К сожалению, сегодня бытует устойчивый миф, что в Православной Церкви женщине предписано домашнее рабство, страх перед мужем и духовным отцом, отсутствие собственного мнения и молчание. Часто из всего чина браковенчания обыватель помнит только слова Апостола: А жена да боится своего мужа (Еф., 5, 33) и даже не вслушивается в начало фразы, обращенное к мужьям: Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя. Ведь не о страхе перед грозным и жестоким супругом говорит Апостол, а о страхе оскорбить любовь мужа, оказаться недостойной его любви… Именно в Православии женщина обретает истинное равенство – равенство перед Богом, равенство в святости, получает порой возможность быть как бы «ангелом-хранителем» для своего мужа. И святые жены, о которых мы рассказали в своем пособии – прекрасное тому подтверждение… 16 веков назад, в IV в., святитель Григорий Богослов в письме к жене градоправителя Олимпиаде написал: «Прежде всего, почитай Бога, а потом супруга – глаз твоей жизни, руководителя твоих намерений. Его (мужа твоего) одного люби, ему одному весели сердце, и тем более, чем нежнейшую к тебе он питает любовь; под узами единодушия сохраняй неразрывную привязанность… Родившись женщиной, не присвояй себе важности, свойственной мужчине; не величайся родом, не надмевайся ни одеждами, ни мудростью. Твоя мудрость – покоряться законам супружества, потому что узел брака все делает общим у жены и мужа. … Благородным мужьям и женам, а особенно женам, и во всяком случае прилична простота сердца. … Радости и все скорби мужа почитай общими. Пусть и заботы у вас будут общие, потому что чрез это возрастает (благоустрояется) дом». Наверное, не будет ошибкой сказать, что обращены эти слова через века и к современным женщинам-христианкам. В своей книге «Размышления о женском призвании» монахиня N, обращаясь к своим современницам, спрашивает: «Так сознаем ли мы, к чему призваны? Нам предстоит осуществить в совершенной полноте дар материнства, всех детей Божиих, ближних и дальних, всех, кого Промысл втягивает в орбиту нашего бытия, жалея, воспитывая, баюкая, вразумляя и терпеливо доводя до Отчего дома. Прославленный недавно во святых архимандрит Георгий писал одной девице, своей духовной дочери: «Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы в жизни играть милыми игрушками, а в том, чтобы как можно больше вносить света и теплоты в окружающих людей… Если мы исполним эту заповедь (о любви к Богу и ближним) и подобные ей – то Царство Небесное наше! И о многом не нужно думать и скорбеть…» Путь святых Российских жен – это воплощение радости и любви. «Крепка как смерть любовь» (Песн. Песн., 8, 6.) говорит Ветхий Завет. Так и во всей мировой истории любовь единственная способна сразиться со смертью и победить. И святые жены российские учат нас такой любви, которую заповедовал Господь; любви, которая забывает о себе и печется о нужде тех, кто находится вокруг; любви, которая сияет для доброго и злого; любви, которая устоит против пыток, против страха, против угроз, оставаясь верной Богу и Церкви, Отчизне. Именно такую любовь во всей возможной для земли полноте несли в себе святые жены Российские. Женщин Святое назначенье У женщин на Земле
В заключение еще раз вспомним хотя бы малую часть имен наших святых небесных покровительниц, составляющих Собор святых жен земли Российской: Святая равноапостольная княгиня Ольга +967 г. Xв. |