С Богом все творящий...

Книга разделена на 17 граней или степеней и охватывает время от княжения Владимира Святославича до Ивана IV (включительно). В «Степенной книге» прославляется московская монархия и утверждается идея о божественном происхождении самодержавной власти. «Степенная книга» связывает происхождение царствующего рода с римским императором Августом, наследниками которого объявлялись киевские, а затем - владимирские и московские князья. Эта «августовская легенда» основана на Сказании о князьях Владимирских. Второй комплекс идей «Степенной книги» посвящен союзу светской и духовной власти. Описания русских князей и правителей носят житийный характер (славословие их «святых подвигов» и «истинного благочестия»). В каждую грань включено и жизнеописание «святейших» из русских митрополитов. Примечателен образ Димитрия Донского в «Книге Степенной царского родословия». Составитель этого памятника благовещенский протопоп Андрей (впоследствии – митрополит Афанасий) повествованию о Димитрии Донском посвятил 12-ю степень, создав объемное жизнеописание князя. В Степенной книге образ мужественного воителя, каким представляют читателю Димитрия Донского памятники Куликовского цикла (прежде всего летописная повесть и «Задонщина», акцентирующие внимание читателя на храбрости князя в бою), начинает приобретать все более «мирные» черты. Важно отметить, что в основу рассказа Степенной книги об этом московском князе были положены не памятники Куликовского цикла, а единственное произведение, специально прославляющее его христианские добродетели, – « Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича царя русского» .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=