Борис Ширяев

     Борис Николаевич Ширяев (1889 – 1959) родился в Москве в семье родовитого помещика.
     По окончании историко-филологического факультета Московского университета занимался педагогической деятельностью, театром. Затем учился в Геттингенском университете (Германия).
     Вернувшись в Россию, окончил Императорскую военную академию. Во время первой мировой войны ушёл на фронт кавалерийским офицером.
     В 1918 году вернулся в Москву и предпринял попытку пробраться в Добровольческую армию, но был задержан и приговорён к смертной казни. За несколько часов до расстрела бежал.
     В 1920 году – новый арест, Бутырка. Смертный приговор заменили 10 годами Соловецкого лагеря особого назначения. Там наряду с каторжными работами Борис Николаевич участвовал в лагерном театре и журнале «Соловецкие острова», собирал лагерный фольклор.
     После Соловков последовали новые аресты и ссылки, однако вплоть до начала Великой Отечественной войны Ширяеву удавалось урывками возвращаться к преподавательской деятельности и читать лекции в провинциальных высших учебных заведениях.
     Во время Великой Отечественной войны писатель покинул страну вместе с отступающими немецкими войсками.
     В феврале 1945 года Борис Николаевич был откомандирован в Северную Италию для основания там нового русского печатного органа. В Италии он и прожил все оставшиеся годы. Всю свою сознательную жизнь по возможности Борис Ширяев занимался журналистикой, писал стихи, прозу. Самое известное произведение писателя «Неугасимая лампада» посвящено его пребыванию в лагере на Соловках.
     Это документальный роман, в котором автор рассказывает о жизни первых узников Соловецкой каторги, прибывших на остров в 1922 году. Трагическая документальность, проникновенность повествования о мужественном преодолении страданий тысяч русских людей принесли этой книге заслуженную любовь читателей.
Неугасимая лампада, роман
     «Неугасимая лампада» – вершинное творение Бориса Ширяева. Это документальный роман, состоящий из серии рассказов о наиболее ярких событиях и встречах автора на Соловецкой каторге. Однако не лагерные ужасы описывает в ней соловецкий узник, не зверства начальников над заключенными – это всё отодвинуто на второй план и как бы приглушено, на переднем же проявляются утешение и спасительные «жемчужины духа», не дающие человеку потерять дарованный ему Господом облик. Евангельский свет горит, переливается и животворит так, что тьма отступает и не может его объять. Ширяев в одном из своих выступлений как-то сказал: «Соловки – поистине святой остров. Его атмосфера такова, что там нельзя не прийти к Богу». И сам автор, до Соловков, по существу, неверующий, именно на этом «острове испытаний» пришёл к Православию и постиг глубинные победы Духа. Ему, штабс-капитану Императорской, а позже Добровольческой армий, было совершенно ясно, что спасительная лампада может светить лишь из дореволюционного прошлого, а совдеповская действительность не более чем наваждение врага рода человеческого. И каким словом всё это выражено! Борис Ширяев в полноте владел русским природным языком, и слог его выразителен, гибок, красочен.
А.Н. Стрижёв