Алексей Осипов

     Алексей Ильич Осипов (31 марта 1938) — советский и российский православный богослов, педагог и публицист, доктор богословия honoris causa. Профессор Московской духовной академии, крупный апологет, видный православный катехизатор современности. Действительный член РАЕН.
     Родился в г. Белёве Тульской области в семье служащих. До 1952 г. проживал в г. Козельске Калужской области, затем — в пос. Оптино Козельского района. С 1952 г. жил в г. Гжатске (ныне Гагарин) Смоленской области.
     В 1955 г., окончив школу, отказался поступать в какой-либо ВУЗ и дома три года изучал начала богословия под руководством игумена Никона (Воробьёва). В 1958 г., получив от него письменную рекомендацию (по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба)), был принят в четвертый (выпускной) класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены за три предыдущих класса. Через год продолжил своё обучение в Московской духовной академии, окончив её в 1963 г. со степенью кандидата богословия за сочинение «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 г. издания в сравнении с русским служебником синодального издания». По окончании академии получил справку о направлении в Смоленскую епархию.
     Но осенью в том же году получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. По её окончании был оставлен в ней преподавателем по совершенно новой тогда дисциплине «Экуменизм». В 1965 г. был приглашён читать лекции по Основному богословию в академии, а затем в следующем году — тот же предмет и в семинарии. В последующие годы в аспирантуре читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, протестантизму, современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия — по Западным исповеданиям.
     С 1965 г. — преподаватель основного богословия в Московской духовной академии, с 1969 г. — доцент, с 1975 г. — профессор. В 1985 г. присвоена учёная степень доктора богословия honoris causa. С 2004 г. — заслуженный профессор Московской духовной академии. Читает лекции по основному богословию на пятом курсе семинарии и первом курсе академии. Интересы — основное богословие (апологетика), западные исповедания. Много выступает в различных аудиториях и на радио «Радонеж» с лекциями и беседами, значительная часть которых получили распространение на кассетах, дисках и в интернете.
Сочинения
  • Бог
  • Из времени в вечность: посмертная жизнь души
  • Любовь, брак, семья
  • Основы духовной жизни в Православии
  • Стать святым
  • Как жить сегодня. Игумен Никон (Воробьев). Письма о духовной жизни
  • Носители Духа
  • Основное богословие. Курс лекций в Московской духовной семинарии
  • Ищущему спасения. Советы и предостережения
Бог
     Представление о Боге является одним из тех вопросов, который всю историю разделял народы и религии. В настоящее время он приобретает новую остроту в связи с идеей создания единой всемирной религии и продолжающейся атеизацией т. н. цивилизованного общества. В книге затронуты многие вопросы, связанные с православным пониманием этой большой темы.
     Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Из времени в вечность: посмертная жизнь души
     Брошюра посвящена проблемам бытия человека за гранью смерти. Как понять Вечность? Что такое мытарства? Может ли Бог-Любовь дать жизнь тому, кто, как Он знает, пойдет в вечные муки? Действуют ли в посмертье наши страсти? Есть ли реальные средства помощи усопшему? Каково действие молитвы на посмертное состояние души? Никого не могут оставить равнодушными эти глубинные вопросы, эта тайна человеческой жизни в двух измерениях - времени и Вечности. Брошюра профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова, составленная на основе его публичных лекций и ответов на вопросы слушателей, поможет читателю во многом заново осмыслить прежде известное, взглянуть на тот мир через призму святоотеческого учения.
Любовь, брак, семья
     "Любовь, брак и семья" - тема, охватывающая, можно сказать, самую сердцевину земной, "горизонтальной" стороны жизни человека, в современных условиях приобретающая особенную остроту. "Горизонтальность" эта может восходить к полноте единства в браке, но может и погружаться в глубины распущенности, противоестественности и измен. Эти векторы в огромной степени определяются уже в юные годы жизни человека. Известный русский философ конца XIX века Владимир Соловьев очень точно заметил: "И ад, и Земля, и Небо с особым вниманием следят за человеком в ту роковую пору, когда в него вселяется Эрос". Эрос - античный бог любви. Но почему время, когда в человека "вселяется Эрос", философ назвал "роковым"?
Стать святым
     Может ли современный человек стремиться к святости? Или это грех тщеславия и гордости? Может ли он хотя бы надеяться на спасение? Или болезнь порабощения грехом неизлечима? Что на эту тему говорят Святые Отцы? По плечу ли нам святоотеческие правила спасения? Или Царство Небесное с его обителями: спасенность, праведность, святость, - не для нас?
     Цель книги - указать читателю, как можно сегодня в грешном, полном соблазнов мире жить не по его стихиям, а по Христу; как научиться бороться и с Божией помощью побеждать похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую.
Носители Духа
     "Предлагаемый сборник представляет собой тематический подбор мыслей по важнейшим вопросам духовной жизни известных русских подвижников не столь далекого прошлого. Прежде всего, святителя Игнатия (Брянчанинова) и единодуховных ему: схимонахини Ардалионы (Игнатовой), игумении Арсении (Себряковой), схиигумена Валаамского монастыря Иоанна (Алексеева) и игумена Никона (Воробьева). Приводимые в сборнике высказывания взяты из их бесед и писем к разным лицам. Их мысли освещают главнейшую проблему жизни — путь преображения христианина из состояния греховно–болезненного, страстного в состояние новое, богоподобное, духовное. Ценность этих мыслей для современного христианина вполне очевидна, они нашли всеобщее благодарное признание.
     Замечательны эти искренние, любвеобильные строки «последних из могикан»! Их советы, размышления и наставления пронизаны неподдельным чувством смирения, глубоким осознанием своего недостоинства быть чьими–либо учителями. Они видят себя хуже всех тех, которые обращаются к ним за помощью, потому никого себе не подчиняют, не требуют себе «послушания». Они только советуют, постоянно обращаясь к творениям святых Отцов. Уже одно это — не ценнейшее ли сегодня духовное назидание и пастырям, и пасомым!
     Составители настоящего сборника сочли, что для читателей, которые не имеют возможности познакомиться со всем наследием этих подвижников, убедительнее будет получить ответы на различные вопросы христианской жизни из их собственных уст, а не в чьем–либо переложении. Поэтому здесь приводятся только их подлинные слова."
Основы духовной жизни в Православии
     Много причин побуждает сегодня говорить на данную тему. Одна из первых — это убеждение значительного числа верующих в том, что добрые дела, исполнение церковных обрядов и участие в литургической жизни является вполне достаточным условием нормальной духовной жизни. Упускается при этом самое важное — что "воздаяние бывает… не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно будет утрачено, то первые будут напрасны" (св. Исаак Сирин).