Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские "Петр и Феврония. История вечной любви" смотреть..."Житие свв. Петра и Февронии" слушать... "Песня о Петре и Февронии" слушать... "Житие свв. Петра и Февронии" слушать... "Жили они долго и счастливо и умерли в один день" - хорошо знакомая нам по детским сказкам фраза. А знаете ли вы, что нет в ней ни капли выдумки? История жизни и любви благочестивой супружеской четы, жившей в г. Муроме почти восемь столетий назад, не только не затерялась в веках, но и положила начало светлому празднику, который отмечается с 2008 г. в России как День супружеской любви, верности и семейного счастья. Святые Петр и Феврония Муромские (в иночестве Давид и Евфросинья) – благоверные супруги, своей жизнью так ярко отразившие духовные ценности и идеалы Святой Руси. История их жизни много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели некоторые сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. В 1547 г. на Московском церковном Соборе состоялась канонизация святых благоверных Петра и Февронии. После канонизации Московский митрополит Макарий поручил Ермолаю Прегрешному, известному русскому писателю и публицисту XVI в. сделать литературную обработку устного предания о святых. Ермолай Прегрешный, более известный как Ермолай - Еразм, современник Ивана Грозного, создал "Повесть о Петре и Февронии" (полное оригинальное название "Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еуфросинии"), которая является памятником древнерусской агиографической литературы XVI в. Повесть написана на старославянском языке и имеет несколько литературных переводов. Но эта удивительная история вдохновляет всё новых и новых авторов, писателей и поэтов на создание литературных произведений, основанных на этом сюжете... Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича и младшим братом княжившего в г. Муроме князя Павла. Однажды в семье Павла случилась несчастье – по наваждению дьявола к его супруге Марии стал летать змей. Женщина, уступившая демонской силе, тем не менее, обо всем поведала мужу. Князь Павел наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель ему "суждена от Петрова плеча и Агрикова меча". Узнав об этом, брат Павла князь Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме ему было открыто, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр убил его. Но перед смертью тот обрызгал князя своей ядовитой кровью, отчего тело Петра покрылось глубокими язвами: князь заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Будучи уже больным, он вступил на Муромский престол в 1203 г. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. Но однажды в сонном видении Петру было открыто, что его сможет исцелить благочестивая девица Феврония из деревни Ласковой Рязанской губернии. Он отправил в ту деревню своих людей. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где и увидел за прялкой девушку по имени Феврония, имевшую дар прозорливости и исцелений. После долгих расспросов и разговоров Феврония попросила привести к ней князя. Петра, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал за излечение большую награду. "Я хочу его вылечить, - ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его". Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак с простолюдинкой. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и, передав слугам, велела вымыть князя в бане и смазать все струпья, кроме одного. Девушка догадалась о лукавстве и гордости Петра, потому и велела ему оставить несмазанным один струп. Князь действительно выздоровел, но на Февронье не женился. А вскоре от одного несмазанного струпа вся болезнь возобновилась, и Петру пришлось вернуться к девице. Приехав во второй раз и пообщавшись с девушкой, князь так полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления, и на этот раз сдержал свое слово. Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Они прибыли в г. Муром и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди. Но гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь или отпустил ее или отказался от княжеского престола. Святой Петр, не захотев расстаться с любимой женой, отказался, и супругов изгнали из города. Они сели на лодку и поплыли вниз по Оке. Святая Феврония, как могла, поддерживала и утешала скорбящего Петра. А вскоре город Муром постиг гнев Божий: из-за освободившегося княжеского престола начались ссоры и распри. Прошло немного времени, и приехавшие из Мурома послы стали умолять Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе с Февронией в Муром. Петр и Феврония, не помня зла, возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Простой народ очень полюбил Февронию за доброту и милосердие. Когда пришла старость, супруги приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и молили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя они завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Господь был милостив к Своим верным рабам: они действительно скончались в один день и час 25 июня 1228 г., каждый в своей келье... "В то время, когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Евфросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма Пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: "О, сестра Евфросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу". Она же ответила: "Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь". Он во второй раз послал сказать: "Недолго могу ждать тебя". И в третий раз прислал сказать: "Уже умираю и не могу больше ждать!" Она же в это время заканчивала вышивание святого возду¢ха: только у одного святого лик уже вышила, а мантию еще не докончила: и остановилась, и воткнула в воздух иглу свою и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божии"… Но люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались наутро рядом, в одном гробу. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Много веков до 1921 г. гробница с мощами святых Петра и Февронии была главной святыней муромского городского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Этот собор был свидетелем многих драматических событий в истории древнего Мурома. В течение XIII-XIV вв. он вместе с городом неоднократно подвергался татарским разорениям. После завоевания Казани в 1552 г. по приказу Ивана IV в Муромском кремле был построен новый каменный собор. В кремле стояли дома московских бояр, где они останавливались во время военных сборов. Многие из них жертвовали собору к мощам святых Петра и Февронии богатые вклады. В XVII в. рядом с собором стояла небольшая деревянная церковь Петра и Февронии. В память об этом храме в правой части нижнего этажа собора был устроен придел святых супругов, где стояла их древняя каменная гробница. А в 1921 г. мощи святых князей Петра и Февронии подверглись кощунственному обследованию, после чего были перевезены в музей, где с непристойными комментариями выставлены для всеобщего обозрения. Собор был закрыт в 1924 г., а перед Великой Отечественной войной – вообще разобран. Первоначально гробница святых Петра и Февронии, вместе с гробницами других Муромских святых, была выставлена в антирелигиозном отделе музея, а в 1970-х гг. убрана в хранилище, где и находилась до начала 1989 г. Зимой же 1989 г. по просьбе Владимиро-Суздальской епархии гробницы с мощами Муромских чудотворцев были возвращены Русской Православной Церкви. В Благовещенском соборе гробницы с мощами всех Муромских святых находились более трех лет. А 19 сентября 1992 г. мощи святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии по благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия были торжественно перенесены из соборного храма Благовещенского мужского монастыря в Свято-Троицкий женский монастырь в сопровождении множества народа. Это был первый за прошедшие семьдесят лет городской Крестный ход. Он знаменовал собой начало возрождения церковной жизни в древнем Муроме. Солнечным осенним днем под колокольный перезвон процессия двигалась от Благовещенского монастыря по городским улицам к воротам Свято-Троицкого женского монастыря. В обители Святой Троицы святые супруги обрели новый дом. Таким образом завершились их скитания, продолжавшиеся на протяжении XX столетия. Свято-Троицкий женский монастырь расположен в самом центре древнего Мурома, в Старом Вышнем Городище, где в древности стоял первый Муромский кремль. Православные люди называют это место самым намоленным в городе. На территории монастыря построена часовня и освящен источник в честь святых Петра и Февронии. Каждый воскресный день в шесть часов утра перед открытыми мощами святых Петра и Февронии совершается водосвятный молебен с акафистом. 8 июля, в день памяти святых Петра и Февронии, по традиции, Божественная литургия проходит под открытым небом, прямо на монастырской площади у стен Троицкого собора. Богослужение завершается крестным ходом вокруг монастыря. Поломники со всей России и даже из зарубежья едут поклониться главной святыне Мурома – мощам святых Петра и Февронии, которые уже давно в России почитаются как покровители семьи и брака. Неисчислимы случаи благодатной помощи по молитвам святых! Сестры монастыря собирают свидетельства о благодатной помощи даровании бездетным супругам благословенного чада, благополучных разрешений затрудненных обстоятельств в семьях. А помолиться святым можно не только в Муроме. Во многих православных храмах есть икона Святых Петра и Февронии, где любой может возжечь свечу и попросить помощи и заступничества у угодников Божиих. Чтимые иконы святых благоверных Петра и Февронии Муромских с частицами их святых мощей находятся в Храме Вознесения Господня на ул. Б. Никитской и в Храме преподобных Сергия и Германа Валаамских на 2-ой Тверской улице в Москве. Следует сказать еще о том, что день памяти святых Петра и Февронии издавна в нашей стране не был сугубо православным праздником. В дореволюционной России семейный праздник в честь святых отмечался очень широко. В Муроме он также отмечался и как день города; и именно у муромчан возникла идея возродить древнюю традицию по всей стране. Инициатива жителей Мурома об учреждении 8 июля праздника в День Петра и Февронии была единогласно одобрена 26 марта 2008 г. в Совете Федерации России. Идею праздновать День супружеской любви, верности и семейного счастья (именно так правильно называется этот праздник) поддержали все традиционные религиозные российские конфессии. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, когда на Межконфессиональном совете встал вопрос, нужен ли России такой праздник, его одобрили представители всех религий, т.к. в любой религии есть правдивые истории о любви и верности, а желание любить, быть любимым и иметь крепкую семью – духовная потребность каждого человека. Впервые 8 июля 2008 г, который Указом президента РФ был провозглашен годом семьи, был отмечен новый праздник - Всероссийский День супружеской любви, верности и семейного счастья, получивший официальный правительственный статус. Главная цель праздника – пропаганда истинных семейных ценностей: любви, верности, ответственности и многодетности, как важнейшей цели семейной политики – становится одной из самых главных задач всего нашего общества. Установление праздника призвано обратить внимание всего российского народа на то, что семья – основной элемент общества – была и остается хранительницей духовно-нравственных ценностей, национальной культуры. У нового праздника очень нежный символ – ромашка. Вместе с тем, уже на протяжении нескольких лет российским и зарубежным гражданам и организациям вручается Орден Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Эта награда дается за значительный вклад в укрепление института семьи, как признание выдающегося служения укреплению семьи, исполнению супружеского долга и подвига, совершенного во имя семьи. Орден имеет три степени. Каждая степень определяет шесть номинаций: "За гражданский подвиг в укреплении института семьи", "За творческий подвиг в укреплении института семьи", "За воинский подвиг во спасение жизни и семьи", "За родительский подвиг", "За подвиг в ознаменование семейного долголетия", "За подвиг материального вклада в укрепление института семьи".
|