Музейная редкость

12+

Антонова Ирина Александровна (20.03.1922 – 30.11.2020), российский историк искусства и музейный деятель. С 1945 года работала в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) (в 1961–2013 директор, в 2013–2020 президент). Автор работ по искусству итальянского Возрождения, по вопросам музейной деятельности. Организатор многих международных выставок, Музея личных коллекций (1994), Музея-квартиры С. Т. Рихтера (1998), музыкального фестиваля «Декабрьские вечера».

Полвека Ирина Александровна Антонова возглавляла один из лучших музеев не только России, но и мира. Во многом Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина тем, который мы знаем, стал благодаря Ирине Александровне Антоновой, назначенной директором музея в 1961 году. Это она привезла «Джоконду» Леонардо да Винчи в Москву. Первая в жизни персональная выставка Александра Тышлера прошла в 1966 году стараниями молодого тогда директора Пушкинского музея Ирины Антоновой. В 1981 году большой выставкой из музейных и частных собраний России был отмечен столетний юбилей со дня рождения Пабло Пикассо. Совместный французско-русский проект выставки русского авангарда «Москва-Париж» (1981), впоследствии вошел в историю искусства как наиболее яркое художественное событие XX столетия. В разгар «перестройки» в 1987 году в Музее прошла выставка «Возвращение мастера» Марка Шагала, приуроченная к 100-летию со дня его рождения. Ее задачей было не только собрать воедино произведения русского периода и поздние работы, но и вернуть этого великого художника XX века русской культуре. Ирина Александровна Антонова делала в своей должности директора Музея невозможное – пробивала «железный занавес», строила мосты культуры в разгар «холодной войны». Идея ГМИИ им. А. С. Пушкина как «музейного городка», которую она продвигала на всех уровнях, определила во многом нынешний этап жизни Пушкинского. В этом смысле Ирина Антонова была человеком не прошлого, а настоящего.

Выставка картин Дрезденской галереи : каталог / составители и авторы вступительной статьи И. А. Антонова, А. Н. Замятина, О. Д. Никитюк, В. Н. Прокофьев ; Министерство культуры СССР, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. – Москва : Искусство, 1955. – 132 с. : ил. – Текст : непосредственный. В данный каталог вошли те из картин Дрезденской галереи, которые экспонировались на выставке в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 1955 году. Каталог составлен в алфавитном порядке, объединяющем все национальные школы.

Веронезе / составитель и автор вступительной статьи И. Антонова. – Москва : Государственное издательство изобразительного искусства, 1963. – 67 с. : ил. – Текст : непосредственный. Книга посвящена итальянскому художнику Паоло Веронезе (1528-1588) – одному из виднейших живописцев венецианской школы.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина : путеводитель по картинной галерее. – 3-е изд., испр. – Москва : Изобразительное искусство, 1987. – 192 с. : ил. – Текст : непосредственный. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина – один из крупнейших музеев России. Он хранит произведения зарубежного искусства с глубокой древности до наших дней. Главная цель путеводителя по картинной галерее – вести посетителя музея из зала в зал, кратко знакомя его с творчеством наиболее крупных живописцев и живописных школ. Это научно-популярное издание содержит справочный материал об истории музея, о художниках и их произведениях, а также краткие характеристики этапов развития зарубежного искусства.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина : живопись : [альбом] / авторсоставитель И. А. Антонова. – Ленинград : Аврора, 1988. – 182, [1] с. : ил. – Текст : непосредственный. Книга рассказывает об истории Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и представляет репродукции многих картин. Самая значительная часть собрания – картинная галерея, имеющая мировую известность. Ее украшением являются византийские иконы, прославленные картины Боттичелли, Рембрандта, Рубенса, Ватто, Мане, Ренуара, Матисса, а также шедевры многих других великих мастеров европейской живописи XV–XX веков.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина : [альбом] / авторы-составители: И. А. Антонова, М. И. Майская, В. А. Мизиано [и др.] ; автор вступительной статьи И. А. Антонова. – Москва : Советский художник, 1989. – 352 с. : ил. – Текст : непосредственный. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина второй по значению после Государственного Эрмитажа музей зарубежного искусства в нашей стране. Музей включает богатейшие собрания живописи и скульптуры Италии, Германии, Франции, Фландрии, Англии и других стран. Мировое значение имеют его коллекции французской и голландской живописи, а также коллекции памятников искусства и культуры Древнего Египта. В настоящем альбоме рассказывается об истории создания музея, о составе и ценности его коллекций, судьбе картин.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва : [альбом] / вступительная статья И. А. Антоновой. – Ленинград : Аврора, 1989. – 286, [1] с. : ил. – Текст : непосредственный. В альбоме представлены произведения искусства Древнего Египта, античная скульптура и керамика, древняя византийская икона из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Особое место в издании отводится искусству западноевропейских стран – Италии, Нидерландов, Фландрии, Германии, Испании, Франции и других. Вступительная статья рассказывает об истории формирования коллекций музея.

Шедевры Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина : [альбом] / вступительная статья И. А. Антоновой. – Москва : Советский художник, 1986. – [141] с. : ил. – Текст : непосредственный. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве – одно из самых замечательных художественных собраний России. В нем хранятся памятники мирового искусства с древнейших времен до наших дней. Альбом открывается вступительной статьей, рассказывающей об истории создания музея, формирования его коллекций. Воспроизводится более восьмидесяти шедевров, хранящихся в музее. Каждая репродукция сопровождается текстом, в котором читатель найдет различные сведения и о самом произведении, и о его авторе.

Шагал. Возвращение мастера : по материалам выставки в Москве : к 100-летию со дня рождения художника : [альбом-каталог] / составитель М. А. Бессонова ; предисловие И. Антоновой. – Москва : Советский художник. – 1988. – 326, [1] с. – Текст : непосредственный. Альбом-каталог посвящен выставке, приуроченной к 100-летию со дня рождения Марка Шагала, которая проходила в 1987 году в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Эта выставка явилась не только крупным событием в художественной жизни столицы, но и возвращением отечественному искусству его утраченных ценностей.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России: «Ирина Александровна была потрясающим патриотом своего музея. В значительной мере репутация ГМИИ им. А. С. Пушкина в стране и в мире была создана усилиями Ирины Александровны, как собирательскими, так и организационными. В этом ее огромная заслуга. Все ее проекты были связаны с тем, чтобы сделать музей, каким она его видела. У нее были широкие планы превращения ГМИИ в мощный музейный квартал. Ирина Александровна - яркий пример того, как человек, работающий в музее, создает его. За музей всегда же надо бороться. Это только кажется, что в музее есть уникальные вещи, и они сами за себя все скажут и объяснят. Нет, именно люди, работающие в музее, его создают. Ирина Александровна сумела поставить ГМИИ в ряд музеев мирового уровня и определила дальнейшие направления развития его как мирового музея с разнообразными формами деятельности. Таким, наверное, должен быть музей XXI века».

Антонова И. А. Королева музеев / И. А. Антонова ; беседу вела Е. Денисова . – Текст : непосредственный // Крестьянка. – 2007. – № 7-8. – С. 22-25.

Антонова И. А. «Диктатура – это высшая форма ответственности» / И. А. Антонова ; беседу вел Д. Смолев. – Текст : непосредственный // Известия. – 2007. – 19 марта. – С. 10.

Ирина Антонова давно подыскивала себе преемника : в Пушкинском музее завершилось 52-летнее директорство железной леди русского искусства / В. Иванова, О. Кармунин, Я. Тимофеев, А. Шевелева. – Текст : непосредственный // Известия. – 2013. – 3 июля. – С. 7.

Антонова И. А. Ирина Антонова : «Мне мешает плохая архитектура» / И. А. Антонова ; беседу вела М. Москвичева. – Текст : непосредственный // Московский комсомолец. – 2012. – 20 марта. – С. 6.

Железная муза музея : сегодня у Ирины Александровны Антоновой юбилей / подготовила Ж. Васильева. – Текст : непосредственный // Российская газета. – 2012. – 20 марта. – С. 12.

Антонова И. А. «Я мечтала выбрать в преемники ученого» : Ирина Антонова – о том, почему Минкультуры не утвердило ее кандидатов на пост директора ГМИИ, и об итогах своего полувекового правления / И. А. Антонова ; беседу вел Я. Тимофеев. – Текст : непосредственный // Известия. – 2013. – 9 июля. – С. 7.

Антонова И. А. Сама иду на свой свет… : президент Государственного музея имени Пушкина Ирина Антонова об искусстве провокации и жизни / И. А. Антонова ; записал А. Ярошенко. – Текст : непосредственный // Российская газета. – 2017. – 28 апр. – С. 12.

Владимир Васильев, артист балета, хореограф, педагог: «Для меня этот музей слился с образом Ирины Александровны. В этой женщине удивительно много от сильного волевого мужчины. У нее есть качество, которое очень показательно для профессионалов. Она не терпит равнодушия, безразличия к делу, халатности... И вот что поразительно: с каждым годом она начинает какую-то новую жизнь. Не секрет, что все мы (я не исключение) делаем большую часть открытий в юности, молодости. С годами их становится все меньше и меньше. А когда я разговариваю с Антоновой, то вижу, что ей все интересно. По крайней мере, из того, что касается искусства. Впечатление такое, что она постоянно открывает для себя что-то новое. И эту радость открытий, что ей доставляют музыка, поэзия, театр, она стремится привнести в родной дом – в Музей изобразительных искусств… Антонова, конечно, человек уникальный. Она, если так можно выразиться, железная леди музея. Точнее, служения музею. А значит – музам».

Свеча горела на столе, свеча горела... : 1 декабря 2020 года – первый декабрьский вечер без Ирины Александровны Антоновой / подготовили Ж. Васильева, А. Васянин, Н. Лебедева. – Текст : непосредственный // Российская газета. – 2020. – 2 дек. – С. 7.

Антонова И. А. «...Дух, перед которым надо преклониться...» / И. А. Антонова ; беседу вела Т. Пынина. – Текст : непосредственный // Знание-сила. – 2021. – № 5. – С. 47-54.

Бусыгин А. Характер и судьба / А. Бусыгин. – Текст : непосредственный // Литературная газета. – 2021. – 2-8 июня (№ 22). – С. 21. – Рец. на кн. : Антонова, Ирина. Воспоминания. Траектория судьбы / И. Антонова. – Москва : АСТ, 2021. – 256 с. – (Биография эпохи).

С изданиями, представленными на выставке, вы можете познакомиться в Курской областной универсальной научной библиотеке им. Н. Н. Асеева

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика