Федор Достоевский. Откровение о человеке

БиблиоЭкспо «Фёдор Достоевский. Откровение о человеке» Произведения Достоевского - юбиляры года на сцене и на экране

175 лет (1849 г.) – повести «Неточка Незванова».

Повесть не может похвастаться большим количеством театральных постановок и экранизаций, в отличии от других произведений Достоевского. Телеспектакль «Мечтательница» по мотивам повести Достоевского 1995 г., режиссер – Марина Дубровина. Актеры: Ольга Высоколян, Иннокентий Смоктуновский, Егор Высоцкий, Полина Медведева. История о том, как современная девочка переживает в фантазиях судьбу Неточки до того момента, как ее выдают замуж за старика... В главной роли Ольга Высоколян

«Неточка Незванова». Спектакль Санкт-Петербургского Городского театра. Премьера состоялась 1 марта 2019 г. Режиссѐр – Юлия Беляева Хореограф – Евгения Миляева Действующие лица и исполнители: Неточка – Анастасия Шалыгина; Егор Ефимов, отчим Неточки – Михаил Рябов, Александр Габура; Мать Неточки – Кристина Токарева, Мария Виноградова; Двойник – Константин Скиба, Илья Ходырев; Екатерина – Анастасия Кунгурцева Номинации на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» 2018/2019 за лучшие женскую и мужскую роли. Сцена из спектакля

Юлия Беляева, режиссѐр спектакля: «Неточка Незванова — всегонавсего маленькая девочка, которая растѐт в непростой и мрачной битве за свою жизнь. Вокруг неѐ много горя, но, благодаря ему, Неточка становится сильным, взрослым человеком. Мы хотим рассказать историю еѐ становления. ... Повесть состоит из трѐх частей: «Детство», «Новая жизнь» и «Тайна». Это разные этапы в жизни Неты, поэтому и в спектакле три части — это путь еѐ взросления. История о том, как можно жить, потеряв всѐ, как можно быть сильным против силы, тебя превосходящей, как любить, когда вокруг никто не любит, как можно не терять надежду». Сцены из спектакля

165 лет (1859 г.) - повести «Село Степанчиково и его обитатели».

Повесть Достоевского не раз перерабатывалась для сцены. Первая по времени инсценировка «Села Степанчикова» была выполнена К. С. Станиславским в 1888 г. Им же в 1891 г. была осуществлена и первая постановка, в которой он сыграл Ростанева. С тех пор и до наших дней «Село Степанчиково» ставилось на многих русских и зарубежных сценах. Наибольший общественный резонанс вызвала постановка К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко 1917 года в Московском Художественном театре. В роли Фомы Опискина выступил Иван Михайлович Москвин. К. С. Станиславский: «В спектакле «Село Степанчиково» я сподобился познать истинные радости подлинного артиста-творца. ... Роль дядюшки и вся пьеса «Село Степанчиково» имели для меня как артиста совершенно исключительное по важности значение. ... Какое счастье хоть раз в жизни испытать то, что должен чувствовать и делать на сцене подлинный творец! Это состояние — рай для артиста, и я познал его в этой работе». Москвин в роли Опискина

В 1963 г. вышел югославский телевизионный фильм «Два критических дня» режиссѐра Савы Мрмака. В главных ролях: Мия Алексич, Люба Тадич, Тамара Милетич, Славко Симич. Кадр из фильма

В 1970 г. была поставлена новая версия спектакля «Село Степанчиково» во МХАТе имени Горького (в 1973 г. она была записана для телевидения). Роль Фомы Опискина сыграл Алексей Грибов. Алексей Грибов в роли Опискина и Михаил Зимин в роли Ростанева

В 1989 г. Лев Цуцульковский поставил телевизионный фильм «Село Степанчиково и его обитатели» со Львом Дуровым в роли Фомы Опискина. Лев Дуров в роли Опискина

В 1996 г. в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова по повести Достоевского был поставлен спектакль «Возвышенные люди», где роль Фомы Опискина сыграл Евгений Лебедев. Сцена из спектакля

В 2013 г. в Малом театре был поставлен спектакль «Село Степанчиково и его обитатели» (в 2016 г. - записан для телевидения) с Василием Бочкарѐвым в роли Опискина. Василий Бочкарев — лауреат премий за лучшую роль (Фомы Опискина) — «Звезда Театрала» — 2014 г. и Международного театрального фестиваля им. Н. П. Акимова «Виват, Комедия!» — 2015 г. Сцена из спектакля

145 лет (1879 г.) - роману «Братья Карамазовы»

Режиссёр Карен Шахназаров: «Считаю самым великим романом «Братья Карамазовы» Достоевского. Это лучшее, что написано в этом жанре. Пусть здесь нет толстовской стилистической изысканности, пусть эта книга не идеальна в литературном смысле, но когда еѐ читаешь – книга просто жжѐт руки. Всѐ-таки есть в произведениях Достоевского что-то нечеловеческое. Может быть, и верно утверждение, что великие художники разговаривают не с нами, они разговаривают с Богом и Ему задают вопросы. Достоевский был из таких великих художников». Писатель Харуки Мураками: «―Карамазовых‖ я прочел в возрасте 14–15 лет и с тех пор перечитывал четыре раза. Каждый раз это было прекрасно. В моем представлении это идеальное произведение. Это пик, вершина». Карен Шахназаров (вверху) и Харуки Мураками (нижнее фото).

Цензура не пропускала подавляющее большинство инсценировок романов Достоевского, усматривая в них «сплошной протест против существующего общества», и «Братья Карамазовы» были многократно запрещены к постановке на сцене. Так, уже в 1881 г. инсценировка Вильгельма Вольфсона была отклонена с комментарием: «Чудовищное преступление отцеубийства, в котором принимают самое деятельное или бессознательное участие трое сыновей, по мнению цензора, не может быть производимо на сцене». В 1885 г. тайный советник Генрих фон Фридберг запретил постановку драмы Мердера, отметив что реализм романа представляет собой «что-то нравственно ядовитое», а сам роман «ложится позорным пятном на русское помещичье сословие». В дальнейшем, как постановки всего романа, так и отдельных сцен запрещались с тем же пояснением. Впервые разрешение на постановку в театре в 1899 г. получила инсценировка Сутугина. При этом было наложено ограничение на постановку: только в провинции и «с особого разрешения». Впервые поставить «Карамазовых» удалось в 1899 г., зато в XX и особенно – в XXI вв. спектаклей по роману было множество — вплоть до балета и рок-оперы. На сегодняшний день экранизаций романа – почти 2 десятка. Первая экранизация романа Ф. М. Достоевского – немой фильм «Братья Карамазовы» (1915 г., Россия, режиссёр и сценарист - Виктор Туржанский). Производство: «Товарищество А. Талдыкин и К°» Актеры: И. Покровский (Федор Карамазов), А. Мичурин (Дмитрий Карамазов), Ф. Добрынин (Иван Карамазов), В. Попов (Алеша Карамазов), П. Орленев, М. Ведринская, Фаина Шевченко (Грушенька). Фильм, к сожалению, не сохранился.

Вехой стала постановка 1910 г. на сцене МХТ: спектакль Владимира НемировичаДанченко и Василия Лужского вызвал волну дискуссий о том, можно ли вообще перевести на язык театра большой роман. НемировичДанченко видел общность романа с жанром трагедии, но не стремился превратить текст в классическую пьесу: в спектакле была роль Чтеца, а действие, как и в романе, составляли разнородные фрагменты. Ивана Карамазова сыграл Василий Качалов. Василий Качалов в роли Ивана Карамазова

Среди самых известных экранизаций стоит назвать трѐхсерийную работу 1968 г. Ивана Пырьева. Это последняя работа в карьере Пырьева, скоропостижно скончавшегося до завершения создания фильма. Третью серию картины закончили исполнители главных ролей Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. Иван Пырьев: «Лично мне Ф. М. Достоевский особенно дорог, я испытываю давнее и стойкое пристрастие к нему как к писателю исключительному и по художественной силе, и по трагической судьбе». Пырьев с актѐрами

В главных ролях: Михаил Ульянов — Дмитрий Карамазов Кирилл Лавров — Иван Карамазов Андрей Мягков — Алѐша Карамазов Лионелла Пырьева — Грушенька Марк Прудкин — Фѐдор Павлович Карамазов Светлана Коркошко — Катерина Ивановна Верховцева Валентин Никулин — Павел Смердяков Павел Павленко — старец Зосима Призы и премии картины: 1969 г.: Московский международный кинофестиваль — специальный приз; 1969 г.: Номинация на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке; 1971 г.: Конкурс Японской ассоциации любителей кино — приз «Жемчужина» как лучшая иностранная лента года. Кадр из фильма

Ещѐ одна, скорее курьѐзная, голливудская экранизация — фильм Ричарда Брукса 1958 г. с Юлом Бриннером в роли Мити и Уильямом Шетнером в роли Алеши. Грушеньку в нем могла сыграть Мэрилин Монро, но помешали студийные конфликты. В финале Иван и Алѐша, подкупив кого следует, устраивают побег Мити с Грушенькой за границу. Уильям Шетнер в роли Алѐши Карамазова, Ричард Бэйзхарт в роли Ивана Карамазова, Юл Бриннер в роли Дмитрия Карамазова

В 1997 г. спектакль по роману Достоевского поставил режиссѐр Юрий Любимов. Он назывался «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)», что подчеркивало доминирование мира карамазовщины над героями. Интересно, что на премьере присутствовал 82-летний иерарх Православной Церкви за рубежом, известный проповедник, епископ Василий Родзянко. Это событие критики окрестили «встречей иерархов Церкви и театра». На встрече в Театре на Таганке епископ Василий рассказал о том, что его духовный отец, митрополит Антоний Храповицкий в молодые годы был знакомым с Достоевским. Бытует мнение, что именно митрополит Антоний послужил для писателя прообразом Алеши Карамазова. Почитание митрополитом Достоевского было столь глубоким, что он написал книгу «Ключ к творениям Достоевского», которая в 20-х гг. была издана в Белграде. Афиша спектакля

«Братья Карамазовы. По ту сторону греха» (фильм-балет Бориса Эйфмана, 2013) Режиссер/Хореограф: Борис Эйфман Художник: Вячеслав Окунев Музыка: Сергей Рахманинов, Рихард Вагнер, Модест Мусоргский. Кардинально новая переработка собственного спектакля «Карамазовы» 1995 г. Алѐша - Дмитрий Фишер; Дмитрий - Олег Габышев; Иван - Сергей Волобуев; Фѐдор Павлович Карамазов - Игорь Поляков; Грушенька - Мария Абашова. Борис Эйфман: «Расширяя возможности языка тела как средства познания внутреннего мира человека, мы представляем свое видение основных идей романа. Спектакль «По ту сторону греха» не только развивает традиции психологического балетного искусства, но и стремится выполнить другую, не менее сложную творческую задачу — создать пластический эквивалент гениально раскрытой Достоевским темы мучительного бремени разрушительных страстей, дурной порочной наследственности. Балет «По ту сторону греха» — попытка исследования истоков нравственной катастрофы Карамазовых, обращение к глубинной сущности «широкой» человеческой натуры, к тайнам жизни людских сердец, где «дьявол с Богом борется». Принципиально отказавшись от переноса на балетную сцену ряда сюжетных линий романа, я сосредоточился на погружении в раздираемые противоречиями души главных героев. В «Братьях Карамазовых» звучит важнейшая идея: если Бога нет, то «все дозволено».

Сцены из фильма-балета

Принципиально отказавшись от переноса на балетную сцену ряда сюжетных линий, хореограф погружает зрителей в противоречивый душевный мир героев романа. Искусство балета в этом спектакле предстает необычайно психологичным, становится практически пластическим эквивалентом гениального литературного произведения. Зрители признавались, что смотрят этот балет как «оживший текст». Сцена из фильмаспектакля

Благодарим за внимание!

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=