Жюри: 4 - 6 человек
Участники: две команды учащихся 9-10-х классов (по 5-7 человек)
Ведущий, помощник ведущего.

Ведущий: Дорогие друзья! Совсем недалек тот день, когда вы перешагнете порог школы и, став немного взрослее, примете участие в очень важном политическом событии в жизни современного общества - выборах.
     Выборы - действительно важное событие для каждой страны, для всех ее граждан, ведь на них во многом определяется каким быть будущему. А ведь к каждому важному событию нужно готовиться заранее. Каждый из здесь присутствующих обладает определенным багажом правовых знаний и наверняка задумывался о таких понятиях как "гражданство", "ответственность", "права и обязанности", а может быть уже имеет определенные политические пристрастия. Сегодня каждый из нас станет зрителем или участником Турнира знатоков избирательного права", в процессе которого пополнит свои знания или будет иметь возможность их продемонстрировать.
     Прошу вас - поприветствуем наши команды! (аплодисменты)
     А теперь я представлю членов жюри ............. (ведущий представляет членов жюри, звучат аплодисменты).

Конкурс 1

Ведущий: Итак, друзья! Свою работу мы начнем с конкурса "Я - руководитель партии". В конкурсе участвуют лидеры команд и по одному их помощнику. Задание: Убедите зрителей (и жюри конечно), что вы не только лидер команды, но вполне можете претендовать на роль руководителя условной партии. Конкурс сложный, он состоит из трех этапов.
     Этап первый – "Программная речь". Подумайте о своих достоинствах как человека, обладающего личной властью и претендующего на должностную власть. Продолжите фразы: "Я претендую на роль лидера партии потому что.....", "Если партия победит на выборах, моя должностная власть будет держаться на…"
     Этап второй - "Политические дебаты". Выслушав соперника, который также претендует лидерство в партии, отметьте слабые места (например, спорные утверждения), которые услышали в его речи. Укажите на них зрителям Можете задать своему сопернику вопросы (не более двух), касающиеся его речи.
     Этап третий – "Работа в команде". Ваш помощник должен сообщить аудитории наиболее яркие аргументы, подтверждающие то, что его кандидат - самая подходящая кандидатура на роль руководителя партии.
     На подготовку каждого этапа выделяется 3 минуты. Еще три минуты даются участникам на его озвучивание.
     Лидеры и их помощники готовятся к конкурсу. Для зрителей звучит музыка. Через три минуты ведущий приглашает за трибуну первого лидера (очередность определяется жеребьевкой).
     Проводится конкурс. Члены жюри отмечают отличившегося лидера команды, особенно хорошо убедившего аудиторию в своих достоинствах.

Конкурс 2

Ведущий: Сейчас мой помощник вручит каждой из команд пакет с перечнем вопросов. В течение 5-ти минут команды будут работать над вопросами. После чего пакеты передают на стол избирательной комиссии, где жюри отмечает качество поставленных вопросов и их ответов. Пока команды работают, мы с вами, дорогие зрители посмотрим электронную презентацию "Право выбора" Помощник ведущего вручает представителям команд по пакету. Команды готовятся отвечать. Зрители смотрят презентацию. После окончания презентации лидеры команд озвучивают полученные вопросы и говорят ответы.

         Пакет 1. Вопросы:
  1. Всенародное голосование граждан по законопроектам и другим вопросам государственного значения называется…. (Референдум)
  2. Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны? (Центральная избирательная комиссия Российской федерации)
  3. Как называется Нижняя палата парламента Российской Федерации, каков ее количественный состав? (Государственная Дума, 450 депутатов)
  4. Что такое активное избирательное право? (Право избирать в представительные и исполнительные органы власти местного самоуправления вплоть до Президента страны)
  5. Какие условия говорят о том, что человек не имеет права голосовать? (Признание его судом недееспособным и нахождение в местах лишения свободы по вступившему в силу приговора суда)
  6. Кто избирается путем всенародного голосования? (Президент Российской Федерации)
         Пакет 2. Вопросы:
  1. Кто может быть избран Президентом РФ? (Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.)
  2. Назовите главный представительный и законодательный орган Российской Федерации. (Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации)
  3. С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом? (С 18 лет)
  4. В случае отставки президента Российской Федерации когда должны состояться следующие выборы? (Не позднее трех месяцев с момента отставки)
  5. Что включает в себя Федеральное Собрание? (Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы).
  6. Кто является Верховным Главнокомандующим вооружёнными Силами Российской Федерации? (Президент Российской Федерации).

Конкурс 3

Ведущий: Очередное наше испытание содержит вопросы, имеющие непосредственное отношение к одному очень важному документу. Этот документ - избирательный бюллетень. На вопросы будут поочередно отвечать лидеры команд.

         Вопросы:
  1. Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня? (Паспорт)
  2. Можете ли вы помочь заполнить бюллетень другому избирателю по его просьбе? (Нет, не имею права помогать)
  3. Можете ли вы заполнить бюллетень не заходя в кабину для голосования? (Да, это мое личное дело)
  4. Что нужно сделать, получив избирательный бюллетень? (Поставить отметку напротив фамилии одного кандидата, которому я отдаю предпочтение или в графе «против всех кандидатов» (если такая графа имеется). Затем опустить бюллетень в избирательную урну).

Конкурс 4

Ведущий: В нашем следующем конкурсе члены жюри оценят знания участников команд касающиеся избирательной системы родного города (района).Каждая команда письменно должна ответить на два важный вопроса и передать ответы мне. Победителем становится та команда которая первой правильно ответит на вопросы. Проводится конкурс.

         Содержание вопросов:
  1. Как называется орган местного самоуправления на территории нашего города (района)?
  2. Сколько депутатов работает в законодательном собрании нашего города (района)?
Конкурс 5

Ведущий: Последним испытанием станет блиц-опрос, который покажет, как хорошо наши участники знают политическую терминологию. Я буду называть определение, поочередно для каждой команды. Лидеры команд в конкурсе не участвуют, поэтому я прошу их отойти в сторону. У каждой команды есть право на один ответ. В случае неверного ответа право назвать термин переходит к другой команде. Оценивается быстрота и, конечно же, правильность ответа.

    Итак:
  1. Искусство возможного (политика).
  2. Система установленных государством общеобязательных норм и правил поведения (право).
  3. Народное правление, осуществляемое народом ради народа (демократия).
  4. Форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному человеку и передается по наследству (монархия).
  5. Всенародное голосование (референдум).
  6. Человек, уважающий мнение других, терпимый человек (толерантный).
  7. Способность оказывать влияние на поступки, поведение, дела других (власть).
  8. Основной институт политической системы общества (государство).
  9. Все избиратели (электорат).
  10. Политическая организация, борющаяся за власть или участие в ее осуществлении (политическая партия).

Ведущий: Вот и наступила финальная часть нашего состязания. Жюри подводит итоги, а мы с вами в это время посмотрим электронную презентацию "Страна голосует!"
    Вниманию зрителей предлагается электронная презентация. (Продолжительность 5-7 минут). В это время члены жюри подводят итоги, отмечая работу лидеров команд, активность участников команд, оперативность и качество ответов.
     Церемония награждения. Жюри объявляет итоги. Команда-победитель награждается памятным подарком. Все участники Турнира получают грамоты "Будущему избирателю России" и сувениры.