1920 годах.
В последние дни (Эсхатологическая фантазия),
философско-художественный роман
     «В последние дни» – последнее законченное произведение Льва Александровича Тихомирова, известное на сегодняшний день его исследователям, в котором мыслитель продолжает (точнее – завершает) столь важную для него тему «конца времён», но на сей раз он облекает свои размышления в форму философско-художественного произведения. На почве социальной нестабильности некий Антиох, человек, получивший всестороннее образование, обладающий необычайными способностями и умеющий подчинять себе людей, становится Председателем Союза Народов, организованного из 10 держав, разделивших между собой мир. Антиох, согласно Тихомирову, – это Антихрист. Получив власть, Антиох-Антихрист восстанавливает утраченный в результате революционных потрясений порядок. Обещая максимально обустроить земное благосостояние человечества, Антиох стремится ко всеобщему поклонению и восхищению, добровольному признанию его как можно большим числом людей, чтобы отвратить людей от Христа…
     Тихомиров в «Последних днях» вполне сознательно ориентируется на знаменитую «Краткую повесть об Антихристе» из «Трёх разговоров...» В. С. Соловьёва, даже верховный маг в «Последних днях» носит такое же имя, как и в «Повести...», – Аполлоний; в обоих произведениях Антихрист – «великий человек». Но в то же время «эсхатологическая фантазия» имеет существенные отличия от «Повести...» – и формальные, и идейные. «В последние дни», во-первых, значительно превосходит «Повесть...» по объему, а по жанру ближе к авантюрному роману, чем к лапидарному соловьёвскому тексту. В отличие от Соловьёва Тихомиров развёртывает действие «фантазии» в строгом соответствии с Откровением, которое щедро цитируется автором. Любопытна следующая деталь: у Тихомирова начисто отсутствует протестантизм как противник Антихриста, более того, об этом ответвлении христианства вообще нет упоминаний в тексте; у Соловьёва же протестантизм в лице доктора Паули – активный противник «сверхчеловека». Зато в «Последних днях» присутствуют мусульмане, некоторые из которых борются с Антихристом, о чём у Соловьёва нет ни слова.
        Тихомиров более тщательно прописывает еврейскую тему, чем Соловьёв, хотя её трактовка у обоих мыслителей почти одинакова. Наконец, самое важное – у Соловьёва отсутствует Страшный Суд, все мёртвые в «Повести...» воскресают и воцаряются с Христом на тысячу лет, здесь явственно звучит отголосок так и не преодолённого до конца соловьёвского хилиазма. Тихомиров же заканчивает свой труд вполне в духе православной ортодоксии.