На окраине древнего города Рыльска, у слияния двух рек - Рыло и Сейм - стоит монастырь во имя святителя Николая Чудотворца (г. Рыльск, пос. Пригородная Слободка, ул. Мирная, 2).
      Местность, в которой находится обитель, очень живописна. Монастырские строения расположены на крутояре - взгорье с крутым восточным склоном, обрывающимся к заливным лугам речки Волынки. К северу от монастыря протянулась поросшая лесом живописная цепь холмов с крутыми белыми склонами - меловые Вискольские горы.
      Ряд исследователей полагают, что монастырь, первоначально известный как Волынская пустынь, возник на рубеже XIV-XV столетий, но первое упоминание о нем в письменных источниках относится к 1505 году, который потому и принято считать годом его основания. В 1615 году обитель была сожжена польско-литовскими войсками Лже-Дмитрия, и лишь с начала XVIII века на месте стоявших ранее деревянных были выстроены новые каменные храмы - двухэтажный Никольский (нижний храм освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курская Коренная). Второй храм - Крестовоздвиженский, третий - Троицкий.
      Наместник монастыря схиархимандрит Ипполит, известный православному миру старец, с именем которого связано современное возрождение обители, говорил: «Смотрите, как церкви здесь устроены. Так Николай-Угодник плавает на кораблях». А церкви здесь и впрямь как корабли.
      О предызбрании этого места Святителем Николаем свидетельствует чудесное явление вблизи монастыря на острове реки Сейм около села Асмолово чудотворного образа Святителя Николая, который потом был перенесен в обитель. С этой древней, особо почитаемой святыней ежегодно, вплоть до 1917 года совершался многолюдный крестный ход, приуроченный к дате коронования Государя Николая Александровича.
      А во время Великой Отечественной войны Святитель Николай уберег свой монастырь от разрушения. Хотя обитель была занята немцами, и во время наступления наши войска целенаправленно вели обстрел монастырской колокольни, предполагая, что на ней находится наблюдательный пункт врага, на территории монастыря чудесным образом не упала ни одна бомба, не разорвался ни один снаряд. Немцы, покидая обитель в спешке, также оставили в целости все монастырские строения.
      В 20-е годы Свято-Николаевский монастырь был резиденцией Рыльского епископа Павлина (Крошечкина), показавшего подвиг исповедника веры и организатора церковной жизни в труднейшие послереволюционные годы (арестован в 1936 году, канонизирован в числе новомучеников и исповедников российских). После преставления Патриарха Тихона владыка Павлин взял на себя инициативу выбора нового Патриарха путем тайного сбора подписей рассеянных по России архиереев. Власти жестоко расправились с участниками этой акции. 1931-1935 гг. - каторжные работы ГУЛАГа, в 1936 году - последний арест, после которого письма архиепископа к родным прекратились.
      В 1926 году обитель была закрыта: в ней поселились красноармейцы, используя помещения для хозяйственных нужд, а ограду - для стрельбищ. Затем в обители размещались, сменяя друг друга, различные светские учреждения и службы - МТС, дорстрой, лесхоз - каждая из которых внесла свой «вклад» в монастырь - в его разрушение и запустение. Во всех строениях были разобраны полы и приделы, выбиты двери и окна, разрушена кладка. Крестовоздвиженский храм был превращен в камнедробильный цех и стоял с выбитой стеной. Восточная и южная ограды с угловыми башнями и въездными воротами снесены, от внутренних монастырских строений остались лишь груды кирпича и провалы обвалившихся сводов.
      В 1991 году Свято-Николаевский монастырь был возвращен Курской Епархии. Наместником монастыря стал схиархимандрит Ипполит (Халин). Начав иноческий путь в Глинской пустыни под руководством архимандрита Андроника (Лукаша), а затем в Псково-Печерской Лавре, где был келейником валаамского старца иеросхимонаха Михаила, о. Ипполит вместе с другими ныне известными старцами (Илием Оптинским, Авелем Рязанским) 18 лет подвизался на Святой Горе Афон, стяжав особый дар молитвы и любви Христовой.
      Рыльский монастырь стал особым детищем батюшки, его трудами и молитвами этот маленький светоч Православия не только физически поднялся из руин, но возгорелся тем светом любви, на который потянулись страждущие и искалеченные души.
      За 11 лет руководства отца Ипполита монастырь превратился в центр духовной жизни всероссийского масштаба. За молитвой, советом, словом вразумления, утешения и любви к нему в возрождаемую Рыльскую обитель ехали тысячи верующих и неверующих людей со всех концов России. Откуда только ни приезжали сюда автобусы, которым порой становилось тесно на большом монастырском дворе, люди добирались на попутках, шли пешком, если не было денег на дорогу. После знакомства со старцем пришли к Богу, нравственно преобразились многие люди, не только далекие от веры и Церкви, но и страдавшие тяжкими духовными и телесными недугами. О. Ипполит кровью своего сердца буквально возрождал их для жизни - и земной, и, главное, для будущей небесной, совершая подвиг служения ближним с удивительным смирением и самоотверженностью. Знавшие или даже однажды повидавшие старца люди сталкивались с тем чудом, которого не встречали раньше в почти оскудевшем любовью мире: с чудом настоящей Христовой любви. Архимандрит Кирилл (Павлов) говорил об отце Ипполите, что он самый добрый старец. Схиархимандрит Макарий (Болотов) отзывался о нем так: «Если бы в России было сто таких монахов, как отец Ипполит, Россия с корнями поднялась бы на небо».
      Архимандрит Ипполит стал строителем Свято-Николаевского монастыря, украсил его белым соборным храмом и братскими корпусами. В монастыре им было создано довольно крупное хозяйство с животноводческими фермами и обширными угодьями пахотной земли. За эти годы старец основал пять скитов, два женских монастыря в Курской и в Белгородской епархиях.
      17 декабря 2002 г. о. Ипполит ушел от нас, отдав сорок пять лет усердному служению Церкви Божией и ближнему. Послушник Святителя Николая, он был погребен на Николу-зимнего, 19 декабря, в престольный праздник обители. Кольцевая радуга вокруг луны, а после - вокруг солнца сияла в день похорон в морозном декабрьском небе. А на 9-й день деревянный крест на могиле старца обильно замироточил, даже образовалась проталина на снегу от стекавшего мира.
      Божией помощью, молитвами Святителя Николая и трудами монастырских насельников, паломников и жертвователей обитель с каждым годом меняет свой облик, несмотря на все трудности.