Раскаленная правда

Раскаленная правда

16 ноября отмечается день рождения Константина Воробьева, писателя трагической судьбы, яркого представителя «лейтенантской прозы». Воробьев писал не только о войне. Путь произведений К. Воробьева к читателю был труден. «Жизнь моя – благо, и бремя ее легко» – эту фразу курский писатель-фронтовик Константин Воробьев пронес через всю свою жизнь. Слова исполнены оптимизма, надежды и веры в будущее, несмотря на страшные испытания, выпавшие на долю этого мужественного человека. Фашистский плен, побег, отсутствие признания, тоска по родным местам и обреченность жить на чужбине...

«...Он всегда писал о человеке своей судьбы, который много пережил, но сквозь прокатившиеся по земле ураганы сумел сохранить и высокую степень души, и прямоту сердца, и завоеванное всей историей человеческого рода гордое право называть себя, быть человеком». Ю. Томашевский литературный критик

Вдова писателя, Вера Викторовна Воробьева, много сделала для того, чтобы книги нашего земляка нашли своего читателя. Вера Викторовна часто приезжала в Курскую область, помогала организовывать музей К. Воробьева, выступала в различных организациях. 25 лет она занималась изданием книг своего мужа, пропагандировала его творчество как могла. Ее можно сравнить с супругами Л. Толстого и Ф. Достоевского, и это сравнение вполне оправдано.

Произведения Константина Воробьева долго оставались замалчиваемыми и неизвестными для большинства послевоенных читателей. Хотя все понастоящему большие мастера слова, знакомые с его творчеством ещѐ в рукописях, сразу поняли: на литературном небосклоне России появилась новая яркая звезда.

Воробьева, В. Розовый конь / В. Воробьева. – Текст : непосредственный // Собрание сочинений : в 5 т. / К. Воробьев. – Курск, 2008. – Т. 1. – С. 339–398. Воробьева, В. Розовый конь / В. Воробьева. – Текст : непосредственный // Собрание сочинений : в 3-х т. / К. Воробьев. – Москва, 1993. – Т. 3. – С. 362–494. Предлагаем познакомиться с вехами жизни К. Д. Воробьева в отрывках публикаций Веры Викторовны Воробьевой, жены писателя, – «Искренний голос человека. Константин Воробьев: краткая летопись судьбы», «Розовый конь».

Воробьева, В. Искренний голос человека: Константин Воробьев : краткая летопись судьбы / В. Воробьева. – Текст : непосредственный // Славянский Дом (Толока). – 1999. – № 27 (Сент.). – С. 44–48 : фот. : из архива В. Воробьевой.

Константин Дмитриевич Воробьев родился 16 ноября 1919 года в селе Нижний Реутец Обоянского уезда (ныне Медвенский район). В семье было семеро детей: кроме него, пять сестер и брат. Их отец, Дмитрий Матвеевич Воробьев, уйдя в 1916 году на фронт, попал к немцам в плен и пять лет не мог подать о себе вестей. У Марины Ивановны Воробьевой в 1919 году родился сын Константин. Кто был его отцом, никто не знал. Мать хранила тайну всю жизнь. Дмитрий Матвеевич вернулся в 1921 году, когда в семье его уже не ждали. Он благородно простил Марину Ивановну и усыновил мальчика. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

О своем отчиме Константин Дмитриевич вспоминал всегда уважительно, с чувством благодарности за то, что тот никогда не упрекнул его ничем, никогда не тронул, как говорится, и пальцем. Отчим Дмитрий Матвеевич был человеком для своего времени грамотным, читал книги, знал немецкий разговорный язык (за пять лет плена овладел им), в деревне его звали философом. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя Мать – Марина Ивановна Воробьева, отчим – Дмитрий Матвеевич Воробьев.

Основную тяжесть забот о семье несла на себе мать, которую Константин Дмитриевич очень любил и жалел. Красивая, статная, с резким, взрывным характером и беспокойным нравом, она все принимала близко к сердцу, с особой страстью и непримиримостью к тому, что ей казалось несправедливым. Марина Ивановна обладала способностью образно и живо рассказывать и метко подмечать в людях смешное. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя Мать писателя Марина Ивановна Воробьева.

Мучительным воспоминанием о детстве было чувство постоянного голода. «Мне всегда хотелось есть, – говорил он, вспоминая прошлое, – потому, что никогда не было возможности наесться досыта – семья большая, и я не был способен попросить, чувствуя себя лишним ртом, «чужаком». По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя Был небольшой период благополучия, когда отчим стал заведовать сельмагом. Но все окончилось печально: его посадили, а семья лишилась кормильца. Было тогда Косте 14 лет. Шел 1933 год, а с ним голод, унесший тысячи жизней в курском крае, в том числе и в их селе. К этому времени старшие сестры вышли замуж и уехали в Москву, а старшим в семье стал Костя. Он решил пойти работать в сельмаг, где платили хлебом, и это дало возможность спасти семью от голодной смерти. Отчим писателя Дмитрий Матвеевич Воробьев.

Окончив сельскую школу, с августа 1935 года Константин стал работать в медвенской районной газете. Он гордился своим приобретением – прекрасно иллюстрированной книгой «Отечественная война 1812 года». Идеал русского офицера времен Отечественной войны покорял его воображение. Это было соприкосновение с тем миром, который помогал сохранить в себе чувство чести, достоинства, совести, ненавидеть то, что не соответствовало этим духовным ценностям, но с чем приходилось сталкиваться в повседневной жизни: раскулачивание не только кулаков, но и середняков, бессмысленное уничтожение того, что годами люди создавали своим трудом. По наивности он думал, что в Москве об этом не знают, и написал письмо Сталину. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

Константина Воробьева глубоко потрясло убийство Кирова, и он написал посвященное ему стихотворение. Затем второе – «На смерть Куйбышева» и прочитал его одному сотруднику редакции, а тот сообщил редактору. Тут же потребовали показать стихотворение. К счастью, девушка-секретарь успела об этом предупредить, и он стихотворение уничтожил. Но на столе лежала книга «Отечественная война 1812 года», которая послужила причиной для немедленного изгнания из редакции. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

Пришло решение уехать в Москву к сестре. Там он учился в вечерней школе и работал в редакции фабричной газеты «Свердловец» ответственным секретарем. Денег получал мало, поэтому по вечерам приходилось подрабатывать на погрузочных работах в магазинах и на железной дороге. Надвигался 1937 год. Атмосфера страха и недоверия сковала жизнь москвичей, все друг друга боялись, друг другу не доверяли. Ему никто не верил, что в Курской области был голод – советовали молчать. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

Во время службы в РККА с 1938 по 1940 годы Воробьев сотрудничал с армейской газетой «Призыв», а после окончания службы работал в газете Академии им. Фрунзе. Отсюда он был направлен на учебу в Московское Краснознаменное пехотное училище им. Верховного Совета РСФСР. Благодаря высокому росту и своему происхождению из крестьян Константин Воробьев был зачислен в роту курсантов Кремлевского училища. В октябре 1941-го рота кремлевских курсантов была отправлена на фронт, и К. Воробьев в еѐ составе. В декабре 1941 его рота под Клином почти полностью была уничтожена, а Константин попал в плен. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

Этот начальный период войны, самый тяжелый, кровопролитный и беспощадный, описан в повести «Убиты под Москвой», которая была напечатана по рекомендации А. Твардовского в «Новом мире». Повесть сыграла роковую роль в судьбе писателя, критика назвала это произведение клеветническим, а писателя злостным исказителем исторической правды. Убиты под Москвой : повесть / К. Воробьев. – Текст : непосредственный // Новый мир. – 1963. – № 2. – С. 46–75. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

Шауляйский лагерь для военнопленных Саласпилсский концлагерь С декабря 1941 года по сентябрь 1943 года К. Воробьев был в плену: в Клинском, Ржевском, Смоленском, Каунасском, Саласпилсском, немецких лагерях для военнопленных, Паневежиской и Шяуляйской тюрьмах. Трижды бежал из плена, но только последний побег, оказался удачным. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

С сентября 1943 по август 1944 года командовал отдельной партизанской группой, состоящей из военнопленных, бежавших из лагерей. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

Группа входила в литовский партизанский отряд «Кястутис». В первый же день после освобождения города группе была поручена охрана основных объектов города, а неделю спустя распоряжением НКВД Константин Воробьев был назначен начальником штаба МПВО города Шяуляй. Работая на этой должности смог помочь многим из бывших пленных. Он отстоял жизнь и будущее всех, кто был в его отряде и кто обращался потом, после прихода наших войск. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

В декабре 1943 г. Константин Воробьев в течение 30 дней написал повесть о плене, о том, что ему пришлось пережить и увидеть в лагерях для военнопленных. Повесть в 1946 году была отослана в «Новый мир». По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

Вначале редакция дала положительную оценку и предложила написать вторую часть о героической партизанской борьбе. Константин Воробьев писать вторую часть не захотел, зная заранее, что если напишет так, как всѐ было, никто не поверит, а выдумывать ложную героику, о которой уже много написано, бессмысленно и преступно. Отказ он воспринял как окончательное веление времени: правда не нужна, а посылать повесть в другие журналы – дело безнадежное. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

Повесть называлась «Дорога в отчий дом», впервые напечатана она была лишь в 1986 году в журнале «Наш современник» №10 под названием «Это мы, Господи!» Так предполагал писатель назвать свою главную книгу, в которую хотел включить и все то, что было написано в повести «Дорога в отчий дом». У самого писателя полного экземпляра повести не сохранилось, только в 1985 году рукопись обнаружилась в архиве журнала, хранящемся в ЦГАЛИ. Это мы, Господи!.. : повесть / К. Воробьев ; публ. В. Воробьевой . – Текст : непосредственный // Наш современник. – 1986. – № 10. – С. 96–153. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

В 1947 году все, кто находились в плену, были демобилизованы и К. Воробьев переехал в Вильнюс. Там пришлось работать в ряде хозяйственных организаций. Одновременно продолжалась литературная деятельность. В 1949 году он написал повесть о литовской деревне «Одним дыханием», которая только в 1958 году была напечатала в журнале «Нева» под названием «Последние хутора». После неудачи с повестями К. Воробьев стал увлеченно писать рассказы. Рассказ «Ленька» был написан для милицейской газеты, где в 1951 году и был напечатан. Последние хутора : повесть / К. Воробьев. – Текст : непосредственный // Нева. – 1958. – № 4. – С. 5–110. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

Стремление ко всему значительному, благородному было сутью его натуры. Он умел видеть в людях лучшие стороны души, умел создавать силой своего воображения пронзительные образы. Вместе с тем Константин Дмитриевич обладал способностью смотреть на жизнь без прикрас. На протяжении всего творческого пути романтическое начало в душе писателя с такой же неистовой силой искало выхода, как и горькая правда. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

Чувство соучастия к страданиям всего живого в мире, к человеческой беде Константин Дмитриевич выражал всей душой, стремительно и безоглядно. Рассказы «Гуси-лебеди», «Подснежник», «Хи Вон» напечатали в газете «Советская Литва». Романтические первые рассказы принесли удачу и уверенность в своих силах. У Константина Дмитриевича завязались контакты с сотрудниками газеты, с друзьями по перу. В газете его хвалили, подбадривали, печатали без исправлений. Это было начало творческого подъема, ощущение дружеской поддержки вселяло надежду и веру в собственные силы. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

Он хотел написать о большой, чистой любви, и этот замысел нашел отражение в рассказе «Гуси-лебеди», позже названном «Бессмертие». Рассказ «Хи Вон» навеян газетной статьей о войне в Корее, о том, какие тяготы приходится переносить детям. Многие читатели воспринимали рассказ как очерк. Константин Дмитриевич по этому поводу высказался, что значит хорошо написано, если читатель принимает выдумку за правду. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

Ермак : рассказ / К. Воробьев. – Текст : непосредственный // Нева. – 1957. – № 8. – С. 75-87. Подснежник : рассказы / К. Воробьев. – Вильнюс, 1956. – 200 с. – Текст : непосредственный. Содерж. : Ничей сын. – С. 5–28 ; Подснежник. – С. 29-54 ; Бессмертие. – С. 55-83 ; Рассказ о моем ровеснике. – С. 84–116 ; Тени прошлого. – С. 117–160 ; Хи Вон. – С. 161–188 ; Ленька. – С. 189–199.

В 1956 году в литовском издательстве художественной литературы вышел первый сборник рассказов Воробьева «Подснежник». А в 1957 году в журнале «Нева» был напечатан рассказ «Ермак», написанный под впечатлением детских воспоминаний об односельчанине. Эту публикацию К. Воробьев считал своей литературной победой – выходом в союзную печать – и был искренне благодарен редактору журнала С. Воронину: он лично рекомендовал рассказ к публикации. Окончив рассказ «Ермак» Воробьев сразу стал писать «Синель». Проблема жертв сталинских законов: дети отвечают за своих родителей, – тревожила его, хотелось высказать свое отношение к этим событиям. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

В 1958 году вышел второй сборник рассказов «Седой тополь». Рассказ «Настя» во многом был создан из разговоров с сыном Сергеем. Константин Дмитриевич часто ходил с сыном в лес, на речку и потом умилялся изобретательности в словах и наблюдательности Сергея. В основу рассказа «Живая душа» легли впечатления о поездке в родную деревню. Увидев страдания своего народа, писатель был глубоко ими потрясен. Седой тополь : рассказы / К. Воробьев. – Москва, 1965. – 69 с. : ил. ; портр. – (Короткие повести и рассказы). – Текст : непосредственный. – Содерж. : Седой тополь. – С. 3–24 ; Дорога в отчий дом : рассказ партизана. – С. 25–46 ; В последний миг. – С. 47–68. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

«Волчьи зубы» включают в себя ряд детских впечатлений – видоизмененные, переосмысленные варианты деревенских событий. Первые литературные удачи позволили избавиться от необходимости зарабатывать на хлеб немилым трудом, и с 1959 года он стал заведующим отделом литературы и искусства в редакции газеты «Советская Литва», в которой проработал около четырех лет с перерывами. А с 1966 года ушел окончательно на творческую работу. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

За двадцать пять лет интенсивного литературного труда К. Воробьев написал более тридцати рассказов и десять повестей, в которых показаны самые тяжелые исторические периоды страны: послереволюционное становление деревни («Сказание о моем ровеснике»), коллективизация («Тетка Егориха» – сокращенный вариант повести «Друг мой Момич»), война («Крик», «Убиты под Москвой») и ее следствие – плен миллионов людей («Это мы, Господи!»), социалистическое строительство в тяжелых условиях культа личности Сталина и возрождение духовных сил народа («Почем в Ракитном радости»), мрачный период духовного гнета и торжества мещанства и бездуховности во времена застоя («Вот пришел великан...»). Во всех произведениях К. Воробьева слышится страстный призыв к людям быть добрее и милосерднее. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

Самым трагичным в творческой биографии (и жизненной тоже) писателя явилось то, что критика не услышала его искреннего голоса и усиленно убеждала в том, что книги его вредны и несозвучны моральным требованиям времени. Даже в 1984 году, после экранизации повестей «Крик» и «Убиты под Москвой» (фильм «Экзамен на бессмертие» режиссера А. Салтыкова) в газете «Красная звезда» оспаривалось право писателя на правдивый показ трагедии первых дней войны. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

В 1983 году режиссером Алексеем Салтыковым был снят фильм «Экзамен на бессмертие» по повестям Константина Воробьѐва «Убиты под Москвой» и «Крик. Прав был писатель Виктор Астафьев, говоря: «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой».

В 1990 году режиссѐром Александром Итыгиловым был снят ещѐ один фильм о подвиге кремлѐвских курсантов — «Это мы, Господи!..». Это военная драма по повести «Убиты под Москвой». Фашистские войска вплотную подошли к Москве, отступать больше некуда. Москву нужно отстоять, во что бы то ни стало. На передовую отправляются последние резервы.

Фильм «Это мы, Господи!..» имеет подзаголовок «Ястребов». В названии фильма использовано название другой повести Воробьѐва, о пребывании главного героя в немецком плену. Финал фильма также изменен — если в конце повести «Убиты под Москвой» лейтенант Ястребов остаѐтся единственным выжившим из своей роты и пытается достичь расположения советских войск, то в фильме Ястребова берут в плен немецкие танкисты.

Повесть «Почем в Ракитном радости» не появилась ни в одном из журналов и с большим трудом в «очищенном» виде была напечатана издательством «Советская Россия». Журналу «Новый мир», несмотря на то, что уже был подписан договор с писателем, в 1966 году пришлось отказаться от публикации повести «Друг мой Момич». Рассказ «Седой тополь», написанный на материале повести «Это мы, Господи!», был отвергнут многими журналами. Многострадальная судьба постигла рассказ «Синель», он был отвергнут журналами и издательством «Советский писатель». У кого поселяются аисты : повести и рассказы / К. Воробьев. – Москва, 1964. – 382 с. – Текст : непосредственный. Из содерж. : Почем в Ракитном радости. – С. 188–258. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

Каждая публикация писателя требовала от него почти нечеловеческих усилий, воли, мужества, порой унизительного терпения. И хотя книги увидели свет при его жизни в полном или сокращенном варианте, они были обруганы, опорочены критикой, а имя Воробьева вычеркнуто из списка нужных народу писателей. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

Но эти же книги, свидетельствующие о мужественной творческой биографии писателя и необыкновенной судьбе человека, прошедшего круги ада войны и фашистского плена, испытавшего и одиночество, и непонимание, но сохранившего чистый и цельный взгляд на жизнь, на призвание человека на земле, сами пробили себе дорогу, нашли своего читателя. По воспоминаниям Веры Воробьевой, жены и соратницы писателя

«Я завален письмами, помогающими мне держаться и жить...» К. Д. Воробьёв

Константин Дмитриевич тяготился жизнью в Литве. «…Осточертела чужбина! Хочу в Русь, криком кричу – хочу домой!» – писал он Виктору Астафьеву. К сожалению, только спустя 20 лет после смерти он смог вернуться на родину. Критик Александр Станюта писал: «Кстати сказать, еще неизвестно как могла бы сложиться личная судьба этого писателя, уроженца Курской области, бывшего военнопленного, не останься он после войны в Литве, где партизанил после побега из лагеря». Умер Константин Воробьев после тяжелой болезни 2 марта 1975 года в Вильнюсе.

«Литературная критика твердо закрепила за Воробьевым место в обойме военных писателей. Это очень почетно и, в общем-то, справедливо. Потому что это понятие – военный писатель – включает в себя нечто большее, нежели сам факт, что человек воевал, а потом писал о войне. Здесь, прежде всего, имеется в виду сам характер писателя: боевой, военный». Юрий Томашевский литературный критик

«Брат, Юрий», «Душа моя», «Дорогой мой человек»… Так обращался писатель к Юрию Томашевскому. Из письма К. Воробьева к Юрию Томашевскому: «Вообще всѐ трудно. Жить трудно. Писать. Встречать и провожать день. Я только хочу с высоты своих злых и горьких лет предупредить Вас, младшего сополчанина, что нужно тщательно беречь Свои силы – слова, жесты, мимику лица, движения души, Чтобы в урочный час написать свою НАСТОЯЩУЮ КНИГУ». 31.07.1970 г.

Сын писателя, Сергей Константинович Воробьев, так вспоминал о самом дорогом для него человеке: «…Я никогда не встречал никого похожего на отца. Это была ярчайшая личность — говорю без преувеличения, — от него исходила особая энергетика. Еще в детстве он ощутил свою исключительность… В свое время я прочитал взахлеб «Крик». Вот она – правда жизни! Перечитал все его вещи, в том числе неопубликованные. Потрясение от его прозы не проходит, я ею просто пронизан. Не все знают, что он писал и стихи, правда, их немного, но это высокая поэзия».

Свежим сеном Запахло вдруг, - И мгновенно Я вижу: луг, Стадо, избы, Моё село... Запах издали Донесло. Стой, мгновение, Не казни! Дай мне в сене Найти концы. Хоть на миг В этот тихий час Дай мне с миром Услышать связь! К. Д. Воробьев 1966 г. Воробьев, К. «Свежим сеном» : [стихи] / К. Воробьев. – Текст : непосредственный // Собр. соч. : в 5 т. / К. Воробьев. – Курск, 2008. – Т. 4. – С. 446.

«Своей наибольшей удачей отец считал повесть «Друг мой Момич» (о страшном периоде коллективизации в деревне). Автора повести травили, набранную рукопись в издательстве изъяли, и даже Твардовский, редактор «Нового мира», давший жизнь повести «Убиты под Москвой», не решился на публикацию предельно правдивой пронзительной книги. Мне кажется, что Константин Дмитриевич своей жертвенностью очищает ныне живущих…» Сын писателя, Сергей Константинович Воробьев Наталья и Сергей Воробьевы (дочь и сын писателя).

Наталья Константиновна Воробьева – дочь писателя, филолог, переводчик. В ее рассказе «Фантом. Жизнь без границ» размышления об отце, его малой родине, о незаконченном романе «И всему роду твоему…». Прослеживается история семьи Воробьевых от самых истоков, от поколений прабабушек и прадедушек, где переплелись и немецкие, и латышские, и русские корни.

Памяти отца Не пробиться сквозь толщи времени, не вернуть назад, не догнать, непосильным для сердца бременем ваших дальних лиц благодать. Не окликнуть в саду по имени, лепестков с волос не стряхнуть, час добра безвозвратно выменян на утрат и разора путь. Но сирени прощальной зарево, полыхая в садах окрест, возвращает нам веру заново в неизбывность заветных мест. Наталья ВОРОБЬЕВА Апрель, 1978 г. Воробьева, Н. Памяти отца : [стихи] / Н. Воробьева. – Текст : непосредственный // Собр. соч. : в 5 т. / К. Воробьев. – Курск, 2008. – Т. 1. – С. 311.

Недолог был творческий путь К. Воробьева, но его замечательные произведения вошли в сокровищницу русской литературы. Его имя стало в литературе символом чести. Он стал одним из первых наших писателей, кто нашел в себе мужество замолвить слово за незаслуженно выпавших из списка героев войны, людей в условиях куда более трудных, нежели самые сложные условия жизни на фронте – во вражеском плену, сохранивших верность Отчизне.

При жизни К. Д. Воробьев не был отмечен какими-либо премиями. В его дневнике есть строчка: «Я не требовал наград за свои дела, потому что был настоящим русским». Но награды к нему всѐ-таки пришли, правда, посмертно ─ 8 октября 1991 года писателю (посмертно) была присуждена премия им. Сергия Радонежского за лучшие литературные произведения для детей и взрослых («Это мы, Господи!..», «Убиты под Москвой», «Крик»). Вручение премии вдове писателя Вере Викторовне Воробьевой проходило в храме Сергия Радонежского на Куликовом поле.

В 2001 году была присуждена литературная премия Александра Солженицына Константину Воробьеву (посмертно) и Евгению Носову – «двум писателям, чьи произведения в полновесной правде явили трагическое начало Великой Отечественной войны, еѐ последствия для русской деревни и позднюю горечь пренебрежѐнных ветеранов». Это мы, Господи!.. / Константин Воробьев. – Москва, 2005. – 445 с. – (Серия «Литературная премия Александра Солженицына»). – Текст : непосредственный.

О писателе были сняты телевизионные передачи: «Слово о Константине Воробьеве» (Россия, 1994), где автор и ведущий Игорь Золотусский рассказывает о жизни и творчестве писателя, о военной тематике его произведений. Фильм «Константин Воробьев. Ненаписанная книга» (автор сценария Наталья Амелина, режиссер Надежда Скоробогатова) был снят на ГТРК по заказу Курского областного комитета культуры. В эфир передача вышла 24 сентября 2009 года.

Ежегодно в Курской области проводится творческий конкурс им. К. Воробьева на лучшее журналистское произведение на военно-патриотическую тему. Творческая группа ГТРК «Курск», создавшая в 2009 году фильм «Константин Воробьев. Ненаписанная книга», стала лауреатом конкурса им. К. Воробьева. Свет звезды Константина Воробьева : сборник произведений курских журналистовлауреатов творческого конкурса имени Константина Воробьева. – Курск, 2010. – 316 с. – Текст : непосредственный

В фондах Курской областной научной библиотеки им. Н. Н. Асеева бережно хранятся издания книг К. Д. Воробьева, вышедшие в разные годы, публикации его произведений в сборниках, в периодических изданиях, а также литература о жизни и творчестве писателя.

Воробьев, К. Д. Собрание сочинений : в 3 т. / Константин Дмитриевич Воробьев ; [Составитель В. В. Воробьева ; автор вступ. ст. Е. И. Носов]. – Москва, 1991-1993. – Текст : непосредственный. Т. 1 : Повести / К. Д. Воробьев. – Москва, 1991. – 477 с. Т. 2 : Повести, рассказы, из архива писателя. / К. Д. Воробьев. – Москва, 1991. – 479 с . Т. 3 : Рассказы, из архива писателя, письма, приложение / К. Д. Воробьев. – Москва, 1993. – 493 с. В 1991–1993 годах в Москве вышло собрание сочинений К. Д. Воробьева в 3-х томах, а в 2008 году, в Курске, к 90-летию со дня рождения писателя, вышло пятитомное собрание сочинений.

Собрание сочинений : в 5 т. / К. Воробьев ; [сост. В. Г. Григоржевич]. – Курск , 2008. – Текст : непосредственный . Т. 1 / [авт. вступ. ст.: Е. И. Носов, Ю. В. Томашевский]. – 398 с. Т. 2 / [авт. вступ. ст. Г. Красников]. – 446 с. Т. 3 / [авт. вступ. ст. В. П. Астафьев ; примеч. В. Г. Григоржевич]. – 414 с. Т. 4 / [авт. вступ. ст. И. Дедков]. – 478 с. Т. 5 / [авт. вступ. ст. Н. Кузин]. – 414 с. Пятитомник вышел тиражом в 4000 экземпляров, из них 1800 экземпляров каждого тома были направлены во все курские библиотеки, школы, государственные музеи.

В собрание сочинений, помимо творческого наследия Константина Воробьева, вошли фотографии из семейного архива, дневники и переписка автора, отзывы издателей и читателей, рецензии критиков. Собрание дополнено воспоминаниями жены писателя Веры Викторовны Воробьевой. И это важно в связи с тем, что до выхода в свет пятитомника так и не было написано серьѐзной, научно выверенной биографии писателя. Поэтому «Розовый конь» Веры Викторовны Воробьѐвой имеет значение единственного надежного источника биографических сведений о К. Д. Воробьеве. В собрании сочинений напечатано слово об отце, написанное дочерью писателя, Натальей Константиновной, речь сына, Сергея Константиновича, при получении премии А. И. Солженицына, присужденной К. Д. Воробьеву посмертно в 2001 году.

Каждый том издания содержит раздел «Слово о К. Д. Воробьеве», в котором помещены наиболее значительные статьи и рецензии известных писателей, литературоведов и критиков о творчестве Воробьева, в том числе статьи и выступления курских литераторов.

В расположении произведений в пятитомнике реализована идея Ю. Томашевского: «по этапам жизни воробьевского героя», высказанная в статье «Право на возвращение»: «Нужно только повести и рассказы выстроить по-своему – не так, как чередуются они в сборниках, а как смыкаются по времени, в котором живѐт их герой – сначала мальчишка, потом юноша, потом человек мужающий, совсем взрослый, наконец, тот, чьи годы перешагнули через пятьдесят. Все написанное Воробьевым – словно повесть об одной жизни».

«Теперь – мы в поэмах и прозе...» : курские писатели-фронтовики о войне : библиографический указатель / Ком. по культуре Курской обл., Курская обл. науч. б-ка им. Н. Н. Асеева, Отд. краевед. лит. ; [сост.: Е. М. Капустина, Е. В. Мазнева, М. С. Федорова, Е. Н. Чурилова]. – Курск : КОНБ им. Н. Н. Асеева, 2009. – 83 с. – Текст : непосредственный . Из содерж.: Воробьев Константин Дмитриевич, писатель (16.11.1919 – 2.03.1975) : [биогр. справка]. – С.17–18 ; «Тридцать лет после войны, осенью…» / Е. Джичоева. – С. 19–24. В библиографическом указателе 2009 года «Теперь мы в поэмах и прозе…» отражены издания произведений о войне, а также литература о жизни и творчестве курских писателей-фронтовиков: Василия Алехина, Константина Воробьева, Николая Корнеева, Евгения Носова. Каждый из указателей открывает статья о жизненном и творческом пути нашего земляка-писателя. В конце каждого указателя имеются указатель названий произведений автора и именной указатель.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=