Знаменский храм

      В XIX веке в селе был маленький однопрестольный храм в честь Преполовения Пятидесятницы. В 1832 году началось строительство большого каменного трехпрестольного Знаменского храма (Суджанский район, с. Борки) за государственный счёт. К 1860-м годам финансирование было прекращено. И тогда местные крестьяне своими силами, выращивая лён и продавая его, достраивали его. Окончание строительства приходится на 1863 год.
      В богоборческие времена Знаменскую церковь власти пытались закрыть. Но селяне не дали свершиться этому. Они всеми правдами и неправдами препятствовали действиям властей. Даже письмо Михаилу Ивановичу Калинину написали. Это подействовало.
      Одному из красивейших храмов земли курской — Знаменскому села Борки—в 2008 году исполнилось 145 лет со дня его освящения.
      31 августа, в последнее воскресенье лета, 2008 года Божественную литургию в нём совершил архиепископ Курский и Рыльский Герман.

Рождественский храм

      Белая, с золотыми и голубыми куполами церковь Рождества Христова (Суджанский р-н, с. Уланок)– уникальное произведение зодчества девятнадцатого века.
      У нынешнего храма было два предшественника. О первом не сохранилось документальных свидетельств. Известно только, что это была деревянная церковь. Когда-то давно она сгорела. Новая церковь, тоже деревянная, была приобретена в Сумах в готовом виде. Назвали храм в честь Рождества Христова.
      К середине двадцатых годов девятнадцатого века церковь обветшала, и селяне задумались о строительстве каменного храма. Замысел этот удалось осуществить только спустя десятилетия. Новый храм строился одиннадцать лет на средства прихожан, и наконец, 17 сентября 1862 года колокольный звон позвал селян на молитву.
      Храм, который строили всем миром, стал отрадой и гордостью села еще и потому, что престол в нем сделали из досок, специально привезенных с горы Афон. История эта связана с именем иеромонаха Геронтия, который родился и вырос на курской земле. Он принял постриг в Киево-Печерской лавре, откуда удалился в тихую пустынь на святую Афонскую гору. В ту пору как раз заканчивалось возведение каменной церкви в селе Уланок, и строившие ее прихожане пожелали иметь в новом храме престол из тех деревьев, из которых некогда был сделан Животворящий Крест.
      Долго новая каменная церковь радовала прихожан, но в годы всеобщего неверия в селе Уланок колокола смолкли на десятилетия.
      Двенадцать лет уланковцы восстанавливают Божий дом. Начали в 1988 году при активнейшем содействии Борковского священника Николая Германского. И в июне 1997 года православные снова собрались в уланковском храме на богослужение.
      В настоящее время в храме ведутся внутренние реставрационные работы. Студенты Харьковской академии искусств и дизайна буквально по сантиметру восстанавливают настенные фрески, выполненные когда-то венецианскими мастерами.
      Храм не только постепенно обретает свой первоначальный облик, но стал еще краше. Церковь Рождества Христова села Уланок первой в области была оборудована ночной подсветкой. Тот, кто видел ровный мягкий свет, исходящий от храма на спящий поселок, уже не забудет эту картину.
      В церкви несколько святынь: древняя икона Рождества Христова, пожертвованная еще в старый храм крестьянином Федором Долгим, икона Святителя и Чудотворца Николая, также древней живописи, икона Божией Матери «Экономисса», написанная в Москве. Одна из самых почитаемых реликвий – чудотворный образ Пасовской или Цареградской иконы Божией Матери.

Свято-Троицкий храм

      Свято-Троицкий храм (г. Суджа, ул. К. Либкнехта,7) построен в 1811 году.       В 1937 году, когда закрыли Белогорский монастырь в Горнале, приехали в Суджу монахи с Пряжевским образом на руках. В эту ночь монахам, расположившимся на ночлег в городе, явилась Сама Царица Небесная в сопровождении Святителя Николая. Пресвятая Богородица повелела инокам нести Ее икону туда, где Ее встретит старец Симеон... Наутро монахи проснулись и стали расспрашивать местных жителей, где живет тот старец Симеон, к которому нужно нести чудотворный образ. Но никто не мог ничего сказать. Бродя по улицам города, изгнанники остановились около Троицой церкви. Со стороны алтаря, на апсиде, они увидели икону Сретения Господня, на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа. И тогда монахов осенило, что Богородица повелела им поместить икону именно здесь, в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения. А закрашенная уже в наши дни икона Сретения на апсиде храма теперь сама вдруг начинает проявляться из-под слоя штукатурки.
      Троицкий храм большой: от пола до купола - 23 метра, а общая площадь его помещений – около 500 квадратных метров. При советской власти в храме был склад конторы "Заготзерно".
      Отец Евгений Шестопалов принял храм в страшном запустении. Затеял капитальный ремонт. И когда на церковном дворе копали траншею для водопровода, то буквально в трех метрах от сторожки, в которой поселился отец Евгений, обнаружили в земле человеческие останки.
      Свято-Троицкий храм города Суджи с 1943 года буквально стоял на костях. До самого недавнего времени в алтаре, под престолом, Православные находили гильзы, человеческие ребра и позвонки, пока не получили из Минобороны Венгерской Республики разрешение на эксгумацию останков. Похоронили несколько сот скелетов тут же, возле храма, в братской могиле под крестом.

Покровский храм

      В красивом живописном месте города стоит маленькая и уютная церквушка во имя Покрова Пресвятой Богородицы (г. Суджа, ул. Щепкина,4). Она ровесница городу.
      Воевода и стольник Герасим Рогозин в своей описи города Суджи, составленной в 1664 году, говорит: «...против Московских ворот за городом - церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы стоит». Была церковь деревянная и небольшая по объёму. С течением времени она начала ветшать, и прихожане решили выстроить новую на прежнем месте, строительство завершилось в 1799 году. Освящение церкви последовало в 1828 году. При церкви был одноэтажый домик - приходская школа.
      В 1915 г. церковь была отремонтирована, о чем гласит надпись на фундаменте алтарной части храма. Согласно церковной ведомости за 1916 год - в церкви тогда было три престола: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, северный - во имя святого великомученика Пантелеимона, южный - во имя святителя Иоасафа Белгородского. При храме были огород и сад. В церкви хранились следующие документы: опись церковного имущества с 1858 г., копии метрических книг с 1774 г., исповедные росписи с 1809 г. и др.
      Храм действовал до 1937 г. В этом году был арестован священник протоиерей Александр (Аушев), и церковь закрыли.
      В годы Великой Отечественной войны во время налета вражеской авиации храм пострадал: была разрушена колокольня, повреждены часть купола, крыша. После войны церковь использовалась под склад. Но храм выстоял, чтобы вновь возродиться. Всем миром его строили в камне в начале 19 века, всем миром его и восстанавливали в конце 20 века. Работы по восстановлению начались 24 мая 1994 года.
      С 1997 года в храме впервые за 60 лет началось богослужение. А восстановительные работы продолжаются до сих пор. Прихожане любят свой храм, заботятся о нем и радуются, глядя на купол, который виден с любой точки города.

Ильинский храм

      Церковь пророка Илии (Суджанский р-н, с. Заолешенка, ул. Бутенко,2) в слободе Заолешенка была построена в 1875 году. Со слов прихожан, основанных на сохранившихся воспоминаниях старожилов, известно, что на одной из стен церкви была обнаружена пометка - 1903-й год, вероятно тогда и была завершена роспись. В том же году купец Соломатин достроил слева и справа от колокольни стены, увеличив этим площадь церкви.
      Перед войной Ильинский храм закрыли, а в последующие годы он использовался под хранилище соли и зерна. С 1962 года прихожане настойчиво писали письма Л. И. Брежневу, они сохранились, с просьбой возобновить богослужение в храме, но эти обращения оставались без ответа. Церковь перешла верующим в крайне запущенном состоянии: купола и крыша были раскрыты, от сырости и соли сгнили полы, пострадали стены.
      Своими силами прихожане в 1989 году стали отстраивать разрушенную церковь, а богослужение и молебны начали служить с 1990 года, для этого из Курска приезжал священник о. Василий.
      В 2006 году были отмыты от побелки фрески Cтрашного Cуда, росписи икон прп. Серафима Саровского, святителя Николая, Спаса Нерукотворного, Крест на весь потолочный свод при входе, Ангелы, Господь Вседержитель.
      Восстановлена третья часть штукатурки с наружной стороны церкви и арки с южной и северной сторон. Помочь отремонтировать церковь согласились местные мастера, ими оштукатурена западная часть фасада (центральный вход в храм).