Святые заступницы Руси

       Святые жены Руси
Держа светильники зажжены,
Шли до конца на Божий глас
Святой Руси святые жены,
С икон глядящие на нас.

Равноапостольная Ольга –
Первоугодница еси,
Монахини, княжны... О, сколько
Святых заступниц на Руси!

Какие бури и метели –
Людскую зависть, гнев и злость
Им, о душе, а не о теле
Радевшим, претерпеть пришлось!

В духовной битве пораженный,
Враг отступал от них не раз.
Святой Руси святые жены,
Молите Господа о нас!

Одни за веру жизнь отдали,
Другие – в подвиге святом
Терпеньем Богу угождали,
Трудом, молитвою, постом.

Мгновеньем пронеслись столетья.
Но, не забыв земли родной,
Вы были с нею в лихолетья
Глотком воды в духовный зной.

И ныне, в век наш прокаженный,
Не слушающий Божий глас,
Святой Руси святые жены,
Молите Господа о нас!

Монах Варнава (Евгений Санин)


Женщина без веры жить не может!

Преподобный Варсонофий Оптинский

       «… И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. … И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа». (Быт., 2, 18, 21-23).

      Известный латинский богослов и философ, один из великих западных учителей Церкви, блаженный Августин Аврелий так прокомментировал это место из Ветхого Завета: «Если бы Бог назначил женщине быть госпожой мужчины, Он сотворил бы ее из головы; если бы – рабой, то сотворил бы из ноги; но так как Он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил ее из ребра».

      Нет никаких сомнений в том, что женщина – уникальное в очах Божиих существо. Ведь душа имеет особые дарования: она чувствительна, нежна, ранима, но и очень терпелива. Оттого женщине свойственнее жить сердцем и верой, чем рассудком и логикой. Ведь рассудок легче обмануть и запутать – истинно «зорко одно лишь сердце». Она созерцает картины и события жизни, питая от созерцания свою интуицию, и нередко ее женской интуиции открываются ошибки и неточности в рассудочных построениях мужчины. По своему достоинству женщина ничем не ниже мужчины, но не одинакова с ним. «Она всё может, но это ей ни к чему», – писал Иван Александрович Ильин. Особенность женщины - всечасно видеть и слышать, или хотя бы угадывать гармонию мира. Беспрестанно желать ее и тем сдерживать мужской рационализм, не давая ему изгнать из мира прекрасное… Про женщину сказано, что ее первое предназначение - быть источником любви. При этом ее служение любовью не исчерпывается семьей, супружеством и материнством, но простирается на весь мир.  Это чисто женское – желание всех накормить, одеть, обогреть, исцелить,  -  окутать всех и всё своей любовью.

      О русских женщинах, их кротости, мудрости, преданности, любви и способности ценить все самое прекрасное в мире веками слагались стихи, предания и легенды, им посвящали самые сокровенные свои строки поэты, писатели…

      В истории нашей страны, как впрочем, и в истории любого государства, подвиг женщины-христианки во все времена был не так ярок и заметен, как подвиг святых мужей, чаще всего он тих и неприметен, это подчас не бросающийся в глаза, но тоже великий подвиг послушания мужу, воспитания детей в вере Христовой и хранения домашнего очага. За долгую историю Церкви женщинам не раз приходилось спасать положение в тот момент, когда меркли и оказывались бесполезными мужская доблесть и сила. И тогда женская кротость, нежность и любящее сердце творили поистине чудеса!

      О роли женщины в русской истории, в процессе утверждения Христианства на Руси хорошо написал архиепископ Нафанаил (Львов) в своей книге «Ключ к сокровищнице», вышедшей в серии «Духовное наследие русского зарубежья», изданной Сретенским монастырем в 2006 г.

      Крещение Руси… Это праздник всех русских людей, но особенно – женщин. Ибо сугубо беспросветной была жизнь женщин в языческом обществе.

      Летопись говорит, что у древних славян отец, а потом муж был высшим правителем, над которым не было высшей власти. На женщин, наравне с рабами, возлагались самые тяжелые работы. После смерти мужа женщина часто следовала за ним в могилу, не только по принуждению, но и добровольно, потому что после ухода из семьи ее единственного защитника жизнь в чужом семействе становилась невыносимой. В сколько-нибудь обеспеченных семьях было принято многоженство, делавшее положение женщины еще более тяжелым.

      И вдруг все изменилось с принятием Христианства русским народом, с того момента, когда впервые на всю Русскую землю прозвучали слова апостола Павла на понятном народу церковно-славянском языке: «Несть мужеский пол, ни женский, вси бо вы едино есте во Христе Иисусе» (Гал., 3, 28).

      Но еще задолго до того, при проникновении в русскую среду первых лучей зари Света Христова, начала оживать душа русской женщины. Свидетельство тому — святая княгиня Ольга.

      На кого ссылаются вельможи Владимира, когда он колеблется, какую веру ему принять? Они говорят: «Если бы был плох закон греческий, его не приняла бы бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».

      Не мужчину, а женщину, но женщину, принявшую Крещение, умудренную учением Христовым, называют старейшины русские «мудрейшею всех людей».

      На подъем своего положения, на духовное освобождение свое русская женщина ответила тем, что всей душой полюбила новую веру, став с древнейших пор и до нынешнего времени покорной велениям веры, и многое сделала для того, чтобы вера глубже проникла в русскую среду.

      Утверждение христианства на Руси совершалось постепенно. Язычество господствовало в некоторых частях России до самого XII в. 

      По свидетельству древнерусских песен, женщины участвовали вместе с мужчинами в пирах княжеских, похваляясь своей хитростью и мудростью.

      У полоцкого князя Рогволода была дочь — Рогнеда. И Владимир и его старший брат Ярополк посватались к ней. Рогволод предоставил решение Рогнеде. Она гордо ответила, что не хочет выходить замуж за Владимира: «Не хочу за рабынича», то есть сына рабы, так как Владимир был сын Ольгиной рабыни Малуши.

      Владимир тогда захватил Полоцк, убил Рогволода и женился на Рогнеде. Она затаила озлобление на Владимира и решила его убить. Однажды, когда Владимир заснул у нее, она подняла руку с ножом, чтобы зарезать его. Но Владимир вдруг проснулся и схватил ее за руку. Владимир вышел и собрал бояр и старейшин, чтобы судить ее.

      Бояре единогласно сказали, что она достойна смерти. Владимир решил самолично убить ее. Она же подучила своего малютку-сына Изяслава выступить на ее защиту. Когда Владимир с мечом вошел в комнату, маленький Изяслав тоже с мечом обратился к нему:

      — Разве ты думаешь, что ты здесь один?!

      Владимир, сказав: «Кто же знал, что ты здесь?» — бросил меч и велел позвать бояр. Бояре сказали:

      — Не убивай ее ради этого ребенка.

      Когда святой Владимир принял христианство, он пришел к Рогнеде и сказал ей:

      — Я отныне крещен, и мне можно иметь только одну жену. Поэтому избери себе кого-либо из моих бояр, и я выдам тебя за него замуж.

      Но Рогнеда отвечала:

      — Или ты хочешь и земное царство и небесное себе забрать, а мне ни здешнего, ни небесного дать не хочешь? А я, бывши царицею, не хочу стать рабой земному царю или князю, но хочу уневеститься Христу, а для этого приму ангельский образ (монашество).

      Ее сын Ярослав (Мудрый), сидевший тут же, ибо не мог ходить, воскликнул:

      — О, мати моя, воистину еси царица царицам и госпожа госпожам.

      И с этими словами вернулась к нему способность ходить. От болезни у него осталась хромота и та мудрость, которой он прославился впоследствии, почерпнутая им от тесного многолетнего общения с матерью.

      Рогнеда постриглась с именем Анастасии. Украинская Церковь причислила ее к лику святых.

      В русском обществе в киевский период его истории господствовали рыцарские нравы и представления. Этому способствовало то, что Россия тогда была в тесном общении с Западной Европой. Сестра и дочери Ярослава Мудрого вышли замуж за западных королей. Сестра Доброгнева (ее имя значило, что она и в гневе была доброй) вышла за польского короля Казимира, Елизавета Ярославна – за норвежского короля Геральда. Он выразил свою любовь к ней в романтической песне, переложенной А. Толстым. Она вместе с мужем была убита в Англии в сражении при Старфорд Бридж, предшествовавшем битве при Гастингсе.

      Андрей, король венгерский, женился на Анастасии Ярославне. Французский король Генрих I Капет женился на младшей дочери Ярослава Анне. До сих пор хранятся подписанные ею документы: «Анна регна», то есть «королева».

      Великий князь Владимир Мономах, очень любимый и чтимый всем русским народом, женился на Гиде, - дочери последнего англо-саксонского короля Англии Гарольда, убитого норманнами в Гастингской битве в 1066 г. После этой битвы Гида бежала к родственникам в Данию, где встретилась с русским князем Владимиром и вышла за него замуж.

      Очень красочен эпизод из жизни жены князя Ярослава, дочери шведского короля Олафа, носившей княжеское имя Ингигерды, в крещении – Ирины и в монашестве, которое она приняла позднее, — Анны.

      Когда Ярослав объединил под своей властью русский народ, кроме дальних мест, на него предпринял нападение его младший брат Мстислав, князь Тмутараканский. В первой решительной битве он разбил ополчение Ярослава и захватил всю левую сторону Днепра.

      Тогда он послал предложение Ярославу: «Зачем нам проливать русскую кровь, выйдем на поединок, кто одолеет, тот и будет владеть всей Русской землей».

      Но Мстислав был опытный боец, а Ярослав был хромым и, будучи талантливым полководцем, был неспособен к единоборству. Поэтому, когда Мстислав подъехал к назначенному им месту на Днепровском острове, вместо князя его ждала там княгиня, которая сказала:

      — Мужу моему недосуг сражаться с тобою, вот я приехала, чтобы вместо мужа сразиться с тобою.

      Мстислав смутился и решил:

      — С тобой я сражаться не буду, отменим поединок. Пусть брат Ярослав владеет землей по ту сторону Днепра, а я буду владеть этой стороной.

      Все мы помним трогательную песнь Ярославны, жены князя Игоря Святославича, оплакивавшую бедствия своего мужа, захваченного в плен половцами:

      «О, ветро ветрило, почему ты сильно веешь?! Почему несешь ханские стрелы на воинов моего любимого? Мало ли тебе под облаками веять, мало лелеять корабли на синем море? Зачем, господин мой, радость мою по ковылю развеял?»

      Вдохновенная поэма «Слово о полку Игореве» свидетельствует о высоком уровне литературы на Руси тогда. Об этом же говорит и «Сборник Святославов» 1076 г. Он раскрывает нам и причину такого литературного богатства русского: «Не бывает праведника без книжного чтения и без устремления помыслов к своим родителям… Воздавайте честь матери вашей и творите ей всякое добро. Не забывайте матерей ваших и творите волю материнскую, послушайте ее со страхом Божиим».

      Этот высокий культурный уровень и высокое значение женщины в русском обществе сохранились до монгольского нашествия. Татарское иго изломало все. Культурный уровень неизмеримо упал. Внешне воцарилась грубость и примитивность. Женщины в высших слоях были загнаны в терема, в низших слоях они стали предметом пренебрежения. Русское общество стало подражать татарскому.

      Но внутренне, духовно русские не опустились, не сдались. Если мы сравним судьбу русских людей с другими народами, попавшими под власть монголов, особенно с более богатыми культурно, чем русские, с народами Средней Азии, мы увидим, насколько более глубоко они внутренне поработились монголо-татарам, приняв их обычаи. Русский народ был от этого спасен Православной Церковью, и русские женщины, в наибольшей степени сохранившие верность Православию, сыграли в этом большую роль.

      Хотя, сравнивая число святых мужей с числом святых жен, мы видим значительное превосходство числа мужчин, но надо помнить правило, отмеченное у церковного писателя С. А. Нилуса, что в подвиге каждого святого незримо заключается и подвиг его матери, воспитавшей его.

      Свидетельством крепкого стояния русских людей за свою Церковь, именно за Православие, является то, что с XIV в., с эпохи утверждения монгольского ига, русские стали подчеркнуто называть себя православными, и это наименование стало синонимом слова «русский»…

      Особая категория наших соотечественниц – святые жены. Более тысячи лет мы возносим к ним свои молитвы, просим у них помощи, утешения, заступничества…

      В энциклопедическом словаре "Святая Русь" читаем: «ЖЕНЩИНА» – в понятиях Святой Руси рассматривается двойственно. С одной стороны, совершенно очевиден культ возвышенного женского начала — матери-Земли, Богоматери, человеческой матери и материнства, уважение к женщине как хранительнице семейного очага. С другой — отрицательное отношение к чувственности, которую выражает собой женщина. В этом смысле женщина рассматривается как один из главных источников греха и орудие сатаны. «Начало грехам — от женщины, и от нее ж — умираем мы» («Изборник 1076 г.»). «Зло есть женская прелесть» («Повесть временных лет»). Мотивы подобного отношения к женщине, как потенциальной «пособнице дьявола», заметны даже в «Домострое» (XVI в.). В сознании коренного русского человека главное предназначение женщины — служить хранительницей очага. «Домострой» требует от женщины чистоты и послушания, дает ей большие права в ведении домашнего хозяйства. Историк русского быта И. Е. Забелин рассматривает место женщины в семье по известной правовой формуле Руси: «слово и дело». Последнее слово всегда остается за «государем», хозяином дома, мужчиной, но делом в доме занимается «государыня», хозяйка дома, женщина («делодержец дому»), так что многим из женщин были присущи «крепкое мужество и непреложный разум — качества, безусловно, мужские». «В «Домострое», — писал Забелин, — дается идеал семейной жизни, как он был создан древним русским обществом. Женщина поставлена здесь на видном месте, ее деятельность обширна... Необходимого для восстановления нравственных сил развлечения, перемены занятия, перемены предмета для разговора нет и быть не должно по общественным условиям.  Но мы не имеем никакого права упрекать «Домострой» в жестокости к женщине: у него нет приличных невинных удовольствий, которые бы он мог предложить ей, и потому он принужден отказать ей во всяком удовольствии, принужден требовать, чтобы она не имела минуты свободной, которая может породить в ней желание удовольствия неприличного или, что еще хуже, желание развлекать себя хмелем. Сколько женщин по доброй воле могло приближаться к идеалу, начертанному «Домостроем», скольких надобно было заставлять приближаться к нему силою и скольких нельзя было заставить приблизиться к нему никакою силою, сколько женщин предавалось названным неприличным удовольствиям? На этот вопрос мы отвечать не решимся».

      Положение женщины в русском обществе было не приниженным, а соответственным христианскому пониманию ее как домодержицы и хранительницы семейного очага. Роль женщины в Древней Руси, писал историк В. В. Колесов, была исключительно велика, «поскольку для большинства, для младших членов коллектива, она — мать. Русская история показывает твердый характер русской «матерой вдовы» — от княгини Ольги до былинной Амелфы Тимофеевны; под их рукой ходили такие мужчины, как князь Святослав или Васька Буслаев. Приниженное положение женщины характерно для Запада, где с эпохи т.н. Возрождения происходит эстетизация чувственного начала женщины и всего того, что в понятиях Святой Руси считалось греховным. Запад отказывается от христианского отношения к женщине и начинает видеть в ней преимущественно любовницу или своего рода механизм для получения удовольствия, имеющий денежную ценность. С XVIII в. такое отношение к женщине распространяется и среди русского дворянства и образованных слоев. Выпадение женщины из христианского миропорядка, освобождение ее от заповедей Нового Завета в корне изменило всю человеческую жизнь, сделав ее игрой мелких страстей и увлечений. Осмысливая происходящее, Л. Н. Толстой писал: «Возьмите всю поэзию, живопись, скульптуру, начиная с любовных стихов и голых Венер и Афин, — вы видите, что женщина есть орудие наслаждения; она такова на Грачевке и на утонченном балу... Женщины устроили из себя такое орудие воздействия на чувственность, что мужчина не может спокойно обращаться с женщиной. Как только подошел к ней, так и попал под ее дурман, и ошалел... Всякая разодетая женщина представляет опасность для общества. Поэтому, когда я вижу разодетую женщину, я хочу закричать: «Городовой!»

      Тем не менее, возвышенное отношение к женщине в духе христианства характерно для многих известных русских государственных деятелей, писателей, поэтов, которые ценили в представительницах слабого пола не внешние прелести, а красоту души, прежде всего.

      «Женщина — великое слово. В ней чистота девушки, в ней самоотверженность подруги, в ней подвиг матери» (Н. А. Некрасов);   «Подумаем о красоте и приятности женской: возможно ли не дивиться, видя их вид величавый, смирение и приятную лепоту?» (А. Д. Кантемир); «Женщина творит мужчину не только актом физического рождения; женщина творит мужчину и актом рождения в нем духовности. Женщина оплодотворяет творчество гения» (Андрей Белый); «Женщины у нас подымаются и, может быть, многое спасут. Женщина — наша большая надежда, может быть, послужит всей России в самую роковую минуту» (Ф. М. Достоевский); «По моему глубокому убеждению, все, что есть в жизни положительного и отрицательного, за все это ответственны пред лицом Бога Живого женщины» (В. П. Быков).

      Обратимся к самой главной для всех христиан Книге – Библии – и приведем лишь несколько высказываний из нее о женщине, жене:

Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа.                                      (Притч., 18, 23).

Добродетельная жена – венец мужу своему, а позорная – как гниль в костях его.                                            (Притч., 12,4).

Кроткая жена – дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе. Благодать на благодать – жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержной души.          (Сир., 26, 17-19).

Миловидность обманчива, и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы; уста свои  (она) открывает с мудростию, и кроткое наставление на языке ее.                                                                    (Притч., 31; 30, 26).

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви.                                                               (Еф., 5, 22-23).

Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
                                                                              (Кол., 3, 18).

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностию; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.                                         (1Тим., 2, 11-12).

…да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.                                                           (1 Пет., 3, 3-5).

      А вот что говорят о женщине святые отцы Церкви, какие советы они нам дают:

      Если природа дала вам красоту, не закрывайте ее притираниями, но чистую храните для одних своих супругов и не обращайте на посторонних жадных очей, потому что вслед за очами не благочинно ходит и сердце. А если при рождении не получили вы дар красоты, то избегайте второго безобразия, то есть не заимствуйте красоты у рук, красоты, которую доставляет земля, которую распутные женщины покупают, красоты, которая стирается и стекает на землю, красоты, которую изобличают в подлоге ручьи слез и уничтожает капля росы.

 (Святитель Григорий Богослов)

      Праведная жена – богатство в дому и спасение мужу.   (Он же)

      Жену делает любезной не благообразие тела, но добродетель души; не притирания и подкрашивания, не золото и драгоценные одежды, но целомудрие, кротость и постоянный страх Божий.Жена красивая, если не имеет целомудрия и чистоты, есть гроб покрашенный, пучина, пожирающая души, яд смертоносный, другим уготованный.          

(Святитель Иоанн Златоуст)

      Жена есть пристань и важнейшее врачевство от душевного расстройства.                                                                   (Он же)

      Сестрам моим (т. е. христианкам) внушай, чтобы они любили Господа и были довольны своими сожителями  (мужьями) по плоти и по духу. Равным образом и братьям заповедуй именем Иисусовым, чтобы они любили жен своих, как Господь – Церковь.

(Священномученик Игнатий Богоносец.
Из «Послания к Поликарпу, епископу Смирнскому»)

      Все происходит от любви. От любви жены бывают добрыми и заботливыми о мужьях, попечительными о доме и бережливыми; любовь служит залогом мира, согласия и привязанности… От любви происходит постоянное целомудрие, уничтожается всякий раздор… Любящая жена не станет допускать ни роскоши, ни расходов несвоевременных, ни расточительности, ни бесхозяйственности, ни чего-либо подобного… Если хочешь нравиться мужу, украшай душу целомудрием, благочестием, попечением о доме.

(Святитель Иоанн Златоуст)

      Христианские жены, самоохотно покоряясь заповедям Божиим, самоохотно служат мужу  и покоряются своему супругу. Это подчинение у них свободно и исполнено любви, по которой покоряются они во всем мужу, боясь оскорбить его.                                           

(Блаженный Иероним)

      Не будем приучать своих мужей, чтобы они любили только наружность. Если ты будешь нескромно одеваться и украшать себя, то муж твой, привыкши к этому, взирая на твое лицо, легко может быть прельщен распутными женщинами, которые так обычно украшают себя. Если же ты научишь любить его благонравие и скромность, то он будет отвращаться от женщин легкого поведения. Итак, не приучай его прельщаться смехом, ни свободными телодвижениями, ни вольностию в обращении, чтобы чрез это не приготовить яда для себя самой. Учи его находить удовольствие в скромности, а это ты сможешь сделать тогда, когда сама скромно будешь держать себя.

(Святитель Иоанн Златоуст)

      Но вернемся к  Библии. Мы уже говорили о том, что, согласно Священному Писанию, Господь, по намерению Своему, сотворил женщину равной мужчине в качестве «помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). Когда Творец создал из ребра Адама женщину и привел ее к первому человеку, то тот сказал: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек (в русском переводе с еврейского «и оставит муж») отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 23-24). Так появилась первая чета, первая «семья», первое человеческое сообщество. Адам признал жену как неотъемлемую часть своего существа. Из слов Библии следует, что муж и жена представляют собой единство в браке и что жена должна подчиняться мужу, как помощница, созданная для него. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными и пресмыкающимися» (Быт. 1, 28).

      Но блаженная жизнь первой человеческой четы в раю была прервана событием, которое мы называем теперь «грехопадением прародителей». По внушению диавола в жизнь человека вошел грех, и совершилось это печальное событие через первозданную жену: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их, и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3,1-6).

      Грех совершен… Но Всемилостивый Господь, видящий сокровенные мысли и чувства первых людей, дает Божественное определение судьбы прародителей после грехопадения, учитывающее вину каждого: «Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3,16-19).

      Грехопадение вызвало катастрофу во всем сотворенном мире. Земля и все живущее на ней оказываются зараженным греховной скверной, явились скорби и болезни — неразлучные спутники падшего человека, и смерть пришла в мир.

      Однако есть очень важная особенность Божественного определения, касающаяся жены. Обращаясь к искусителю, Господь сказал: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3,15). Эти слова стали пророчеством о том, что от семени жены родится Спаситель мира, Который победит диавола. Адам же, добывая в поте лица своего хлеб насущный для себя и для жены, должен был возвратиться в землю: «яко земля ecu и в землю отъидеши» (Быт. 3, 19). Смиренно принимая это определение Божие, Адам называет имя своей спутнице: «И нарек Адам имя жене своей: Ева (Жизнь), ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3,20).

      Древнееврейское имя «Хавва» (в славянском произношении «Ева»), в переводе на греческий «Зоя», и на латинский «Вита», означает «Жизнь». Эти слова стали вторым Божественным определением предназначения первозданной жены. Первая Ева — праматерь человечества – продолжает доныне жить в своем потомстве. Памятуя Божественное обетование о «семени жены», ветхозаветные праведницы — жены, матери, вдовицы, девы-невесты должны были через многие столетия сохранить, пронести и исполнить это обетование до рубежа Ветхого и Нового Заветов. Человек не был потерян для Бога из-за грехопадения, он был предназначен через искупление от власти греха и смерти к конечному восстановлению своей Божественной природы, к совершенному полному «обожению», которое и является истинной целью каждого православного христианина.

      Ветхозаветный закон предписывал жене беспрекословное повиновение своему мужу (Быт., 3,16), но и муж не освобождался от повиновения жене. «Во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее» (Быт., 21,12),— говорит Господь Аврааму. Этими словами на вечные времена устанавливается взаимное послушание и доверие между мужчиной и женщиной, между мужем и женой. Последующие библейские рассказы из жизни патриархов и пророков Ветхого Завета еще глубже раскрывают эти Божественные установления.

      Ветхозаветные праведницы: праматери Спасителя, жены-пророчицы, упомянутые в Священном Писании, и многие, чьи имена нам неведомы, пронесли обетование Отца Небесного о спасении, побеждая своей верою царство греха и смерти. Во многих образах Библии женские судьбы раскрываются как выражение путей души и как ступени, возводящие человека к Богу. Это особенно отмечал святой апостол Павел, говорящий, что Сарра и Агарь — не только конкретные исторические личности, но символы двух заветов: «один от горы Синайской, рождающей рабство, который есть Агарь» (Гал., 4, 24), и второй (Сарра) — «вышний Иерусалим» (Гал., 4,26), который рождает свободу.

      Так восходящий ряд женских образов Ветхого Завета отмечает путь человечества ко спасению. Путь, пройденный праведными женами Ветхого Завета, — это явленная всему человечеству духовная лествица, вершиной которой стала Новая Ева — Пресвятая Дева Мария, Царица Небесная, Предстательница и Заступница человеческого рода перед Престолом Вседержителя. В день Сретения Господня в Иерусалимском храме, последнем ветхозаветном храме Истинного Бога, через последних ветхозаветных людей — праведного Симеона и пророчицу Анну – совершилась встреча Ветхого и Нового Заветов. Перед алтарем храма в тот день стояли основоположники Нового Завета – Матерь Божия с Богомладенцем на руках — родоначальником Завета Вечного. Пресвятая Богородица стала прямой наследницей матери всех живущих — первозданной Евы. «Дева (Ева) изгнала нас из рая, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — через Деву (Марию) мы обрели вечную жизнь — чем осуждены, тем и увенчаны».

      С приходом Новой Евы началась и новая жизнь, изменилось и отношение к женщине. Мы видим, что к последним дням земной жизни Спасителя Ему сопутствует небольшая женская община, члены которой «служили Ему имением своим» (Лк 8, 2), то есть снабжали всем необходимым во время Его путешествий. Эти женщины неотступно пребудут со Своим Учителем и Господом на всем Его крестном пути до самой Голгофы.

      «Она доброе дело сделала для Меня... Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Мк., 14,6, 8-9). Такими словами Сам Господь оценил служение женщины в доме Симона. Простой самарянке Господь открыл высочайшие истины о духовной, благодатной жизни, о служении Богу в духе и истине и о Своем мессианском достоинстве.

       Первые последовательницы Христа имели чистое сердце, сострадание, целомудрие, несли близким и всем окружающим людям удивительную сострадательную любовь. Именно женщины более всего способствовали распространению христианства в греко-римском мире. Фанатичный враг христиан Цельс даже называл христианство «религией женщин».

      Господь знал женское сердце, знал, что оно полно любви, милосердия и постигает все святое, таинственное гораздо легче, чем мужское сердце... Женщины меньше рассуждают и больше чувствуют и познают сердцем. Поэтому не случайно первыми узнали о Воскресении Господа жены-мироносицы, которым Сам Христос повелел: «не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, а там они увидят Меня» (Мф., 28, 10). В этих словах на все времена даровано женщинам новое назначение: благовествовать Воскресшего Господа. По пути, проложенному святыми женами – благо-вестницами апостольского времени, пошло множество христианок. История Церкви Христовой подарила нам святых  Марию Магдалину, Апфию, Феклу, Елену, Нину, Людмилу, Ольгу…

       Их подвиг любви вдохновил многих женщин и положил начало их служению Святой Церкви. Уже в Древней Церкви женщины-христианки заботились о воспитании детей, о сиротах, о больных. Их подвиги благочестия, забота о страждущих людях, дела милосердия не могли не вызывать восхищения даже у язычников. Так, один из учителей святителя Иоанна Златоуста, знаменитый ритор Ливаний, воскликнул как-то в порыве восхищения: «Какие женщины у христиан!»

       Святой апостол Петр в своем Послании нарисовал идеал женщины-христианки: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет., 3-4).

      Женщины-христианки в Церкви и в общественной жизни всегда являли образцы верности, любви, сострадания, повседневной заботы о ближних и дальних. Многих спасали они своим молчаливым, заботливым любящим присутствием, сердечным теплом. За двадцать столетий своего существования на земле Церковь Христова украсилась множеством святых подвижниц, отдавших жизнь служению Богу и ближним.

      Немало их было и на Руси. Вся история Русской Православной Церкви со времен ее основания раскрывает исключительную благодатную роль, которую играли в ее судьбе святые жены. Путь женской святости на Руси озарен сиянием славы Самой Пречистой Матери Господа нашего Иисуса Христа. Благоговейное почитание Божией Матери, обилие посвященных Ей храмов и монастырей, огромное число чудотворных Ее икон оказали решающее влияние на русскую православную духовность. Христианки на Руси особо почитали святых жен Вселенской Церкви: великомучениц Варвару, Екатерину, Параскеву, Веру, Надежду, Любовь и Софию. Как идеал женской святости, они навсегда вошли в народную память.

      Русская Православная Церковь почитает более сотни наших    соотечественниц, чьи имена мы произносим с приставкой "святая". Что же ценилось на Руси в женщинах выше всего?

      Ореолом святости окружались в нашем народе не лучезарные и прекрасные дамы, а матери, жены, хозяйки, преданные своим мужьям и их делу, устроительницы дома, церквей и монастырей, подвижницы, мученицы во имя веры, во славу своего народа. Начиная с XVII в., к ним прибавились еще блаженные и юродивые.

      Многие канонизированные святые князья Древней Руси вошли в Царство Божие в сопровождении своих жен: это были жены Константина Муромского, Ярослава Владимирского, Димитрия Заозерского, Димитрия Донского, Михаила Тверского и многих других.

      Канонизации удостаивались также матери, сестры и дочери православных святых. Мать Сергия Радонежского Мария, мать князя-мученика Михаила Тверского Ксения, мать патриарха Иова Пелагея Ржевская, дочь Александра Невского Евдокия, сестра святого Артемия Верковского Параскева.

      История праведной жизни и верности своему супружескому долгу супружеской четы муромских князей Петра и Февронии вдохновила известного публициста XVI в. Ермолая Еразма написать "Повесть о Петре и Февронии Муромских", которых церковные соборы 1547-1549 гг. причислили к лику святых.

      Канонизированы были и русские православные мученицы, среди которых можно назвать сгоревших заживо в церкви при взятии города Владимира татарами в 1238 г. Владимирскую княгиню Агафию, ее дочь Феодору и ее снох Марию и Христину. Подобной же чести за мученическую смерть были удостоены и 35 монахинь монастыря в Угличе, убитых в 1609 г. интервентами Речи Посполитой.

       В XIX в. православные традиции святого подвижничества поддержала жительница светского Петербурга блаженная Ксения. Ее признали святой даже современники, но канонизирована Ксения Петербургская была лишь в конце прошлого века, на Соборах 1988 и 1992 гг.

      Из московских святых нового времени, пожалуй, самую большую известность снискала блаженная Матрона, или Матрена Дмитриевна Никонова (1885-1952).

      На открытии Форума православных женщин (он проходил в храме Христа Спасителя в декабре 2009 г., тема его была «Миссия женщины в духовно-нравственном становлении России») Святейший Патриарх Кирилл выступил с приветственной речью к участницам форума – нашим современницам. Позволим себе объемную цитату: «… Христианское вероучение отличается от иных религиозных воззрений своим особым, возвышенным отношением к женщине. Церковь неизменно высоко оценивала женское служение, и  именно женщины, наравне с мужчинами, украсили Церковь сонмом мучеников.

      Вся история Церкви Христовой свидетельствует о том, что на женщин возложена особая миссия — по мере своего призвания быть благовестницами Царствия Божиего. И если говорить о нашем Отечестве, то в числе первых русских святых мы также встречаем женщину — святую равноапостольную княгиню Ольгу, воспитавшую великого крестителя Руси, а также преподобную Евфросинию Полоцкую, стоявшую у истоков женского монашества в нашей Церкви.

       В тяжелые годы богоборчества именно женщины составляли основу приходов Русской Православной Церкви. Стойко и самоотверженно они совершали исповеднический подвиг, свидетельствуя окружающему миру о незыблемости своей веры. Имена многих из этих подвижниц, большинство из которых давно отошли в мир иной, ведает лишь Господь, однако для всех последующих поколений они явили добрый пример жертвенного следования за Христом. Именно они чисто физически спасли Церковь — наши матери и бабушки, которые втайне от своих мужей, братьев, отцов крестили своих детей и внуков, которые передавали им тепло христианского благовестия, воспитывая их в христианском духе и тем самым сохраняя преемство православной веры.

      За два минувших десятилетия произошли большие перемены. На смену «белым платочкам» 1950-х - 1970-х гг., большинство из которых составляли простые работницы и крестьянки, пришло новое поколение женщин — образованных, обладающих активной жизненной позицией. Принципиально иными оказались и задачи, вставшие перед ними. Многие храмы, возвращенные Церкви после десятилетий запустения, было необходимо восстановить, воздвигнуть новые, и этот огромный созидательный труд был бы невозможен без активного участия наших прихожанок.

      Одновременно женщины несут на своих плечах и другой, не менее важный труд — созидание общин, выстраивание подлинных христианских отношений между людьми, посещающими храм. Мы видим наших благочестивых женщин и в больницах, где они заботятся о страждущих. Мы видим, как они оказывают помощь жертвам бедности, боли или стихийных бедствий. Мы видим, как в их служении осуществляется заповедь Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

        Сегодня женщины по-прежнему составляют большинство паствы Русской Православной Церкви, и этому есть простое объяснение: именно женщина, с ее отзывчивым сердцем и чуткой душой, в большей мере оказывается способной откликнуться на евангельский призыв.

      Нередко приходится слышать, что роль благочестивой женщины должна сводиться только к домашним делам, что она должна быть неслышной и незаметной. Такое гиперпатриархальное отношение может казаться традиционным, однако историческая истина говорит совсем о другом. Образы святых жен Руси — это образы женщин мудрых и сильных, женщин, ставших воплощением христианских идеалов правды и милосердия.

      Глубоко убежден, что сегодня православная христианка должна занимать активную общественную позицию, выступая хранительницей христианских нравственных ценностей в семье и в обществе. Помимо призвания жены и матери, женщины-христианки должны осознавать себя полноправными членами гражданского общества, ответственными за судьбу страны. Необходимо их активное участие во всех сферах общественной жизни, позволяющее сделать так, чтобы голос верующих был услышан. И одновременно роль жены, матери, хранительницы очага никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть деформирована, потому что это — реальный физический и духовный фундамент человеческого общежития. Ничто не может предаваться в жертву ценностям семьи и материнства — тем ценностям, от которых действительно зависит реальное существование человеческой цивилизации.

      Ошибки часто предлагаются нам парами — чтобы мы, избегая одной, как бы впали в другою. И гиперпатриархальность, о которой я упомянул, часто становится реакцией на атмосферу современного мира, который навязывает женщине совершенно чуждое ей отношение к жизни, когда «равенство» с мужчинами понимается как подражание худшим мужским качествам — агрессии, воле к соперничеству, стремлению к карьере и профессиональным достижениям за счет пренебрежения к семье и детям.

      Каждый человек может быть счастлив, только живя сообразно своей природе — и счастье женщины, прежде всего, в том, чтобы быть супругой и матерью. Я хотел бы подчеркнуть, что в любом нравственно здоровом обществе материнство окружено глубочайшим почтением, и если наше общество не научится глубоко чтить и поддерживать женщину-мать, у него не станет будущего.

       Женщина, какой ее замыслил Создатель, далека и от униженного положения в семье и обществе, и от неразумного мужеподобия. Как говорит Священное Писание, «уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (Притч., 31:26).

       Церковь, Отечество, не побоюсь сказать — весь мир ожидает активных действий верующих женщин, действий, от которых зависит, найдет ли общество те духовные и нравственные основы, на которых только и возможна мирная и процветающая жизнь, или скатится на путь греха и саморазрушения.

       Пусть же для всех вас будут внятны слова Господа: «Дерзай, дщерь!»

      В дореволюционный период Российской истории были общецерковно прославлены всего 13 святых жен: святая равноапостольная великая княгиня Ольга; преподобная (святая благоверная княгиня) Анна Новгородская; преподобная (святая благоверная княжна) Евфросиния Полоцкая; благоверная княгиня (преподобная) Феврония (в иночестве - Евфросиния) Муромская; преподобная (святая благоверная княжна) Евфросиния Суздальская; преподобная (святая благоверная княжна) Харитина Литовская; преподобная (святая благоверная княгиня) Анна Кашинская; святая благоверная княгиня (мученица) Иулиания Вяземская и Новоторжская; преподобная (святая благоверная княгиня) Евфросиния Московская; святая праведная Гликерия, дева Новгородская; святая праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская; святая праведная Иулиания Лазаревская Муромская; святая праведная София, княгиня Слуцкая. 

      Кончина последней из них — святой праведной Софии, княгини Слуцкой — приходится на 1612 г., то есть рубеж, отделяющий времена Древней Руси от рождения из ее недр новой общности — Российского государства. После этого более трехсот лет не было канонизаций святых жен. 

      Нетрудно заметить, что почти все канонизированные жены Древней Руси — княгини. Именно на них с первых веков христианства в Русской земле промысел Божий низложил особый подвиг — явить своим сестрам образцы христианкой женственности, стоять «светильником горящим и светящим» (Ин., 5, 35), свечой на подсвечнике и светить всем в доме (Мф., 5, 15). Среди них — семь святых инокинь.

      На соборах Русской Православной Церкви 1988 и 1992 гг. были прославлены: святая блаженная Ксения Петербургская (начало XIX века, память 24 января/6 февраля), преподобная Мария — мать преподобного Сергия Радонежского (1337 г., память 28 сентября/11 октября), святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета (1918 г., память 5/18 июля), святая преподобномученица Варвара (1918г., память 5/18 июля).

      Святые и праведные жены, как в Древней Руси, так и в послепетровской России, создавали ту среду благочестия и чистоты, особую семейную обстановку, которые взрастили многих подвижников Русской Церкви. Образы таких святых матерей и жен проходят через всю нашу церковную историю. Во многих житиях святых упоминаются благочестивые родители, воспитавшие великих подвижников и старцев.

      … В выпуске «Воскресного благовеста» (№ 16 за 1909 г.) была напечатана статья протоиерея С. Остроумова. Называется она «Ангел маленьких жертв». Приведем лишь небольшой отрывок из нее:

      «Счастлива та семья, в которой пребывает «ангел маленьких жертв» – дух жертвенности и христианского терпения. Ко всякой христианской семье Бог посылает ангела маленьких жертв, вынимающего занозы, залечивающего уколы, облегчающего нашу жизнь и поддерживающего утомленных. Этот ангел внушает людям одно лишь простое правило: добро не производит шума, шум не производит добра. Этот ангел подобен солнечному лучу, светящему, согревающему, оживляющему всех и никого не стесняющему. Присутствие ангела узнается по свободе от раздражения, рассчитанно-холодных и язвительных слов, мелкой мстительности, помрачающих семейную жизнь».

      Далее автор пишет, что этот светлый ангел живет в той семье, где нет эгоизма и грубой чувственности, ищущих только своего покоя и благополучия… Этот ангел – спутник семейной жизни – он из тех, о которых Пророк говорит, будто они убирают камни с дороги, чтобы не потерпели вреда путешественники. И руководимые им бодро переносят всякое неудобство, с чистейшим удовольствием уступают другим все лучшее и удобнейшее; они доставляют в семье окружающим покой совершенно неприметно, неслышно; незаметно разгоняют они тучу неудовольствия, тактично погашают возникающие пререкания.

       «С кем же чаще всего пребывает этот ангел-мироносец в семье?» - спрашивает батюшка. И сам же отвечает: «Это жена, мать…» Кто перечтет уколы, от которых страдают их руки в трудах умиротворения? Кто поведает нам об их незаметных и нелегких трудах, о скорбях сердец их, об унижениях, на которые обрекает их подчас любовь ко Христу? Но на их устах всегда – кроткая улыбка, и она непритворна, потому что жертва их искренняя и приносит утешение…

      Автор пишет о том же, о чем две тысячи лет назад говорил Спаситель и о чем написали в Евангелиях и своих Посланиях апостолы: мир и согласие в семье во многом зависят от женщины. Когда жена, как и муж, будет исполнять свои обязанности и оказывать покорность в повиновении мужу – ради Бога, – когда она готова будет кротко сносить гнев супруга, тогда и он не станет оскорблять и унижать ее, тогда во всем будет у них мир и лад, и дом их будет пристанью, не возмущаемой никакими волнами. Так всегда, исстари, было в добропорядочных русских семьях, где каждый исполнял свое, не указывая на обязанности ближнего, а скрепляла все это Любовь…

      У всех, кто интересуется духовной историей России, возникает вопрос: почему столь невелико число святых жен в Русской Церкви? 

      Но ведь в духовной жизни и духовной брани побеждают не числом. И «малая закваска заквашивает все тесто» (Гал 5.9). Прославляет святых Господь, а не человек, и на примере святых жен Руси мы видим подтверждение тому. Прославление их совершалось после явных знамений, чудесных исцелений, открытий нетленных мощей, подтверждающих их святость.

      Малое число прославленных святых жен Древней Руси не умаляет их подвига — они стали достойными помощницами своих святых братьев, отцов, мужей, сыновей. Через их подвиг на примере бытия великого народа раскрывается духовная лествица, устроенная Благодатью Божией и любовью Божией Матери. Мы должны помнить, что они — лишь малая часть святых жен и дев, утаенных от мира и совершивших свой подвиг в полной безвестности, подражая Пресвятой Богородице. Их завет был воспринят и исполнен: бесчисленный сонм праведных инокинь и мирянок воссиял на Русской земле. 

      Жизнь очень немногих русских праведниц запечатлена была в житийных сказаниях, тем более драгоценны для нас исторические свидетельства о них. Соединенные вместе, эти свидетельства открывают духовному взору удивительную лествицу восхождения святых жен Руси…

      Но вот пришел XX век — многострадальная Россия взошла на свою Голгофу, и наш народ явил миру великий Собор новомучеников и исповедников Российских. И среди них — множество святых жен и дев, преподобномучениц и исповедниц. И пусть пока многие из них не явлены миру и не прославлены, но Господь-Всевидец знает и ведает о каждой из них, послужившей Ему при жизни и отдавшей эту жизнь за Него. И именно к ним, знаемым и незнаемым нами, обращаемся мы  словами молитвы: «Вси святыя жены, в земли Российстей просиявшия, молите Бога о нас!»

      Современный Месяцеслов русских святых долгое время включал имена 17 святых жен, общецерковно канонизированных и прославленных:
1. Святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга, в крещении Елена.
2. Святая благоверная княгиня Анна Новгородская, супруга святого благоверного великого князя Ярослава Мудрого.
3. Преподобная Евфросиния Полоцкая, основательница монастырей и игумения.
4. Святая благоверная княгиня Феврония Муромская, во иночестве Евфросиния, супруга святого благоверного князя Петра Муромского, во иночестве Давида.
5. Преподобная Евфросиния Суздальская, дочь благоверного князя Михаила Черниговского, замученного в Орде.
6. Преподобная Харитина, княгиня Литовская, подвизавшаяся в Новгородском монастыре святых апостолов Петра и Павла на Синичьей горе, впоследствии игумения этого монастыря.
7. Преподобная схимонахиня Мария Радонежская, мать преподобного Сергия Радонежского.
8. Святая благоверная княгиня преподобная Анна Кашинская, супруга благоверного великого князя Михаила Тверского.
9. Святая благоверная княгиня Иулиания Вяземская, мученически пострадавшая во имя сохранения супружеской верности.
10. Святая благоверная княгиня Евдокия Московская, во иночестве Евфросиния, супруга святого благоверного великого князя Дмитрия Донского.
11. Святая праведная Гликерия дева Новгородская.
12. Святая праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская.
13. Святая праведная Иулиания Лазаревская, Муромская.
14. Святая праведная София, княгиня Слуцкая.
15. Святая блаженная Ксения, Христа ради юродивая, Петербургская.
16. Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета.
17. Святая преподобномученица инокиня Варвара.

      В последние десятилетия церковными соборами были канонизированы новые подвижники благочестия, среди которых есть и святые жены, прославленные для общецерковного, либо местного почитания, например, преподобномученицы монахиня Евдокия и игумения Маргарита, слепая  блаженная старица Матрона Московская  и др.

      Более всего лик святых жен Руси пополнился в августе 2000 г., когда Деянием Юбилейного Архиерейского Собора был прославлен для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников российских XX в., среди которых более 80 святых жен: игумении, инокини, послушницы и мирянки, мученически пострадавшие за веру, а также причисленные к лику святых в чине страстотерпцев царственные мученицы императрица Александра и великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия. Таким образом, сонм святых жен Русской Православной Церкви включает сегодня более 100 имен.

<-- ??????? ??????? -->