Юрий Куранов
Куранов Юрий Николаевич (1931 – 2001) – русский писатель второй половины XX века, прозаик, поэт, больше известный как автор лирических миниатюр, мастер пейзажа.
Родился 5 февраля 1931 г. в Ленинграде в семье художников: отец – живописец, заведовал в Эрмитаже Золотой кладовой и реставрационными мастерскими, мать – искусствовед, работала и жила в Русском музее, где родился Куранов. Раннее детство прошло среди постоянно обновляющихся экспозиций, в кругу талантливых мастеров кисти и пера.
Вместе с родными испытал все тяготы ГУЛАГа. Когда Куранову было 3 года, мать оставила семью. Отца, пламенного коммуниста, вскоре арестовали, и 6-летний мальчик вместе с дедом, бабкой и дядей, тоже революционерами из рабочих, был отправлен в ссылку на Иртыш. Красота сибирской земли стала глубоким жизненным впечатлением, с тех пор для писателя слились воедино любовь к искусству, городской культуре и тяга к природе, деревне, глубоким и цельным людям.
Среднюю школу Куранов закончил в г. Норильске, разыскав там отца и подрабатывая в странствиях по Сибири разрисовкой модных тогда в народе ярких клеенчатых ковриков мифологическими сюжетами. В 1950-1053 гг. учился на историческом факультете Московского государственного университета, в 1954-1956 гг. – на сценарном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). В эти годы Ю.Н. Куранов пишет стихи, рассказы, повести. Первые стихи были напечатаны в 1956 г. в коллективном сборнике «Первое знакомство». Тогда же он знакомится со своим любимым писателем К.Г. Паустовским, который определил его судьбу: «Он одним из первых учил меня ценить живое дыхание слова, пение красок, мудрую простоту повседневности под которой скрыты глубинные движения человеческого сердца».
Поворотным моментом в жизни Куранова оказалась поездка в 1957 в костромские края, после которой он решил постоянно жить в деревне. Сначала костромское село Пыщуг, где обрёл друга – самобытного живописца А. Козлова, а затем и семью. Здесь был создан цикл коротких рассказов «Лето на севере» (опубликованы в 1959 г. в «Правде», «Литературной газете», «Новом мире»; отдельные издания – Кострома, 1961 г.), привлекший внимание критики и читателей. Один из первых отзывов принадлежал Ю.В. Бондареву: «Куранов – писатель своеобразный тонкой чистотой красок, со своей манерой, со своей труднейшей краткостью, требующей слова алмазно отточенного, верного и в то же время лишённого экспрессивной нарочитости. Нам дорог этот свет авторской доброты, что делает людей целомудреннее» (Бондарев Ю. Душа художника // Литературная газета 1959. 27 августа).
С 1959 по 1981 гг. постоянно живёт в деревне, сначала в костромском селе Пыщуг, а с 1969 г. – в псковском селе Глубокое. Впечатления тех лет легли в основу его произведений. Вышедшие в 60-70-х годах книги «Белки на дороге» (М., 1962), «Увалы Пыщуганья» (Кострома, 1964), «Дни сентября» (М., 1969), «Перевала». М., 1973) закрепили за Курановым репутацию мастера короткого лирического рассказа и миниатюры, в произведениях которого не только люди, но и сама природа русского Севера живёт своей одухотворённой жизнью. Критика, усматривая в его прозе влияния и традиции И.С. Тургенева, И.А. Бунина, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, даже японской писательницы 10 века Сэй Сёнагон, отмечала своеобразие писательского мировосприятия и особый склад души Куранова, постоянно находящейся в состоянии первооткрытия, а также умение автора в пределах одной книги плавить произведения различных жанров в единое, пронизанное поэзией целое.
Увлечённая художественным даром автора, критика замалчивала острую социальную проблематику воссозданного Курановым мира повседневной жизни крестьянства. Когда в 1975 г. в журнале «Октябрь» и центральных газетах стали регулярно публиковать новеллы-главы документального романтического исследования Куранова «Глубокое на Глубоком» (М., 1982), где впервые в художественной литературе речь шла о трагической гибели «неперспективных» деревень, мнения критики разошлись. Одни приветствовали обращение писателя к злободневной тематике и поискам социально героя, другие сетовали на снижение художественного уровня и утверждали, что «деловая проза» вне его возможностей. Однако Куранов, обеспокоенный судьбой деревни, решил жестко подчинить творческие замыслы борьбе за её спасение. Оставив осуществление давних планов – романа о юности Пушкина и концептуально важного для него произведения из эпохи Лжедмитрия, Куранов обращается к публицистической деятельности и одновременно работает над романом «Заозерные звоны» (М., 1980), лирическим и остросюжетным. Куранов, поставив своей целью создать образ положительного героя, не идеализируя его, но суммировав в его характере лучшее, что он увидел в людях деревни. В центре романа – председатель колхоза Кадымов, осознавший, что для возрождения Нечерноземья необходимо строительство не столько экономическое, сколько духовное, нужен нравственный подвиг начать который следует с того, чтобы бескомпромиссно спрашивать с себя за каждое отклонение от принципов, которые ты как руководитель проповедуешь.
В 1982 г. увидело свет наиболее совершенное в художественном отношении произведение Куранова – «Озарение радугой». Эта лирическая повесть по мотивам жизни костромского художника Алексея Козлова – о тайне творчества, о взаимоотношении искусства и литературы. Композиционно она представляет собой ряд картин, вбирающих в себя множество человеческих судеб. Писатель на широком историко-культурном фоне смело сопрягает различные художественные явления и понятия, находя в слове точные соответствия живописи, архитектуре, музыке. Тема ответственности художника перед согражданами роднит повесть с «Золотой розой» Паустовского.
Попытка писателя вмешаться в решение социально-экономических проблем вызвала недовольство его руководства, и в 1982 г. Куранову пришлось переселиться в г. Светлогорск Калининградской области. Здесь он пишет художественно-документальную повесть «Путешествие за птицей», внутренне созвучную роману «Глубокое на Глубоком» и рассказывающую о налаживании нормальной человеческой жизни в литовской деревне (опубликована частично в журнале «Октябрь»).
Вынужденное изгнание обернулось для писателя сложными духовными поисками, обращением к религии. Куранов отказывается от продолжения задуманного цикла произведений (повесть «Облачный ветер», 1969; «Порой невдалеке», неопубликованная, предварившая проблематику романа В. Белова «Всё впереди»), объединенных судьбой современного правдоискателя Кадымова, объясняя это причиной «чисто религиозной»: «Я убедился, что творчество художественное, литературное – это тупиковая дорога, дорога в никуда. Прелесть, соблазн – так это называется на богословском языке. Осознав, я не хочу дальше этим заниматься, множить правдоподобную ложь…» («…Не буду брать учительскую роль…» // Писатель и время. М., 1991).
В 1987 г. выходит книга новелл Куранова о христианских праведниках, о нравственности, о семье «Тепло родного очага». Под псевдонимом Георгий Гурей Куранов самиздатно в нескольких экземплярах выпускает сборники духовных стихов «Нерукотворная лампада» (1988), «Восьмистишия» (1991), «Четверостишия» (1992).
В 1991 г. был среди создателей нового демократического Союза писателей России. Тогда же Ю.Н. Куранов стал лауреатом первой литературной премии демократической России.
В 1996 г. Куранов завершает новое произведение – «Дело генерала Раевского» (М., 1997). В этом романе-диспуте он отвергает многие устоявшиеся представления не только о событиях и действующих лицах эпохи Отечественной войны 1812 г., но и о российской истории в целом. Книги Куранова переведены на 19 языков зарубежных стран.
Руководил светлогорским поэтическим клубом «Голубой простор». Стоял у истоков областного журнала «Запад России», был его постоянным автором и членом редакционной коллегии. В 1999 г. им создана в Калининградской области новая организация – «Амфитеатр свободных писателей «Отрадный берег».
В 2000 г. получил областную профессиональную премию «Признание» в области литературы.
Ю.Н. Куранов входил в десятку лучших писателей доперестроечной России. Имя писателя включено в российские литературные энциклопедии и словари.
Книги Ю.Н. Куранова издавались в Чехословакии, Болгарии, Польше, США и других странах. Его произведения неоднократно включались в антологии русской прозы, изданные за рубежом.
С 1962 г. – член Союза писателей СССР.
Скончался 11 июня 2001 г. в Светлогорске.
Когда я стал верующим, мне захотелось писать четверостишия, потому что ими очень точно можешь что-то выразить из состояния душевного. Я попросил Господа: Господи, дай мне силы и возможности писать четверостишия. И месяцев через восемь я начал писать эти четверостишия.‹…› И я не рассматриваю эти стихи как литературное творчество, я их рассматриваю как послушание.
Ю. Куранов
Сочинения
- Лето на Севере: рассказы
- Белки на дороге: рассказы и лирические миниатюры
- Увалы Пыщуганья: новеллы
- Колыбельные руки: рассказы
- Дни сентября: рассказы
- Облачный ветер: повесть
- Дождевая россыпь: короткие рассказы и миниатюры
- Голос ветра: рассказы и миниатюры
- Дорога над озером: повесть и рассказы
- Сердце ключей: короткие рассказы, эссе, миниатюры
- Мороз и солнце: лирические миниатюры и повести
- Глубокое на Глубоком: роман
- Пир на заре: миниатюры и стихотворения в прозе
- Избранное: рассказы, повести
- Озарение радугой: лирическая повесть на темы искусства по мотивам жизни костромского художника А. Козлова
- Заозерные Звоны: роман
- Красный огонек
- Дело генерала Раевского: роман
- Тепло родного очага: рассказы и повести о семье
- Вот моя музыка!: стихи, поэмы, гимны
Тепло родного очага
Лирическая повесть о семье включает в себя новеллы, очерки и эссе, в которых автор, используя литературные и исторические примеры, а также собственные писательские наблюдения, рассуждает о современной семье, основах ее крепости и причинах разрушения, горячо ратует за воспитание в будущих супругах таких чувств, как супружеская верность, преданность и уважение друг к другу, стремление вырастить детей физически здоровыми и нравственно, духовно полноценными людьми.
Заозерные звоны
Роман «Заозерные Звоны» посвящен жизни нечерноземной деревни. Один из главных героев романа Енька Кадымов, некогда сибирский деревенский паренек, пришел сюда со страниц повести Ю. Куранова «Облачный ветер». Он теперь работает председателем колхоза на земле, где во время Великой Отечественной войны погиб его отец. Автор так и продолжает его называть Енькой, хотя он уже давным-давно для всех окружающих Евгений Петрович. Одна из главных забот героя романа — люди села. Кадымов прилагает немало усилий, чтобы создать подлинно нравственную атмосферу во взаимоотношениях между людьми, восстановить их веру в себя и свое дело, во многом подорванную беззастенчивым хозяйничанием его предшественника.
Сердце ключей
Юрий Куранов известен читателю короткими рассказами. Как правило, эти рассказы написаны сочным и певучим языком, наполнены яркими образами. В каждом, даже самом маленьком, рассказе у Куранова есть внутренний сюжет, который строится или на поэтическом подтексте, или на подчеркнутом соединении внешней обыденности повседневного события с его смысловым лирическим звучанием.
Куранов много путешествует и в разное время в разных журналах опубликовал ряд лирических очерков о Средней, России, Сибири, о Прибалтике, о Польше. Новая книга Юрия Куранова посвящена Псковщине. С присущим ему лиризмом и своеобразной изобразительностью Куранов пишет о жизни древнего края, соединяя настоящее с прошлым. Это дает читателю возможность поэтичнее воспринимать движение жизни и развитие в ней важных современных тенденций в одном из наиболее замечательных уголков Нечерноземья.
Голос ветра: Рассказы и миниатюры
Все произведения Ю. Куранова - о жизни русской деревни, о нашей замечательной земле. Им присущи яркая образность, краткость и лиризм.
Многие рассказы и повести Юрия Куранова переведены за рубежом. В предлагаемый сборник входят наиболее известные циклы рассказов Куранова: "Лето на Севере", "Осенние рассказы", "Дни сентября", а также новые произведения о современной жизни древней русской земли Псковщины и о прекрасном уголке нашей Родины - селе Михайловском, кровно связанном с именем великого русского поэта.
|